1 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Здоровье не все, но все без здоровья – ничто» Сократ Программа «Акробатика» имеет физкультурно-спортивную направленность, уровень - ознакомительный и рассчитан на 1 год обучения. За последние годы динамика здоровья детей характеризуется неблагоприятными тенденциями. Это объясняется экономическими трудностями, ростом социальной напряженности и другими факторами. Стресс и подверженность различным заболеваниям стали постоянными спутниками жизни старшего и подрастающего поколения. Недостаточная двигательная активность детей на уроках физической культуры в школах делает дополнительные занятия в секциях, кружках и студиях просто необходимыми. Система дополнительного образования детей, получившая широкое развитие в нашей стране, приоритетной задачей ставит физическое развитие и духовно-нравственное воспитание детей. Поэтому комфортные условия ребенка в семье, в учебном заведении, в группе формального общения – важно для социальной защищенности детей, формирования здорового образа жизни. Программа «Акробатика» соответствует современным требованиям педагогики, психологии, физиологии, теории физической культуры, раскрывает содержание деятельности акробатической студии. 1.1 Актуальность программы. Актуальность. По статистике среднесуточный объем движений у детей в нашей стране составляет чуть больше половины гигиенической нормы. Известно, что снижение двигательной активности и ограничение мышечных усилий приводят ко многим серьезным нарушениям в организме человека, начиная от состояния кожи, нарушения осанки, искривления позвоночника, ожирения, близорукости и заканчивая функциями всех внутренних органов. Акробатика привлекает детей своей доступностью. Прежде всего, акробатикой можно заниматься с 4 лет и до пожилого возраста. Это объясняется большим диапазоном сложности упражнений – от простейших – до чрезвычайно трудных. Для занятий не требуются сложные снаряды, заниматься можно и в зале, и на стадионе, и на лужайке. Выполнение акробатических упражнений благотворно влияет на рост и физическое развитие детей. Выполнение акробатических упражнений способствует развитию силы, ловкости, гибкости, быстроты реакций, ориентировки в пространстве, совершенствованию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и связок суставов, особенно голеностопного, плечевого, тазобедренного и лучезапястного. Акробатические занятия разносторонне воздействуют на организм детей. При выполнении 2 упражнений вниз головой осуществляется массаж внутренних органов. Недостаточность физических нагрузок приводит также и к психологическим трудностям. Часто ребенок избегает общения с другими детьми из-за своей излишней полноты или худобы, плохой координации движений. Замыкаясь в себе, ребенок находит выход своим эмоциям в агрессивном поведении. Есть только один способ избежать всех этих проблем – поощрять занятия детей физической культурой и спортом с самого раннего возраста. Так как многие дети не посещают спортивные школы, секции, а физкультура в школе дается в весьма ограниченном объеме, разработка спортивных программ для учреждений дополнительного образования детей является сегодня чрезвычайно актуальной. Разработка данной программы вызвана необходимостью коррекции и укрепления здоровья воспитанников, их разностороннего физического развития и совершенствования физической подготовки. Акцент в программе делается на то, чтобы привить ребенку любовь к занятиям акробатикой и к здоровому образу жизни. 1.2 Новизна Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования групп и рассчитан на последовательное расширение области теоретических знаний и практических умений и навыков. Программа носит системный характер, включает в себя диагностику и анализ состояния здоровья и способностей ребёнка, т.е. является гибкой, отвечает возрастным особенностям и индивидуальным потребностям учащихся. Предметом обучения по программе является укрепление здоровья, совершенствование физических качеств, освоение определенных двигательных действий, развитие мышления, творчества и самостоятельности. 1.3 Цель образовательной программы Укрепление здоровья учащихся, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, обучение начальным элементам акробатических движений в доступной для них форме. Задачи программы: Оздоровительные задачи сохранение и укрепление здоровья; укрепление мышечного корсета: формирование правильной осанки: 3 способствовать комплексному развитию физических качеств (скоростносиловые, гибкости, силы, ловкости, выносливости, быстроты). Развивающие задачи: способствовать физическому развитию ребенка; гармоничное развитие физических способностей. Воспитательные задачи: - воспитание культуры поведения и общения; воспитание умений работать в коллективе; формирование желания заниматься спортом и радоваться своим достижениям. 1.4 Педагогическая целесообразность Предлагаемая программа позволяет компенсировать недостаток двигательной активности, способствует гармоничному и всестороннему развитию детей, что непосредственно отражается и на интеллектуальном развитии ребенка. Акробатика – ценное средство развития смелости, решительности, ловкости. Ученикам предлагаются занятия прыжковой акробатикой наряду с освоением основ хореографии. Музыкальное сопровождение на занятиях акробатикой развивает музыкальных слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца расширяют общий кругозор, способствуют развитию координации движений, ритмичности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств. Программа пропагандирует здоровый образ жизни и служит средством профилактики и коррекции здоровья. Особое внимание уделяется формированию правильной осанки, воспитанию и развитию в процессе освоения акробатических упражнений основных физических качеств, оздоровительные и воспитательные задачи решаются в неразрывной связи с общеобразовательными. Занятия акробатикой предполагают теоретическую и практическую подготовку. Техника освоения упражнений состоит из следующих этапов: объяснение, сопровождаемое рисунком, детальный показ, выполнение с помощью и страховкой, разбор типичных ошибок. Результативность обучения достигается внедрением следующих педагогических технологий: технология сотрудничества, групповая, технология индивидуализации обучения. В обучении имеют место традиционные и нетрадиционные типы занятий (смотр знаний, показательные выступления, соревнования). Опираясь на уровень физической подготовленности детей, их природные данные, в процессе систематических занятий достигается переход детей на более высокую ступень физического совершенствования. 4 1.5 Срок реализации программы, формы и режим проведения занятий. Программа рассчитана на 1 год обучения - 144 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий - 2 часа ( два занятия по 45 минут). Возраст учащихся – 6,6-8лет, группа- 13-15чел. 1.6 Ожидаемые результаты Педагогические результаты образовательной деятельности представляют собой личностные новообразования, которые являются следствием данной деятельности. В процессе занятий акробатикой по данной общеразвивающей программе, предполагается получение следующих результатов: В конце 1 года обучения воспитанники должны знать: Правила поведения и технику безопасности на занятиях акробатикой; терминологию простых ОРУ; Правила выполнения упражнения группой; Знать последовательность выполнения специальных упражнений и уметь правильно выполнять их; Знать терминологию акробатических упражнений и технику их выполнения; Уметь: Уметь ходить, бегать, прыгать при изменении частоты ритма; Принимать основные положения и осуществлять движение рук, ног, туловища без предмета и с предметами; Выполнять простейшие танцевальные движения. 5 2. Содержание программы 2.1 Учебно-тематический план №№ п/п Наименование раздела, тема Всего I Введение в программу 2 2 - II Строевая подготовка 6 3 3 Устный опрос Практическое задание III Общая физическая подготовка 32 13 19 IV Специальная физическая подготовка 38 7 31 Устный опрос Практическое задание Тестирование Устный опрос Практическое задание V Акробатическая подготовка 52 9 43 Устный опрос Практическое задание VI Хореографическая подготовка 10 3 7 Устный опрос Практическое задание VII Тестирование физической подготовки 2 - 2 Практическое задание Тестирование VIII Итоговое занятие 2 - 2 Практическое задание Тестирование 144 36 108 ИТОГО: Теория Практика Формы аттестации (контроля) 6 2.2 Содержание программы 1. Ведение в программу – 2 часа. Общие сведения об основах акробатики; техника безопасности на занятиях акробатикой; требования, терминология. 2. Строевая подготовка – 6 часов. Теория – 3 ч.- команды построений и перестроений. Практика – 3 ч. – Строиться по команде в шеренгу по одному, расчет по порядку и на счет. 3. Общая физическая подготовка – 32 часа. Теория – 13 ч. - Физические упражнения общего развития (ОРУ). Упражнения, оказывающие воздействие на все группы мышц. Практика – 19 ч. – Выполнение физических упражнений общего развития (ОРУ). Выполнение ОРУ без предметов, ОРУ в движении, ОРУ с мячом, ОРУ с набивным мешочком, ОРУ в парах. Комплекс упражнений на развитие гибкости, на формирование правильной осанки. Упражнения оказывающие воздействие на все группы мышц: Упражнения на развитие мышц рук и плечевого пояса; Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса; Упражнения для укрепления мышц спины; Упражнения для укрепления мышц ног; Упражнения на развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости во взаимосвязи. 4. Специальная физическая подготовка – 38 часов. Теория – 31 ч. – Освоение подводящих упражнений для выполнения акробатических элементов. Практика – 7 ч. - выполнение упражнений на развитие гибкости: «кошечка», «складки», «бабочка», «рыбка» и «корзинка»; Мост из положения лежа, стоя на коленях; Шпагаты; «сед и упоры». 5. Акробатическая подготовка – 52 часа. Теория – 9 ч. – Начальное обучение акробатическим элементам Практика – 43 ч. – Выполнение акробатических элементов: Равновесия («цапля», «ласточка»); Группировка, перекаты в группировке; 7 Стойка на лопатках ( сгибание и разгибание ног) Кувырки вперед и назад; «мост» из различных положений, «шпагаты» и складки; Стойка на голове у опоры и с помощью; Стойка на руках животом у опоры с помощью. 6. Хореографическая подготовка – 10 часов. Теория – 3 ч. – Знакомство с общими позициями рук и ног. Практика – 7 ч. - Знакомство с общими позициями рук и ног. Освоение простейших танцевальных движений (подскоки, бег, галоп и т.д.) 7. Тестирование – 2 часа. Практика – 2ч. - Контрольная сдача нормативов. 8. Итоговое занятие – 2 часа. - Выступление перед родителями с акробатическими упражнениями. 3. Форма аттестации и оценочный материал Контроль за освоением учебного материала проводится в форме сдачи нормативов и оцениваются по результатам контрольных упражнений и нормативов общей физической подготовки и специальной физической подготовки. Проверочные нормативы для детей 1-го года обучения Прыж ок в длину см 130 128 126 124 122 120 118 116 114 112 110 Подн и мание Балл ног ы Колво 10,0 10 9,8 9 9,6 8 9,4 7 9,2 6 9,0 5 8,8 4 8,6 3 8,4 2 8,2 1 8,0 Отжи мание Балл ы 10,0 9,3 8,6 7,9 7,2 6,5 5,8 5,0 4,0 3,0 Колво 8 7 6 5 4 3 2 1 Угол Балл ы Колво Балл ы 10,0 9,0 8,0 7,0 6,0 5,0 4,0 3,0 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 10,0 9,5 9,0 8,5 8,0 7,5 7,0 6,5 6,0 5,5 5,0 Прыжок на возвыше ние Кол-во 20 сек. 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 Балл ы 10,0 9,5 9,0 8,5 8,0 7,5 7,0 6,5 6,0 5,5 5,0 8 108 106 104 102 100 98 96 94 92 90 88 86 84 82 80 78 76 74 72 70 68 66 64 62 60 7,8 7,6 7,4 7,2 7,0 6,8 6,6 6,4 6,2 6,0 5,8 5,6 5,4 5,2 5,0 4,8 4,6 4,4 4,2 4,0 3,8 3,6 3,4 3,2 3,0 4 3 2 1 4,5 4,0 3,5 3,0 1 4,0 Примечание: Складка ноги вместе: 5б – ноги прямые, грудь плотно прижата к ногам; 4б – ноги прямые, грудь касается ног; 3б – ноги прямые, грудь на расстоянии 10 см от ног; 2б –ноги согнуты. Шпагаты: 3+ - 10б; 2 +, один минус - 8б; 1+, два минуса – 5б; 3 минуса – 0б Результаты тестирования: 40-50 б. – 5 30-39 б. – 4 Меньше 30 б. – 3 Акробатическая комбинация - выполнил - не выполнил 9 Акробатическая комбинация: - И.п. – стоя прогнувшись, руки вверх. Руки в сторону «цапля» в ласточку в О.С. - упор присев - из упора присев 2 кувырка вперед в группировке - кувырок назад - из упора присев, стойка на лопатках, перекатом в сед в группировке - удержание угол, руки в сторону - сед руки вверх, складка ноги вместе - лежа на спине лодочка перекатом лодочка на животе - упор присев, стоя на коленях «мост» - упор присев, шпагат, упор присев - прыжок прогнувшись. 4. Организационно-педагогические условия реализации программы. 4.1 Техническое оснащение. Маты поролоновые используются для страховки учащихся. Музыкальный центр используется для подготовки и проведения упражнений под музыкальное сопровождение (ОРУ под музыку, танцевальные минутки и т.д.) Шведская стенка используется для лазания и выполнения различных физических упражнений (укрепление мышечного корсета) Мяч используется для проведения комплексов ОРУ и проведения некоторых игр. Обруч гимнастический используется для проведения комплексов ОРУ, проведения некоторых игр, в показательных выступлениях. Скамейка гимнастическая используется при выполнении некоторых упражнений, направленных на развитие гибкости и силы. Скакалка гимнастическая используется для проведения комплексов ОРУ и проведения некоторых игр 4.2 Методическое обеспечение. Общее назначение подготовительной части занятия – подготовка организма к предстоящей работе. Конкретными задами этой части являются: организация группы, повышения внимания и эмоционального состояния обучающихся; умеренное разогревание организма. Для проведения подготовительной части используются различные упражнения: строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, несложные прыжки, упражнения на внимание и быстроту 10 реакции; танцевальные комбинации, состоящие из основных изученных элементов, которые сопровождаются музыкой. Все эти упражнения используются в умеренном темпе и направлены на подготовку опорнодвигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Упражнения включаются с целью развития у детей подвижности, гибкости и эластичности позвоночника и суставов, совершенствования координации и точности выполнения движений. Используемые в процессе игры физические упражнения на гибкость, ловкость, силу и другие физические качества, требующие ребенку для дальнейшего освоения акробатический элементов, позволяют расширить практически все двигательные задачи без излишнего переутомления и без потери концентрации внимания в течение всего занятия. Основные упражнения. Перекаты и кувырки С этих упражнений начинается обучение акробатическим прыжкам. Предварительно необходимо изучить группировку в положении лежа на спине: колени прижать к плечам, руками захватить середину коленей, локти прижать к туловищу, голову наклонить на грудь. Перекаты вперед (до опоры ступнями о мат) и назад до опоры на мат затылком в группировке. Стойка на лопатках перекатом назад из упора Присев. Со стойки на лопатках перекат вперед и присев в группировке. Занимающиеся должны научится переходить в присев за счет группировки, не отталкиваясь руками от пола. Кувырок. Из упора присев кувырок вперед в присев в группировке и затем в упор присев. Руки ставить возможно дальше от ног, но без фазы полета. Из основной стойки (кувырок вперед и выпрямиться в основную стойку) через присев в группировке. Во время группировки локти прижать к телу. Два кувырка вперед. Руки ставить возможно дальше. Серия кувырков вперед. Кувырок вперед и в темпе прыжок вверх, со взмахом руками (без пробега). Кувырок, скрывая ноги. Во время переката на спине скрестить ноги и закончить кувырок упором присев, ноги скрестно. Не выпрямляя ног, быстро повернуться кругом в разноименную передней ноге сторону и вновь выполнить кувырок вперед. Кувырок назад. Из упора присев перекат назад до опоры ладонями о мат у плеч. В упоре присев передать тяжесть тела на руки, оттолкнуться руками, сесть как можно ближе к пяткам, захватить группировку и перекатиться назад, опереться ладонями о мат у плеч. Предплечья параллельны, а пальцы обращены к плечам. 11 Отталкиваться руками и сделать перекат вперед в упор присев. Из упора присев – кувырок назад в группировке в упор присев. Из седа кувырок назад согнувшись. Предварительно надо сделать наклон вперед. Ноги все время прямые. Вставать через упор, стоя согнувшись. Это упражнение дает представление о движениях рук при кувырках назад. Стойки Для успешного овладения основным видом стоек – на руках – необходимо предварительно усвоить более легкие стойки. Наряду с физической подготовкой и развитием ориентировки в пространстве следует воспитывать умение принимать выпрямленное положение тела, закреплять спину и ощущать положение своего тела в пространстве. Стойка на лопатках Лежа на спине поднять прямые ноги и подпереть ладонями поясницу. Тело должно быть почти совершенно прямым. В стойке на лопатках сгибать ноги в группировку и выпрямлять их; поочередно и одновременно сгибать ноги в тазобедренных суставах до касания носками ног пола за головой. Стойки на голове. Возле опоры, из сед на пятках передать тяжесть тела на руки, опереться о мат лбом несколько в впереди рук /места опоры руками и головой составляют равносторонний треугольник/ и оттолкнувшись двумя ногами, перейти в стойку на голове в группировке. Спокойно выпрямив ноги точно вверх. Выполняя движения в обратной последовательности, возвратиться в сед на пятках. В стойке на голове сгибать ноги в тазобедренных суставах до касания носками пола и вновь выпрямлять их. Из основной стойки через упор согнувшись силой стойка на голове /ноги в коленных суставах не сгибать/ и перекат в упор, лежа на бедрах. Стойка на руках животом к опоре с помощью тренера исходное положение: упор на прямых руках на полу, ноги положить на возвышение (шведская стенка/высокий мат) в первое время под углом 90 градусов. Спину держать прямой, ноги вместе. Тренер придерживает ребенка за живот. Стоять в этом положении 10 сек. Цель - поднять ноги вертикально вверх так, чтобы живот почти касался стены. После уверенного освоения предыдущих упражнений переходим к выполнению стойки на руках животом к стене. Это упражнение сложнее, чем у шведской стенки, поскольку ногами нельзя зацепиться за опору и вся нагрузка переходит на руки. Для начала ногами упираемся в стену под углом 90 градусов, и по мере адаптации поднимаем ноги выше. 12 Одиночные упражнения. Равновесие - горизонтальное положение тела в упоре, в висе или в стойке на одной ноге. Мост - дугообразное максимально прогнутое положение гимнаста спиной к полу с опорой руками и ногами. Различают: мост опусканием, мост на левой, правой руке, мост на левой, правой ноге, мост одноименный, разноименный. Мост на предплечьях, на коленях. Обычно выполняется из положения, лежа, наклоном назад и переворотом. Шпагат - сед с предельно разведенными ногами. При выполнении шпагата обе ноги всей длиной должны касаться всей опоры. Различают: шпагат с наклоном, то же с наклоном назад, шпагат правой (указывается нога, находящаяся спереди) или левой. Полушпагат - сед на пятке согнутой ноги, находящейся впереди. Занимающиеся выполняя полушпагат держит спину прямо, руки в стороны, либо туловище наклонено назад и соответственно, руки вверх - назад. 4.3 Информационное обеспечение. Программа секции акробатики МБОУ ДО «ДДТ» г. Буйнакск является модифицированной программой и составленной на основе: 1. Рабочей программы по физической культуре под редакцией В.И. Лях для общеобразовательных школ, М.; «Просвещение», 2012 год; 2. Учебных пособий: «Акробатика» Коркин В.И., М. Физкультура и спорт: 1983, 3. «Методика обучения акробатическим упражнениям и прыжкам в школе» Петров П.К. и Пономарев Г.И., Ижевск: издательство Уд ГУ -1994. 4. Л.В. Байбороде, И.М.Бутин, Т.Н.Леонтьева, С.М.Масленков «Методика обучения Физической культуре» «Владос», Москва – 2004г. 5. Л.В.Баль, С.В.Барконове «Формирование здорового образа жизни российских подростков» «Владос», Москва – 2003г. 6. Р.Белл «Йога: простые упражнения» Москва «Махаон» -2000г. 7. А.Г. Брыкин «Гимнастическая терминология» «Физкультура и спорт», Москва -1969г. 8. В.С.Кузнецов, Г.А. Колодницкий «Методика обучения основным видам движений» «Владос», Москва – 2002 г. 9. В.П. Коркин «Начинайте с акробатики» «Физкультура и спорт», Москва – 1971г. 10. Н.В.Левченко методическая разработка занятий « Введение в образовательную программу «Акробатика»». 13 11. Л.Д. Назаренко «Оздоровительные основы физических упражнений» «Владос», Москва – 2002г. 12. Ю.А.Янсон «Физическая культура в школе» «Ростов –на - Дону», «Феникс» - 2004г. 13. Андреев И.В. Психология и педагогика. Учебное пособие. М. Эксмо. 2008г. 14. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. Учебное пособие. М., ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006г. 15. Бакал Д.С.и др. Большая олимпийская современная энциклопедия. М. Эксмо, 2008г. 16. Брыкин А. Т. Смолевский В.М. Гимнастика. М, 1985г 17. Генералова И.А. Мастерская чувств. Методическое пособие. С-Пб, 2006г. 18. Кузмина К.А. Белянина С.И. Анатомия, физиология, гигиена человека, методические рекомендации. Саратовский медицинский институт, 1991г 19. Малов В. И. 100 великих достижений. М. Вега, 2007г. 20. Панфилова А.А.Хрестоматия по анатомии. Саратов. Лицей, 2005г. 21. Поляков В.С. На зарядку становись. М. Детская энциклопедия 2009г. 22. Павлов И.Б. Баршай В.М. Ихимчук В.Н. Гимнастика с методикой преподавания; М., 1989г 23. Смирнов А.Т. Основы безопасной жизнедеятельности. М, Просвещение 2008- 2010гг. 24. Сирота А.А. М., Детская энциклопедия, 2005г. 4.4. Исходными документами для составления общеобразовательной общеразвивающей программы «Акробатика» являются: 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; гл.10 ст. 75 2.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р) 3.Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 4.Письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; (ссылка на ст.34, часть 1 п.7 ФЗ № 273) 14 5.Письмо МОиН РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6.СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41. 7.Приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 08.09.2015 №613н. 8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2019г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 9. Локальные нормативные акты: - Устав МБУ ДО «Дворец детского творчества г.Буйнакск»; - Положение о правилах приема, перевода и отчисления учащихся. 15 Приложение 2 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ 16 17