1 2 1. Пояснительная записка Программа «Волшебная иголка» имеет художественную направленность. Уровень программы – стартовый (ознакомительный). Различные виды рукоделия являются одними из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания учащихся. Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданных народными умельцами, просто любителями, доступно детям любого возраста. Они с раннего детства имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость различных рукодельных работ. Практические работы по рукоделию развивают у обучающихся детей мускулатуру пальцев рук, координацию движений, глазомер, аккуратность, закрепляют навыки работы с ножницами, иглами, шаблонами, измерительными инструментами. 1.1. Программа актуальна, поскольку является комплексной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение первоначальными основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. 1.2. Новизна состоит в том, что материал даётся на дидактических принципах педагогики, где используется авторский подход при создании каждой модели игрушки, где воспитанники активно включаются в процесс создания своих изделий - это располагает к формированию творчества и конструкторских умений каждого ребёнка уже на первом году обучения. Декоративные изделия создавались издревле. В разнообразии видов декоративно-прикладного творчества искусство изготовления игрушки занимает особое место, оно развивает творческие способности, фантазию, воображение, формирует художественный вкус, трудолюбие, а искусство лоскутного шитья можно сравнить с живописью. Только краски заменяет ткань, а кисть - иголка с ниткой. Учащиеся за 1-год овладевают профессиональными навыками эскизной работы, умеют работать иглой, знают технику выполнения швов и изготавливают чудесные игрушки, декоративные панно, аппликации из ткани и другие оригинальные изделия на все случаи жизни, будь то эффективный аксессуар или предмет интерьера. Особое внимание уделяется: - общественно-полезной направленности труда, приобщение к труду, трудолюбие, приобретению навыков в декоративно-прикладном искусстве, народном творчестве; - использованию метода проектирования, развитие пространственного и технического мышления; - развитию творческой личности в процессе освоения умений и навыков, приобретённых вовремя образовательного процесса; 3 - формированию способности личности к адаптации в современных социально-экономических условиях применение, в будущем, знаний в практической деятельности. 1.3. Педагогическая целесообразность: вид деятельности в кружке осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основная идея, пронизывающая всю программу «Волшебная иголка», - создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, его самореализации. Таким образом, приоритетным в программе становится создание условий для обеспечения эмоционального благополучия ребенка, раскрытия его творческого потенциала. Для овладения навыками прикладного творчества и гармоничного развития личности необходимы занятия художественно-эстетического цикла, расширению знаний детей о различных видах декоративного творчества. Комплекс практических занятий в различных декоративных техниках: аппликация, лоскутная техника, рукоделие и т.д. позволяет ребятам обрести необходимые умения и навыки изготовления изделий из различных материалов. На занятиях дети учатся работать с трафаретами и лекалами, вырезать детали, составлять не сложные композиции, подбирать ткань по цвету и фактуре, а также получают первоначальные навыки шитья. Программа построена по принципу от простого - к сложному, что позволяет детям в полном объёме усвоить данный материал. Благодаря полученным навыкам и умениям, им становятся доступны более сложные по изготовлению изделия. Дети видят результат своей деятельности, который можно использовать в качестве украшения, сувенира или предмета необходимого в быту. Разнообразие изделий выполняемых учащимися позволяет развивать не только образное мышление, воображение, но и раскрывать творческие возможности детей.. 1.4. Цель программы - создать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, для формирования его нравственно-личностных качеств, эстетического воспитания, высокой коммуникативной культуры, приобщения к ценностям мировой художественной культуры, дальнейшей профориентации. Задачи: Обучающая: Формирование специальных навыков по предмету. Приобретение технических знаний, умений и навыков, необходимых для творческих процессов. Развивающая: развитие творческого мышления и творческих способностей; развитие мелкой моторики рук и глазомера внимание, память, логическое и абстрактное мышление, развитие пространственного воображения, развитие умения анализировать и давать оценку своей работе. Воспитательная: воспитание в детях любви к родной стране, ее природе и людям. Воспитание аккуратности, усидчивости, трудолюбия, целеустремлённости, терпения, максимальной самостоятельности положительного отношения к труду, доброго отношения к товарищам, бережливости. Приобщение детей непреходящим общечеловеческим ценностям. Формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию эстетически её оценивать. Формирование 4 высокой коммуникативной культуры, внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению. Развитие способности реализовать себя в деятельности. 1.5. Роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе изучения данной программы учащиеся: - знакомятся с содержанием декоративно-прикладного творчества; - выполняют самостоятельно поделки, изготавливают панно, игрушки; - участвуют в конкурсах, выставках на институционном и муниципальном - совершенствуют навыки планирования предстоящей работы и самоанализа результатов деятельности. 1.6. Объем и сроки освоения программы. Состав группы, режим и продолжительность занятий. Программа рассчитана на 1 год - 144 часа. Возрастная группа 7-14 лет. В группе занимаются 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Между двумя занятиями через 45минут нужно делать перерыв в работе – 5-10минут, чтобы дети подвигались, отдохнули, во время практической работы провести физминутку - гимнастику для глаз, мышц спины, шеи, рук. Гимнастику целесообразно проводить в форме игры. Во время отдыха желательно послушать тихую музыку, она способствует расслаблению мышц всего тела, что необходимо при работе сидя. Музыкотерапия помогает быстро набраться сил и продолжать работу в прежнем темпе и с прежним увлечением. Через 1-1,5 часа нужно проветривать помещение. Для обучения по программе «Волшебная иголка» принимаются все учащиеся школьного возраста. Специального отбора не проводится. Учащиеся, усвоившие курс программы «Волшебная иголка», могут продолжить свое обучение в объединении «Страна мастериц» по двухгодичной программе. 1.7. Планируемые результаты В процессе усвоения программы обучающиеся должны знать: - виды и принципы декоративно-прикладного искусства; - основы этики, эстетики, художественного творчества, элементы национальных традиций декоративно-прикладного искусства; - понятие: композиция, чертёж, эскиз, технология,; - материалы, инструменты и принадлежности для рукоделия; - названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе; - способы получения ткани из натуральных волокон животного происхождения, свойства шерстяных и шелковых (натуральных) тканей и их применение в быту; -виды саржевого и сатинового переплетений; - условные обозначения и терминологию различных видов ручных и машинных работ; - приспособления к швейным машинам, устройство машинной иглы, правила замены машинной иглы; - технологию выполнения изученных машинных швов; - особенности профессий швейного производства; 5 - технику безопасности при работе со швейными принадлежностями; - последовательность изготовления несложных изделий: замысел, эскиз, выбор материала раскладка раскрой, готовое изделие; - основные требования дизайна к изделиям (польза, удобство, красота); - способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек; - правила безопасности при использовании бытовых электроприборов. Уметь: -определять виды и свойства ткани; - определять лицевую, изнаночную стороны ткани, виды ткацких переплетений, назначение тканей, их волокнистый состав; -правильно подбирать необходимый материал (например, с учётом фактуры ткани, цвета и т. д.); - работать на швейной машине, определять простые неполадки в работе швейной машины, регулировать натяжение верхней и нижней нити, заменять машинную иглу; - пользоваться готовыми трафаретами, шаблонами, выкройками из журналов и книг по рукоделию; составлять рисунок по эскизу; размечать фигуры по шаблону из геометрических фигур; составлять орнамент, составлять композицию; - выполнять раскладку и раскрой несложных изделий, подбирать отделку, фурнитуру; - последовательно выполнять технологическую обработку изделия, различных поделок; - пользоваться принципами сочетания цветов и оттенков при выполнении практических работ; - наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения; - выполнять общественно полезную и коллективную работу; -самостоятельно рационально организовать рабочее место, планировать свою работу и оценивать качество выполненной работы; - применять полученные знания в практической жизни, уметь работать в творческом коллективе; -закреплять знания, полученные в ходе занятий, с помощью решения занимательных заданий, викторин, кроссвордов, шарад, отгадывания загадок. 6 2. Содержание программы 2.1. Учебно-тематический план № Темы Теория Практика Всего Формы контроля 1 Вводное занятие 2 - 2 2 Материалы и инструменты 2 2 4 3 Виды ручных швов и декоративная вышивка 3 5 8 4 Швейная машина и машинные работы 4 4 8 5 Виды аппликации 7 35 42 6 Плоские, полуобъемные и объемные игрушки 6 24 7 Искусственные цветы из ткани 4 30 8 Лоскутная мозаика 2 12 2 - 32 112 Практические задания, самостоятельная работа, выставки Практические 34 задания, самостоятельная работа, выставки Практические 14 задания, самостоятельная работа, выставки Тестирование, 2 итоговая выставка творческих работ 144 9 Подведение итогов. Итого: 30 Анкетирование Практические задания Практические задания, самостоятельная работа, Тестирование, практические задания 7 2.2. Содержание программы 1. Вводное занятие (2ч) Задачи работы кружка. План работы. Знакомство с изделиями, выполненными кружковцами. Оборудование кабинета, организация рабочего места. Инструменты и принадлежности для работы. Организационные вопросы. 2. Материалы и инструменты (4ч.) Теория (2ч.) Знакомство с народным декоративно-прикладным творчеством – коллекцией. Хлопчатобумажные, льняные и шерстяные ткани. Применение этих тканей, основные свойства. Определение лицевой и изнаночной сторон. Окраска и рисунок тканей. Виды переплетений. Основы цветоведения. Практика (2ч). Работа с образцами тканей (определение синтетических и натуральных тканей, лицевой и изнаночной сторон, основных свойств). Знакомство с утюгом (его устройством и принципом работы). Виды влажно-тепловой обработки. Обучение первоначальным приемам влажно-тепловой обработки (разутюживание и заутюживание швов). Правильный подбор соответствующего режима нагрева утюга для тканей (хлопка, льна, шерсти, натурального шелка, ацетата и др.). Правила безопасности работы с электрическими приборами. 3. Виды ручных швов и декоративная вышивка (8ч.) Теория (3ч). Терминология ручных работ. Правила выполнения ручных работ. Правила безопасности труда при работе с ручными инструментами. Технология выполнения простых швов. Последовательность выполнения швов: вперед иголку, за иголку, строчка, стебельчатый шов, петельный шов и т. д. Длина стежков в зависимости от количества перекрываемых нитей ткани, направление иглы вдоль основы или утка. Качество выполнения швов, причины возникновения дефектов и меры их предупреждения. Технический рисунок простых швов. Практика (5ч) Зарисовка швов карандашом на миллиметровке с показом хода рабочей нитки на лице и изнанке и расчетом длины стежка. Освоение рабочих приемов выполнения простых швов. Расчет длины стежка в зависимости от толщины основы и утка ткани, правильный ход рабочей нитки. Выполнение ручных работ с наперстком. Последовательность выполнения декоративных швов. Расчет длины стежка в зависимости от толщины ткани. Вышивка простыми свободными швами. Выбор ткани и ниток для вышивки. Способы перевода рисунка на ткань. Простейшие швы (вперёд иголку, стебельчатый, тамбурный, петля в прикреп, узелки). Выполнение игольницы с вышивкой. Выполнение вышитой миниатюры. 4. Швейная машина и машинные работы. (8ч) Теория (3ч) Виды швейных машин. Швейная машина с электрическим приводом, подготовка ее к работе; правила начала и окончания работы на машине. Правила безопасности труда. Приемы и правила выполнения машинных работ. Практика (5ч) Упражнения в работе на электрической швейной машине, поставленной на холостой ход (правильное движение педали)и по бумаге с не заправленной ниткой. Наматывание нитки на шпульку. Заправка нижней и верхней ниток. Регулирование величины стежка. Выполнение образца машинных работ на ткани. Технология выполнения стачных и окантовочных швов. 8 Последовательность выполнения швов: стачной, накладной с закрытым срезом, обтачкой, в подгибку с открытым срезом, с закрытым срезом. Качество выполнения швов, причины возникновения дефектов и меры их предупреждения. Технический рисунок простых швов. Зарисовка швов карандашом на миллиметровке с показом хода рабочей нитки на лице и изнанке и расчетом длины стежка. Освоение рабочих приемов выполнения различных швов. 5. Виды аппликации(42) Теория(7ч) Аппликация, как один из видов художественного творчества. История создания аппликации. Виды аппликационных работ. Технология создания аппликации из различных материалов. Основные сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Знакомство с декоративно-прикладным искусством, техникой выполнения работ по технологической карте, знакомство с разными видами аппликаций: плоских и объёмных. Основы композиции. Формообразование. Построения композиции. Основные цвета, цветовая сочетаемость орнаментов. Форма и пропорции. Аппликация декоративной вышивкой. Виды вышивки, ее особенности, применение в декоративном оформлении интерьера, одежды. Народная вышивка. Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Требования к ткани для вышивки. Вышивание с пяльцами и без них. Цветовые сочетания. Использование тканей и ниток, в процессе вышивания. Подготовка ткани к вышивке. Способы перевода рисунка. Оформление вышивки в готовое изделие. Ознакомление с перечнем изделий для работ вышивкой: подушки, игольницы, броши, грелки для чайника, салфетки. Копирование мотивов. Вышивка " простейшие швы". Выбор ткани, орнамента, зарисовки в альбом. Практика (35ч) Выполнение аппликации декоративной вышивкой. Из сборника заданий по вышивке выбрать схему для изделия (полотенце, прихватки, салфетки, кухонные наборы). Вышить, используя в работе карточки-схемы выполнения декоративных швов. Использование карт-схем по обработке края изделия. Разновидности оформления. Выполнение ВТО. Зарисовка простейших швов. Подготовка изделия к вышивке. Определение центра рисунка. Разметка контрольных линий на изделии. Подбор рисунков для вышивки Перевод рисунка на ткань. Вдевание нитки в иголку. Правила закрепления нитки. Замена нитей в середине работы. Использование пяльцев. Выполнение узора вышивки. Обработка и заделка краев. Стирка и утюжка изделий. Контроль качества работ. Творческая работа. Изготовление узора вышивки по выбору учащихся Реализация собственных идей. Аппликация из ниток. Виды ниток. Беседа о народной игрушке из ниток. Виды инструментов и материалов используемых для работ с нитками. Плоскостная композиция из ниток на картоне. Подбор контрастных элементов для поделок. Техника выполнения аппликации и изделий из ниток. Ознакомление с перечнем изделий для выполнения: куколки - талисманчики из ниток, куклы из ткани и ниток в русском костюме, в японском костюме, различные панно. Выбор ткани и нитей для выполнения аппликации и изделия из резаных ниток. Расчет количества материала, изготовление основы для оформления. 9 Подбор рисунка, перевод рисунка. Подготовка деталей, Итоговая обработка изделия. Творческая работа. Изготовление игрушек-сувениров по выбору учащихся Реализация собственных идей. Изготовление аппликации из пуговиц. Способы пришивания пуговиц. Наклеивание деталей на основу. Виды инструментов и материалов используемых для работ с пуговицами. Подбор элементов для работы. Ознакомление с перечнем работ для выполнения: Панно цыпленок, виноград, сердечко, волшебные пуговки. Расчет количества материала. Изготовление основы для оформления. Выполнение эскиза рисунка. Перевод рисунка. Итоговая обработка изделия. Творческая работа. Реализация собственных идей. Изготовление аппликации по выбору учащихся. Применение вышивки и бисера при оформлении интерьера и в отделке современной одежды рукоделия. Виды инструментов и материалов используемых для работ с бисером. Украшения и аксессуары из бисера. Технология вышивания бисером по ткани. Простейшие приемы вышивания. Цветоведение и композиция. Ознакомление с перечнем работ для выполнения оформления вышивкой бисером (платья, юбки, блузки, брюки, черпаки, панно, диванные подушки). Выбор изделия для выполнения. Выполнение эскиза рисунка. Перевод рисунка. Итоговая обработка изделия. Творческая работа. Изготовление аппликаций из бисера по выбору учащихся. Реализация собственных идей. Аппликация из ткани: Техника выполнения аппликации из ткани. Аппликация предметная, сюжетная и декоративная, одноцветная, двухцветная и многоцветная. Ознакомление с перечнем работ для выполнения. Полет к звездам, утенок, цветочек, львенок, игольница «Божья коровка». Подбор ткани, нитей. Выполнение эскиза рисунка. Перевод рисунка на ткань. Изготовление выкроек, раскрой и изготовление деталей изделия. Изготовление основы для аппликации. Раскладка и закрепление деталей на основу. Оформление работы в рамку. Творческая работа. Изготовление аппликаций по выбору учащихся. Реализация собственных идей. Творческая выставка. 6. Плоские, полуобъемные, объемные игрушки (30ч) Теория(6ч.) История народной игрушки. Виды мягкой игрушки. Инструменты, приспособления и материалы, используемые для работы. Правила кроя и шитья мягкой игрушки. Плоская мягкая игрушка. Технология выполнения плоской мягкой игрушки. Полуобъёмная мягкая игрушка. Технология изготовления полуобъёмных игрушек. Объёмная мягкая игрушка: Технология изготовления объёмной игрушки.Сходство и различие плоских,полуобъёмных и объемных игрушек. Практика (24ч.). Плоская мягкая игрушка. Основа для плоской мягкой игрушки. Ознакомление с перечнем работ для выполнения. Пошив игрушексувениров, игрушек «Знаки зодиака», набора игрушек-зверушек «Весёлая семейка». 10 Выбор и изготовление выкройки плоской мягкой игрушки. Подбор тканей для выбранной игрушки. Изготовление картонной основы. Раскрой ткани, смётывание деталей, пошив игрушки. Соединение картонной основы с моделью игрушки. Творческая работа. Изготовление игрушки по выбору учащихся. Реализация собственных идей . Полуобъемная игрушка. Ознакомление с перечнем работ для выполнения. Выбор модели игрушки, подбор ткани, изготовление выкроек и раскрой. Пошив полуобъёмной игрушки, набивка и отделка игрушки. Творческая работа: Изготовление игрушки по выбору учащихся. Объемная игрушка. Ознакомление с перечнем работ для выполнения. Выбор модели, подбор ткани, изготовление выкроек, раскрой. Пошив объёмной игрушки, набивка и отделка. Творческая работа. Выполнение мягкой игрушки по выбранному образцу. Декоративное оформление игрушки. Реализация собственных идей. Творческая выставка. 7. Искусственные цветы из ткани(34ч) Теория(4ч.). Основные теоретические сведения. Разновидности цветов. Возможности и разнообразие материалов для изготовления цветов, их применение и разнообразие. Цветы из ленты и ткани. Использование их в оформлении интерьера, одежды, подарков. Инструменты, материалы, приспособления для изготовления искусственных цветов. Способы выкраивания деталей цветка. Технология изготовления цветов из кусочков ткани. Цветы из сложенной ленты, из мотка ленты, из прошивной и присборенной ленты. Цветы из капроновой ленты. Выбор композиции. Подготовка материала к работе: крахмаление, желатинование. Изготовление трафаретов цветов и листьев. Вырезание деталей. Основные приёмы изготовления искусственных цветов. Практика (30ч). Ознакомление с перечнем работ для выполнения: лилия, роза, георгины, ромашка, хризантем, «Цветочная поляна » Изготовление трафаретов. Вырезание деталей. Изготовление тычинок и пестиков. Гофрирование лепестков и листьев. Сборка цветов Творческая работа. Выполнение цветов из ткани и ленты по выбору учащихся. Творческая выставка.Презентация работ. 8. Лоскутная мозаика(14ч) Теория(2ч.) История развития лоскутного шитья. Его значение в жизни людей и применение в быту. Символика и цвет. Современное искусство лоскутного шитья, рассказ об индивидуальном творчестве профессиональных художников и мастеров-любителей. Рассказ о народных мастерах, для которых лоскутное шитье было домашним рукоделием. Демонстрация фотографий с изделиями народных мастеров. Правильная организация рабочего места при занятии лоскутным шитьем. Знакомство с оборудованием и инструментами. Рассказ о назначении и применении инструментов и приспособлений. Порядок их хранения. Краткие сведения по материаловедению Цвет и рисунок ткани, узор лоскутков. Использование в лоскутном творчестве гладкокрашеных узорных, одноцветных тканей. Рассказ о крупном и мелком рисунке на ткани, плотным и разреженным, 11 растительном и геометрическом. Ознакомление с тканями специального назначения. Рассказ об особенностях изготовления шаблонов для раскроя на ткани. Просмотр и сравнение образцов разных тканей. Определение долевой и уточной нити; так, в направлении долевой нити (ДН), идущей вдоль кромки (ткани), ткань растягивается меньше всего. В направлении поперечной нити (ПН), идущей под углом 90° к долевой (ДН), ткань растягивается сильнее. В направлении косой нити (КН), идущей под углом 45°, ткань тянется больше всего. Традиционное и обрядовое значение цвета. Теория времен года. Композиций. Рассказ о цветовом круге, который состоит из семи основных цветов. Пользуясь цветовым кругом, можно получать разнообразные гармоничные сочетания цветов. Основные и дополнительные цвета, группы холодных и теплых тонов, закон контраста. Понятия «орнамент», «композиция», «блок», элемент», «схема», «эскиз». Практика (12ч.) Подбор цветовых сочетаний ткани по оттенкам цвета времен года: лето, весна, осень, зима. Разработка узора в квадрате и прямоугольнике, учитывая деление цвета на теплые и холодные тона. Выполнение задания в нескольких вариантах, меняя цвета рисунка. Выполнение аппликации из цветной бумаги с использованием сочетания оттенков двух соседних секторов цветового круга в пределах родственной группы. Ознакомление с перечнем работ для выполнения изготовление поделок, прихваток, салфеток, настенных панно. Материалы и приспособления для работы. Выбор темы. Создание эскиза. Выбор рисунков в технике лоскутной пластики. Способы складывания рисунков. Техника шитья. Изготовление шаблонов для раскроя; раскрой лоскутков, подбор блоков, соединение лоскутков между собой и с основной тканью. Сборка деталей в изделие. Окончательная отделка. Творческая работа. Выполнение работ по выбору учащихся. Реализация собственных идей. 9. Итоговая творческая выставка работ-2ч. Участие в организации и проведении выставки принимают сами дети. Поведение итогов(2ч.) Воспитательная работа . Воспитательная работа осуществляется вне сетки часов программы форме бесед, игровых методик, экскурсий, конкурсов и др. Она проводится по направлениям: гражданско-правовое, художественно-эстетическое, экологическое, здровьесберегающее, профильное, нравственное. По содержанию деятельности проводятся развивающие, познавательные, досуговые мероприятия, призванные воспитывать в учащихся такие качества, как духовная культура, творческая инициатива, интеллигентность, толерантность, гуманность, активная гражданская позиция и др. 12 3. Формы аттестации и оценочные материалы Для контроля качества усвоения программы имеется разработанная система контроля результативности ЗУН в различной форме: тесты, вопросы, практические задания, самостоятельная творческая работа, результаты участия в выставках-конкурсах разного уровня и т.д., которые позволяют определить достижение учащимися планируемых результатов. 3.1. Тесты для проведения срезов ЗУН с учащимися клуба «Волшебная иголка» 1. Исключить неправильный ответ. Соединительные швы: а- окантовочный, б - стачной, в - запошивочный, г- двойной, д- вподгибку. 2. Краевые швы это: а - накладной, б - обтачной, в - настрочной, г – окантовочный. 3. Отметьте термины, которые используются при выполнении ручных работ: а – сметать, б – наметать, в – отпарить, г - обтачать. 4. Композиция – это: а - общий художественный замысел, правильный выбор размера и расположение предмета в пределах заданного формата б - настенная художественная картина в - картина из объемных и плоских поделок 5.Орнамент - это: а - ритм, ряд повторяющихся мотивов б - рисунок из повторяющихся элементов в узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов 6.Укажите цифрами последовательность заправки верхней нитки: а - завести нитку за крючок нитенаправителя на игловодителе, б - завести нитку за крючок нитенаправителя на фронтовой доске, в - пропустить нитку через прорезь верхнего нитенаправителя, г- поставить катушку на катушечный стержень, д - завести нитку между шайбами регулятора натяжения верхней нитки, 13 ж - вставить нитку в петлю компенсационной пружины, з - вставить нитку в ушко иглы, и - вдеть нитку в ушко рычага нитепритягивателя, к - установить машину на рабочий ход и поднять иглу в верхнее положение. 7.Оставьте рядом с цифрой вопроса буквы правильных ответов: 1. (…) что надо сделать, приступая к работе на швейной машине? 2. (…) чего нельзя делать во время работы на швейной машине, чтобы не получить травму? А. Держать руки близко к игле. Б. Убрать с платформы машины посторонние предметы. В. Надеть косынку и убрать волосы. Г. Наклоняться близко к машине. Д. Проверить, не осталось ли в изделии булавок или игл. 8.Обозначьте цифрами последовательность заправки нижней нити: а - завести концы обеих ниток, назад, под лапку, б - заправить нитку под пружину натяжения нитки шпульного колпачка, оставив конец длиной 10-15см, в - вставить шпульку с намотанной ниткой в шпульный колпачок, г - вставить шпульный колпачок в челночное устройство, д - закрыть задвижную пластинку и вывести нижнюю нитку через отверстие игольной пластинки. 9.Отметьте термины, которые используются при выполнении машинных работ: а – наметывание б – стачивание в – обтачивание г – втачивание д – сметывание ж - настрачивание 10. Аппликация – это: а - панно или картина с изображением различных узоров, деталей, б - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала: изображение, узор, созданный таким образом, в – различные художественные изображения из разнообразных деталей, приклеенные на ткань или бумагу. 11. Отметьте термины, которые используются при выполнении влажнотепловых работ: а - отутюжить, б - проутюжить, в - обтачать, г – оттянуть, д – заутюживание. 14 12.Укажите цифрами порядок очередности выполнение аппликации вручную: а - пришить аппликацию петельным швом к основе, б - проклеить флизелин на деталь, в - вырезать из ткани деталь аппликации г - отрезать излишки флизелина д - наметить местоположение аппликации на основе е - аппликацию приколоть к фону булавками. 13.Лоскутное шитьё – это: а - вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков) б - вид изделия, имеющий три слоя:вверх, собранный из лоскутов, прокладку и подкладку в - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань разноцветных кусочков какого-либо материала 14.Нейтральные цвета: а - белый, чёрный, серый б - красный, синий, жёлтый в - зелёный, голубой, оранжевый 15.Цвета, расположенные друг против друга в цветовом круге: а - нейтральные б- холодные в -контрастные 16.Картонные фигурки для раскроя деталей: а - лекало б - выкройка в - шаблоны 17.Что дало начало лоскутной технике: а - заплата б - лоскут в - отрез ткани 18.Лента для отделки изделий: а - тесьма б - сантиметровая лента в - корсажная лента 19.Увлажнение ткани перед раскроем для усадки: а - кипячение б - утюжка в - декатировка 20.Поставьте в порядке очередности список действий выполнения «мягкой игрушки»: а - соединить детали булавками б - сметать детали в - подобрать материал г - сложить ткань на изнаночную сторону 15 д - шаблон положить на ткань е - обвести шаблон по контуру ж - выкроить детали з - набить игрушку и - окончательная отделка к - стачать на швейной машине, вывернуть 4. Организационно-педагогические условия реализации программы 4.1.Учебно-методическое обеспечение программы Образовательный процесс, включает в себя различные методы обучения: - репродуктивный (воспроизводящий); - объяснительно-иллюстративный(объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); - проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); В проведении занятий используются формы индивидуальной, групповой работы и коллективного творчества. Теоретическая часть проводится в форме бесед с просмотром иллюстраций, наглядного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Овладение искусством рукоделия начинается с изготовления изделий по образцу путем прямого повторения за педагогом. Не следует перегружать детей, необходимо создавать условия для самовыражения и развития конструктивной деятельности. Эффективность обучения повышается при введении элементов проблемности. Постановка и решение проблемных задач развивает творческие способности, делает труд более осмысленным. Очень важно озадачить ученика поиском самостоятельного решения, а не сразу давать готовый ответ. Когда навыки будут сформированы, можно предложить детям создавать различные композиции из отдельных элементов. Таким образом, комплексное использование методов обучения повышает надежность условия информации, делает учебный процесс более эффективным. При работе с текстильным материалом очень важно объяснить обучающимся правильности подготовки материала к работе. Важно продемонстрировать как можно больше иллюстраций, готовых изделий, подробно их рассмотреть. В ходе работы обучающие имеют возможность анализировать и исправлять допущенные ошибки. Проявление внимания в процессе подготовки деталей, составленный для себя план сборки и выбор определенного вида завершенности работы даст в результате эмоциональное удовлетворение проделанной работой. Полученные знания и умения дадут учащимся возможность применить их в быту, украшении одежды, интерьера. Этот вид деятельности развивает у учащихся фантазию, внимательность, глазомер. Тема завершается мини-выставкой творческих работ учащихся. 16 Формы проведения занятий разнообразны: традиционное, практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний. Особо популярны комбинированные занятия, соединяющие в себе различные методы общения с учащимися и виды деятельности, а также нетрадиционные занятия: игры, конкурсы, викторины. Выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся проходит путем тестирования, практических заданий, выставок, конкурсов. Отчет о работе творческого объединения может проходить в форме открытых занятий, праздников, викторин. Тематика и формы методических материалов по программе Видео-материал, Компьютер, Литература. Дидактические материалы При организации работы объединения используется дидактический материал. Он включает в себя: рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, разработку отдельных тематических занятий, тесты, инструкционные и технологические карты, познавательные кроссворды. 4.2.Информационное обеспечение программы Список литературы №№ п\п 1. 2. Раздел програм мы Вводное занятие Используемая литература Нагляднодидактический материал Программа объединения. Слайды. Готовые изделия. Правила внутреннего распорядка. Рабочая тетрадь. Материалы и Мерсиянова Г.Н. - Швейное дело, М.1993г. Наборы для инструменты Хворостуха С.А. - Золотая книга женского основных видов рукоделия. М., 2003г. Интернет ресурсы: работ (графических по ручному шитью и https://www.liveinternet.ru/users/5310867/post28 17 вышиванию). Инструкция по ТБ. Образцы тканей, волокон, пряжи, ниток. Образцы видов переплетений тканей. Ручные швы иХворостуха С.А. - Золотая книга женского Образцы ручных декоративная рукоделия. М., 2003г., швов. Графические вышивка Гусева Е.Н.- Вышивальщица, Ростов-наизображения Дону,2001г., Миронова Т.В., Ермакова С.О. и ручных и др.- Большая коллекция узоров, М.2008г. декоративных швов, Интернет-ресурсы: схемы. https://yandex.ru/collections/user/turbaevskaya/dekorat Инструкционные ivnye-shvy-dlia-vyshivaniia/ ; карты выполнения ручных швов, https://tkanix.guru/rukodelie/vidy-shvov-priИнструкция по vyshivanii; контролю качества изделий. https://delaemrukami.boltai.com/topics/dekorat ivnye-shvy/ 0830711/ 3. 4. 5. Швейная машина и машинные работы Г.Н.Мерсиянова – Швейное дело, М.1993г., Е.Н.Юдина и др.- Шейте сами,С.П., 1992г., Н.К.Кобякова – Поделки из ткани, М., 2006г. Интернет-ресурсы: Таблицы по охране труда, Инструкции по уходу за швейной http://www.shyu.ru/mashinnye-shvy.html; машиной, по заправке швейной https://www.youtube.com/watch?v=Id8ABsxdkqk; машинки, схемы, инструкционные https://korfiati.ru/2015/02/vidyi-shvov/ карты по выполнению видов машинных швов, таблица «Терминология в швейном производстве». Виды Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных Поделки из ткани, аппликации материалов, М., 1990г., наглядные пособия, Анистратова А.А., Гришина И.М. – Поделки иллюстрации, из ткани и нити, М., 2007г., схемы, таблицы Мититело К. – Аппликация, 2003г., Баева Т.И. цветов, – Домашняя мастерская, 1991г., Нагель О.И. –дидактические Художественное лоскутное шитье. М., 2000г.,карточки, слайды, Подписка «Вышитые картины». инструкционные 18 https://yandex.by/collections/card/5d91e09e96d03f1dbe40b карты. 39d/ Молотобарова О.С. – Изготовление игрушек –Иллюстрации с 6. Плоские, полуобъемныесувениров, М., 1990г., изображением и объемные Силецкая И.Б. – Мягкая игрушка, 2007г., животных, игрушки, игрушки Шепелева А.А. – Мягкие игрушки-подушки, шаблоны-выкройки М., 2009г., игрушек, Максимова М.В. и др. – Такие разные технологические куклы,М., 2005г., карты поэтапного Белова Н.Р. – Игрушки к празднику, С.П., выполнения 2007г., Жукова О.Г.- Мастерилка, 2007г., игрушек, выставка Баева Т.И. – Домашняя мастерская, 1991г. творческих работ Интернет ресурсы: https://vrukodelii.com/uchimsyaуч-ся, слайды. shit-myagkie-igrushki-chast-; https://svoimi.rukami.klubokidei.com/26040261300980208/myag kaya-ploskaya-igrushka/ 7. Искусственны Ди Кирхнер и др. – Цветы из шелковых е цветы из ленточек, Тверь,2009г., ткани и лент Джоан Гордон-Вышивка лентами, Арт-Родник,2009г., Интернет ресурсы: https://www.youtube.com/playlist?list= PLkqp348WlaoLvqO2DEULjBlqPqYnLtyTI; https://roomester.ru/dekor/svoimi-rukami/cvety-iztkani.html; https://videohandmade.ru/rukodelie/shite/tsvet y-iz-tkani/ 8. Лоскутная мозаика Хворостухина С.А. – Лоскутное шитье, М., 2010г., Максимова М.В. и др. - Мозаика лоскутных узоров, М., 2007г., Муханова И.Ю. – Шьем Из лоскутков, М., 2001г Интернет ресурсы: http://cpykami.ru/sekrety-loskutnoj-mozaiki/ ; https://kitchenremont.ru/dekor/vyshivka/pechvork/loskutnai a-mozaika Образцы композиций из декоративных цветов, комнатные цветы, схемы строения цветка, информационные листы «Технология изготовления полевых и садовых цветов», таблица «Цветы и сердцевинки», выставка творческих работ уч-ся. Цветовой круг Гетте, готовые изделия, Коллекция тканей, тест «Проверь себя», схемы поузловой обработки, схемы узоров для панно, слайды. 19 Список литературы для детей 1. Т.И. Еременко - «Иголка-волшебница», М., «Просвещение», 1988г. 2. Р.И.Егорова, В.П. Монастырная - «Учись шить», М., «Просвещение», 1988г. 3. София Ханус - «Как шить?», М., 1991г. 4. Л.В.Иванова – «Азбука шитья», Спб, 1994г. 5. Л.В. Иванова, Л.П. Полторак и др.- «Лоскуты - в дело», Запорожье, 1991г. 6. Н.Белова – «Игрушки к празднику» - М., Эксмо , 2007г. 1991г. 7. А.Г. Красичкова – «Аппликация», М.2011г. 8. С.А Хворостухина. – Лоскутное шитье, М., 2010г. 9. М.В. Максимова. и др. - Мозаика лоскутных узоров, М., 2007г. 10. А.А.Анистратова, Н.И.Гришина – «Поделки из ткани, ниток и пуговиц», М. ОНИКС,2007г. 11. Ди Кирхнер и др. – «Цветы из шелковых ленточек», Тверь,2009г. 12. Джоан Гордон- «Вышивка лентами», Арт-Родник,2009г. 13. Наталия Кобякова- «Поделки из ткани», М., 2006г. 4.3. Материально - техническое оснащение – характеристика помещений для занятий по программе 1.Инструменты, материалы и приспособления: швейные машинки, оверлок, ножницы,сантиметровая лента, иголки швейные и для вышивания, портновские булавки, шило, крючки, спицы, пяльцы, электрический утюг, гладильная доска, ватман, калька, копировальная бумага, альбом, различные ткани, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – разноцветные, поролон, шерстяная пряжа разной толщины и цветов, карандаши, портновский мел, шаблоны выкроек, схемы, линейка, угольник, клей ПВА, кисточка для клея и красок. 2. Наглядно - дидактический материал: образцы изделий, альбом с образцами узоров и деталей изделий, таблицы с образцами основных видов ручных, декоративных и машинных швов, образцы тканей волокон, пряжи, ниток, образцы видов переплетений тканей, предметы декоративно-прикладного искусства (иллюстрации), таблицы цветов, инструкционные карты специальная литература. 3. В учебном помещении рекомендуется разместить выставку учащихся, доску для выполнения схем, чертежей. Желательно иметь компьютер. При оформлении выставки необходимо учитывать следующие требования: - изделие должно располагаться так, что бы его можно было хорошо рассмотреть; - плоские композиции лучше закрепить на стенды или оформленные в рамки размещать на стене. - объемные работы рассматривают на столе или специальных подставках, располагая на разных уровнях высоты; 20 - все работы, размещенные на выставке, должны представлять собой, единое и законченное целое по содержанию, композиции, цвету. - каждое изделие должно иметь бирку с именем, фамилией и возрастом учащегося. 4.4. Исходными документами для составления общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебная иголка» являются: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; гл.10 ст. 75 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р) 3. Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 4. Письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; (ссылка на ст.34, часть 1 п.7 ФЗ № 273) 5. Письмо МОиН РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6.СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41. 7.Приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 08.09.2015 №613н. 8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2019г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).10. Локальные нормативные акты: - Устав МБУ ДО «Дворец детского творчества г.Буйнакск»; - Положение о правилах приема, перевода и отчисления учащихся. 21 Приложение 2 22 Работы учащихся клуба «Волшебная иголка» 23 24