1 1. Пояснительная записка В связи с быстрым ростом объема знаний, увеличением количества часов дисциплин естественно - научного цикла, наблюдается тенденция к снижению познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся. В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает необычный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности реализовать свои творческие способности. Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью детского художественного воспитания. В связи с этим возникает потребность в создании программ, посвященных не какому-то определенному виду декоративно-прикладного творчества, а включающих одновременно несколько разделов данной образовательной области. 1.1. Обоснование актуальности программы: на занятиях подростки учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: шитью, вышиванию, вязанию, плетению, декорированию, дизайну, работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает подростку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки, декорации, интерьерного украшения практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: учащиеся обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, которым можно украсить свой дом, что позволяет расширить кругозор учащихся, развивает мышление и фантазию, прививает эстетический вкус. Темы и материал подобраны таким образом, чтобы были интересны и полезны подросткам от 8 до 13 лет. Программа «АРТ-ДЕКО» предполагает знакомство обучающихся с различными видами декоративно-прикладного творчества: джутовая фелигрань, работа с нитками, декорирование, пэчворк, и другими видами креативного творчества. На занятиях изучаются основы художественного конструирования, формообразования, свойства различных материалов, под руководством педагога ребята выполняют индивидуальные и групповые проекты, создают всевозможные композиции. Занятия в студии требуют от обучающихся активности, самостоятельности, проявления фантазии, воображения, открывают большие возможности для развития детской инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль. Поделки, игрушки, сувениры, сделанные ребенком, являются не только результатом труда, но и результатом творчества. Занятия по данной программе создают благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся, а также способствует формированию понятия о роли и месте декоративноприкладного искусства в жизни, обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности. Программа имеет художественную направленность. Уровень программы – стартовый. Программа составлена на основе возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей среднего школьного возраста. Работа с обучающимися строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требования познавательной деятельности учащихся. Так же в работе с 2 детьми уделяется внимание к приобщению к миру искусства. Обучающиеся приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности в выполнении работ. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с инструментами, требующими осторожного общения. Занятия в студии способствуют физическому и умственному развитию. Создаются необходимые условия для освоения двигательных навыков. Работа с ножницами, иглой, проволокой и т.д. способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности выполнения действий, развивается мелкая моторика рук. Работа со схемами, эскизами, шаблонами, рисунками и узорами, их копирование и перерисовывание способствует развитию чертежных способностей, умению рисовать. Процесс подготовки к изготовлению изделий требует творческого подхода, развивает вкус, чувство цвета. Работа в студии научит концентрировать внимание, стимулировать и развивать память. Параллельно с учебной деятельностью дети вливаются в коллектив. Самое главное научить взаимопомощи, уважению друг к другу, плодам своего труда и труда других, дружескому и доверительному отношению между собой. 1.2. Цель: создание условий для формирования творческой личности с развитым художественным и эстетическим вкусом, приобщение к миру искусства. Задачи: Обучающие: Познакомить обучающихся с историей и современными направлениями развития декоративно прикладного творчества; научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; обучить технологиям разных видов рукоделия; ознакомить учащихся с законами композиции. Развивающие: способствовать развитию творческих способностей: вкус, чувство цвета, композиции решение, выбор художественного образа; развивать мелкую моторику рук, глазомер; развивать воображение, память, фантазию, творческое мышление; развивать сенсорную и двигательную сферы учащихся посредством декоративно - прикладной деятельности. Воспитательные: воспитание аккуратности, усидчивости; воспитание осознанного и бережного отношения к результатам своего труда. 1.3. Возраст детей. Дополнительная общеразвивающая программа «АРТ-ДЕКО» предназначена для обучения детей в возрасте от 8 до 13лет. Занятия по программе проводятся с объединением детей разного возраста с постоянным составом. Учащиеся набираются по желанию. Число учащихся в группе - 13 человек. 3 1.4. Сроки реализации программы, этапы. Дополнительная общеразвивающая программа «АРТ-ДЕКО» реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Программа рассчитана на один год обучения. Продолжительность учебного года составляет 144 учебных часа. 1.5. Режим занятий. Занятия по программе проводятся два раза в неделю по два часа. Продолжительность занятий - по 45мин. Формы проведения учебных занятий – всем составом студии. 1.6. Планируемые результаты Прохождение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «АртДеко» предполагает овладение учащимися комплекса знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы «АРТ-ДЕКО» разработаны с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Личностные: владение средствами восприятия и создания художественных образов; умение анализировать сравнивать, обобщать, конкретизировать действия при выполнении творческой работы; владение художественно прикладными и творческими способностями; умение быть самостоятельным и ответственным, наличие навыков самооценки; владение социально и личностно значимыми качествами, индивидуально - личностными позициями, системой норм и правил межличностного общения, обеспечивающих успешность совместной деятельности. Метапредметные: развитие художественно-образного, эстетического типа мышления, формирование целостного восприятия мира; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; развитие фантазии, воображения, творческой интуиции, памяти; формирование критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям декоративно-прикладного творчества; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; получение опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений. К концу обучения учащиеся должны знать: название инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой; правила безопасности труда при работе с инструментами; приспособления и инструменты необходимые при работе с художественной обработкой материала; что такое джутовая фелигрань. Основные приемы работы в данной технике. 4 что такое декупаж. Основные приемы работы в данной технике. что такое пэвчорк. Алгоритм изготовления поделок в этой технике; технология изготовления поделок из разных ниток. уметь: правильно пользоваться инструментами; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; работать с различными видами бумаги; работать с природными материалами; создавать простые изделия в технике декупаж, пэвчорк, декорирование; создавать простые изделия из бросового материала – полиэтиленовых пакетов; подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия; планировать предстоящую практическую деятельность, осуществлять самоконтроль. Для контроля и оценки результативности по обучению программе студии АРТ-ДЕКО» используются методы устного контроля знаний, наблюдение за ходом выполнения творческих работ. 5 2. Содержание программы 2.1. Учебно-тематический план № Наименование темы, разделов Количество часов Формы п/п аттестации Всего Теория Практика Вводное занятие. Введение в 2 2 Анкетирование 1. образовательную программу. Знакомство с инструментами и материалами, используемыми в работе. Правила безопасности при работе с инструментами. Знакомство с работой ДДТ. 16 4 12 Тестирование. 2. Поделки из ниток Составление фото отчета лучших работ; 24 6 18 3. Пэчворк проведение выставок работ учащихся; 36 6 30 4. Поделки из джутовой нити участие в городских, республиканских и 32 6 26 5. Поделки из фетра и кожи всероссийских конкурсах детских творческих работ 30 4 26 6. Поделки из бросового материала 7. Подведение итогов года ИТОГО: 4 144 4 28 Отчетная выставка творческих работ 116 6 2.2. Содержание учебного тематического плана 1. Вводное занятие -2 часа Теория - 2 часа: Вводная беседа. Инструктаж по ТБ и ППБ. Правила поведения на занятиях. Игра на знакомство «Расскажу я о себе»-знакомство детей друг с другом, преподавателем. План работы на год. Знакомство с инструментами и материалами, используемыми в работе. Правила безопасности при работе с инструментами. 2. Поделки из ниток – 16 часа Теория - 4ч.: Знакомство с инструментами и приспособлениями, используемыми в работе: пряжа (из шерсти или хлопка, мулине), иголки, ножницы, клей ПВА, лист картона, проволока. Декор. Элементы декора. Помпоны, изделия из помпонов. Практика – 12ч.: изготовление поделок из ниток: сувениры, панно, картины. Помпоны (шары из ниток). Технологическая последовательность выполнения. Изготовление игрушек из помпонов. Самостоятельная творческая работа учащихся. 3. Пэчворк (текстильный коллаж) -24 часа. Теория - 6 ч.: Инструменты, материалы, приспособления и оборудование для обучения техники пэчворк. Гармоничное сочетание тканей по фактуре, цвету. Цветовое решение изделий. Использование прокладочных материалов. Ручные швы, используемые в технике лоскутного шитья. Правила безопасности труда. Шаблон. Применение шаблонов, готовых выкроек. Подготовка материалов к работе. Правила составления эскиза изделия. Основные технологические приёмы изготовления и соединения деталей. Практика - 18 ч. Изготовление аппликации в технике лоскутного шитья (пэчворк) для реставрации одежды (плоскостное изображение дерево – коллаж, текстильные домики и т.д.). Составление эскизов. Изготовление выкройки в соответствии с моделью. Раскрой. Технология соединения деталей лоскутной мозаики между собой. Окончательная отделка и оформление изделия. Самостоятельная творческая работа учащихся. 4. Поделки из джутовой нити – 36 часа Теория - 6 ч.: История джутовой нити и техники филигрань. Джут, характеристика джутовой нити. Материалы и инструменты. Основы формообразования. Формы базовых элементов. Орнамент. Приемы декорирования. Практика - 30 ч.: Декоративные работы в технике джутовая нить. Декорирование различных изделий, предметов. Объемная филигрань (вазы, шкатулки, чашки и т.д.). Изготовление предметов быта, сувениров, бижутерии. Самостоятельная творческая работа учащихся. 5. Поделки из фетра и кожи – 32 часа: Теория - 6ч.: Фетр и кожа, особенности обработки. Основные технологические приемы изготовления игрушек и изделий из фетра и кожи. Практика -26ч.: Изготовление из фетра и кожи аксессуаров, игрушек, панно, картин. Самостоятельная творческая работа учащихся. 7 6. Поделки из бросового материала - 30 часов: Теория - 4ч: Подручные средства и бросовый материал для создания поделок - оригинальные игрушки и изделия из полиэтиленовых пакетиков. Процесс изготовления пряжи из пакетов полиэтиленовых пакетов для мусора. Подбор крючка для работы. Практика - 26ч.: Формирование пряжи из полиэтиленовых пакетов. Поделки из пряжи из полиэтиленовых пакетов: зверушки, цветы, сумочки и т.д. Самостоятельная творческая работа учащихся. 7. Подведение итогов года – 4 часа Итоговая творческая выставка работ. Участие в организации и проведении выставки принимают сами дети. Подведение результативности – срезы ЗУН, тестирование. Поощрение учащихся. 3.Формы аттестации и оценочные материалы Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы «АРТ-ДЕКО» программы: • • • составление фото отчета лучших работ; проведение выставок работ учащихся; участие в городских, краевых и всероссийских конкурсах детских творческих работ. 3.1. Тестовые задания для проведения срезов ЗУН в объединении «Арт-деко» 1. Что такое «панно»?: а) верхняя одежда; б) картина; в) игрушка. 2. «Пэчворк» -это: а) реставрация одежды; б) вышивка; в) лоскутное шитье. 3. Что такое «аппликация»?: а) картина нарисованная красками; б) вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок... из различных материалов; в) выравнивание. 4. Какой вид шва не используется в технике лоскутного шитья? а) сметочный; б) запошивочный; в) тамбурный; г) строчечный. 8 5. Как называется предварительный набросок? а) эскиз; б) аппликация; в) сюжет. 6. Что нельзя делать при работе с ножницами? а) Держать ножницы острыми концами вниз; б) оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями; в) передавать их закрытыми кольцами вперед; г) пальцы левой руки держать близко к лезвию; д) хранить ножницы после работы в футляре. 7. Укажи порядок наклеивания деталей при выполнении аппликации: а) мелкие; б) крупные; в) средние. 8. Для чего нужен шаблон? а) Чтобы получить много одинаковых деталей; б) чтобы получить одну деталь; в) чтобы украсить изделие. 9. Продолжите «Декупаж» - это а) вид творчества с использованием канвы, мулине и иголки; б) вид творчества с использованием спиц и крючка; в) вид творчества, с помощью которого можно создать иллюзию изысканной росписи красками, салфетками, декупажными картами. 10. Для чего применяют декупаж: а) украшения одежды; б) игры маленьких детей; в) для декора любых поверхностей. 11. Какие материалы можно применять для изготовления изделий в технике лоскутного шитья? а) льняные, хлопчатобумажные; б) шерстяные, вискозные; в) синтетические, искусственные. 12. Что такое джут? а) это просто веревка, которой перевязывают коробки; б) натуральное текстильное волокно, изготавливаемое из растений одноимённого рода; в) синтетическое волокно. 13. Что такое фетр? а) нетканый материал получаемый способом валяния; б) бархатная бумага для изготовления поделок; в) синтетическая ткань для изготовления аксессуаров. 9 14. Декор – это: а) структурное единство образной системы и приемов художественного выражения; б) совокупность декоративных элементов; украшения, отделка; в) художественное проектирование предметов, производимых промышленностью; художественное конструирование. 15. Как называется деталь, вырезанная из бумаги или картона?: а) лекало; б) выкройка; в) деталь; г) фурнитура. 4. Организационно-педагогические условия реализации программы 4.1. Материально-техническое обеспечение рабочей программы студии «АРТ-ДЕКО» связано с наличием следующих средств, предметов, инструментов: • кабинет со столами, стульями и школьной (маркерно-магнитной) доской; • компьютер, проектор; • крючки для вязания; • альбом или папка с бумагой размером А4; • набор цветной бумаги; • набор цветного картона; • ножницы; • клеящий карандаш; • клей ПВА, момент; • джут; • фетр цветной; • обрезки разной кожи; • фурнитура ( бисер, стеклярус, бусинки, пайетки и т.п.) • нитки «Мулине», пряжа, нитки из хлопка; • иглы; • простой карандаш, ластик; • гуашь 12 цветов; • салфетка тканевая; • пенопласт (пробка); • стеки (заостренные палочки); • полиэтиленовые мешки для мусора; • бросовый материал (бутылочки, баночки, коробочки и т.п.) 4.2. Дидактическое обеспечение рабочей программы студии «АРТ-ДЕКО» располагает широким набором материалов и включает: • видео- и фотоматериалы по разделам занятий; • литературу для обучающихся по декоративно-прикладному творчеству (журналы, учебные пособия, книги и др.); • литературу для родителей по декоративно-прикладному творчеству и по воспитанию творческой одаренности у детей; • методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского коллектива); • иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, эскизы, шаблоны таблицы, тематические альбомы и др.). 10 4.3. Учебно-методическое обеспечение программы Методы организации занятий: 1. Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение, диалог, дискуссия и др.); 2. Наглядные методы: метод иллюстраций (рассматривание сюжетных и предметных картинок, игрушек, зарисовок и др.); метод демонстраций обучения (демонстрация мультимедийных презентаций, показ видеоматериалов, видеоуроков); 3. Практические методы (выполнение творческих работ под руководством педагога, самостоятельная работа). Учитывая специфику декоративно-прикладной деятельности, большая часть учебновоспитательного процесса проходит в рамках комбинированного занятия, где 75% учебного времени отводится на практическую работу детей. Особое внимание уделяется практическим заданиям, которые могут выполняться индивидуально или в группах. Проведение нетрадиционных занятий и различных мероприятий – экскурсий, игр, праздников, конкурсов, выставок и др. предполагает включение детей в активную учебнопознавательную деятельность, позволяет повысить мотивацию к деятельности, способствует самореализации учащихся. 4.4. Информационное обеспечение программы Список литературы 1.Астраханцева С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно–методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова . Ростов р/Д: Феникс, 2014 г. 2.Воробьёва О.Я. Декоративно-прикладное творчество. Дополнительное образование. Издательство «Учитель»; Волгоград 2016 г. 3. Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия. Дополнительное образование. Издательство «Учитель»; Волгоград 2016 г. 4. ГурбинаЕ.А.Занятия по прикладному искусству. Дополнительное образование. Издательство «Учитель»; Волгоград 2016 г. 5.Логунова Т. Первые уроки дизайна. Рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства. Москва: Мозаика-синтез,2017 г. 6. Маркелова О.Н. Организация кружковой работы в школе. Дополнительное образование. Издательство «Учитель»; Волгоград 2016 г. 7.Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010 г 8.Паньшина И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 2011 г. 9.Перевертень Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 2015 г. 10.Зайцева А. Войлок и фетр. Эксмо, 2011. 11.Ивановская Т. Игрушки и аксессуары из фетра. Рипол классик, 2012. 12.Кнаке Ж. Картины из фетра своими руками. Ниола-Пресс, 2012. 13.Мичеева Н. Игрушки из войлока. Робинс, 2011. 11 14.Соколова О. Этот удивительный фетр. Феникс, 2012. 15.Хошабова Е. Зверюшки из войлока. Питер, 2013. 16.Ашастина Е. Н. Ажурная вязь макраме. СПб.: Издательство «Литер»,1998. 17. Интернет-ресурсы. Исходными документами для составления общеобразовательной общеразвивающей программы «Арт-деко» являются: 1. 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; гл.10 ст. 75 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р) 3. Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 4. Письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; (ссылка на ст.34, часть 1 п.7 ФЗ № 273) 5. Письмо МОиН РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6. СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41. 7. Приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 08.09.2015 №613н. 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2019г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 10. Локальные нормативные акты: - Устав МБУ ДО «Дворец детского творчества г.Буйнакск»; - Положение о правилах приема, перевода и отчисления учащихся. 4.5. 12 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Реализация программы 13