1 1. Пояснительная записка Ручное вязание одно из самых распространенных видов декоративного искусства. Вязание крючком издавна пользовалось большой любовью у рукодельниц. Это приятный досуг, уют, тепло, красота. Клубок ниток и небольшой инструмент - крючок - таят в себе неограниченные возможности для творческого труда. Подбор ниток, выбор узора, фасона, создание изделия занятие увлекательное, полезное в повседневной жизни. Новизна программы состоит в том, что она вариативна, вполне реальна и направлена на достижение результатов, что подтверждается практикой. 1.1. Актуальность программы Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей. Работа с учащимися строится на основе взаимосотрудничества, уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Практическая работа является основной формой обучения учащихся, в процессе которой они осваивают навыки и приемы ручного вязания с учетом современной технологии. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход к ребенку, организация познавательной деятельности и реализация творческих потребностей ребенка. 1.2.Цель: раскрыть перед учащимися социальную роль декоративно-прикладного искусства; - сформировать практические трудовые навыки, творческую активность, художественный вкус; способствовать профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся; - сформировать у учащихся устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию, тягу к искусству, истории, культуре и традициям. Программа ставит следующие задачи: Обучающие: Познакомить с историей, развитием техники вязания крючком; Обучить правильному положению рук при вязании, пользоваться инструментами; Научить основным приемам вязания крючком; Ознакомить с основными условными обозначениями; Научить вязать простейшие узоры, используя схемы для вязания; Научить правильно, обращаться с инструментами в соответствии с правилами техники безопасности. Развивающие: Развивать моторные навыки. Развивать произвольность психических процессов; Развивать образное мышление; 2 Способствовать развитию уверенности в себе и развитию творческой самостоятельности. Воспитательные: -воспитать целеустремленность, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца; -формировать культуру взаимоотношений. -приобщить экономному отношению к используемым материалам. 1.3.Педагогическая целесообразность Программа способствует: - развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера; - помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни; -формированию понятия о роли и месте декоративно-прикладного искусства в жизни; созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы. 1.4. Срок реализации программы, формы и режим проведения занятий Программа обучения вязанию крючком рассчитана на 1 год обучения, уровень обучения – ознакомительный. Программа рассчитана на 144 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий - 2 часа ( два занятия по 45 минут); В программу 1 -го года обучения входит знакомство учащихся с историей вязания, с инструментами, пряжей, правилами ТБ, вязанием узоров с разными переплетениями, постепенно усложняя технику вязания. Образцы рекомендуется выполнить из пряжи светлых и ярких тонов, позволяющей хорошо выявить фактуру узора, особое внимание уделяется цветоведению. Учащиеся узнают о раппорте узора. За 1-й год обучения вывязывают плотные, ажурные узоры, орнаменты, игрушки-сувениры, шарфики, шапочки, пинетки, носки, косынки, варежки, декоративные изделия и сувениры. 1.5. Планируемые результаты. К концу 1-го года обучения учащиеся должны знать и уметь: - различать условные обозначения, выполнять технический рисунок (схему); - снимать узоры, свободно и легко пользоваться схемами, которые встречаются в печатных изданиях; - выполнять орнаменты из геометрических, растительных и животных мотивов; -научить применять полученные знания на практике; - оформлять изделия, стирать их, отпаривать, сшивать, украшать. - владеть разными технологиями изготовления изделий крючком. Учащиеся, хорошо усвоившие программу ознакомительного уровня, могут продолжить обучение в клубе «Фантазия» по общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей «ФАНТАЗИЯ». Уровень программы – базовый. Срок обучения – 1 год. 3 2. Содержание программы 2.1.Учебно-тематический план Наименование тем, разделов № № пп 1. Вводное занятие Количество часов Всего 2 Теория 1 Формы аттестации Практика (контроля) 1 Основные петли Вывязывание изделий Творческая работа Вязание в кистевой технике Творческая комплексная работа 7. Ажурная и филейная техника Итоговое занятие 8. 16 34 16 22 16 6 3 2 2 2 10 31 14 20 14 36 2 12 - 24 2 ИТОГО: 144 28 116 2. З. 4. 5. 6. Анкетирование, устный опрос Устный опрос, практические задания, тестирование, выставка лучших творческих работ Отчетная выставка творческих работ 4 Содержание программы I. Вводное занятие. Введение в программу. (2 часа). Теория -1 час. Ознакомление с программой клуба и правилами поведения. Режим работы. Инструменты, материалы для работы: пряжа, крючки, ножницы, см. лента, иглы швейные ручные, нитки - катушки, бумага, картон, клей, подкладочная ткань, канва, булавки английские. Назначение каждого инструмента, правила пользования, хранения; правила безопасности труда и личной гигиены при работе с ними. Практика -1 час. Организация рабочего места. Подбор крючков. Правильное положение рук во время работы. Выполнение цепочки из воздушных петель. II. Основные петли (16 часов). Теория - 6часов. Техника вывязывания петель: начальная, воздушная петля; цепочка из воздушных петель, столбики без накида из трех вариантов: 1 вариант - под обе петли основания; 2 вариант - под заднюю нить петли основания; 3 вариант - под переднюю нить петли основания; столбик с одним накидом; столбик с двумя и более накидами; соединительная петля. Практика -10 часов. Составление схем узоров. Порядок работы по схеме. Вывязывание учебных образцов полотна из столбиков без накида по трем вариантам; из столбика с одним накидом. III. Вывязывание изделий (34 часа). Теория - 3 часа. Техника вывязывания различных изделий: прихватки, кошелек, косметичка, карандашница, сумочки, закладки, шапочки, шарфы, пояса, растения и многое другое по выбору учащихся. Способы оформления изделий. Практика - 31 час. Выбор изделия. Расчет петель, составление схемы узоров. Вывязывание деталей изделий. Соединение деталей различными способами. Оформление изделий. IV. Творческая работа учащихся (16часов). Теория - 2 часа. Работа со специальной литературой по вязанию. Выбор изделий. Создание учащимися собственных моделей. Практика - 14 часов. Разработка композиций по собственному замыслу. Составление технологической карты по изготовлению изделия и его художественное оформление. Самостоятельная творческая работа учащихся. Защита мини-проекта. Выставка работ учащихся. V. Вязание в кистевой технике (22 часа). Понятие «кистевая техника». Виды кистевой техники. Использование изделий из кистевой техники. Краткие сведения о ковроткачестве. Правила подготовки пряжи 5 (кисти одной длины). Техника выполнения ворса. Рисунки, схемы для изделий. Порядок выполнения изделий в кистевой технике. Практика - 20 часов. Изготовление шаблона для кистей. Нарезка кистей. Подготовка основы ткани (канвы). Составление рисунка схемы для выполнения изделий. Выкладывание рисунка кистями. Оформление готового изделия. Творческие работы в этой технике. VI. Творческая комплексная работа (16 часов). Теория – 2 час. Постановка задач перед учащимися по выполнению различных приемов вязания. Практика – 14 часов. Предлагаемые изделия: декоративные украшения, декоративные цветы, сувениры; изделия из журнала по вязанию по выбору уч-ся; изделия по собственному замыслу учащихся. Составление технологической карты по изготовлению изделия и его художественное оформление. Защита мини-проекта. Выставка работ учащихся. VII. Ажурная и филейная техника (36 часов). Теория -12 часов. Ажурное полотно. Образование узора. Филейное полотно. Образование узора. Выполнение пустых клеток - сетки (канвы). Выполнение заполненных клеток узор. Умение читать схемы для вязания крючком, умение читать счетные схемы для филейного полотна с узором. Порядок прибавления и убавления в начале и в конце ряда. Порядок составления схемы филейных узоров. Схемы, образцы ажурных изделий. Практика - 24 часа. Вязание ажурных изделий по кругу – салфетки. Обвязывание ажурным кружевом тканых салфеток и др.изделий. Составление схемы филейной сетки. Выполнение филейной сетки. Составление схемы филейного узора. Выполнение филейного узора. Выполнение изделий филе. Оформление законченных работ. VIII. Итоговое занятие (2 часа). Подведение итогов года. Поощрение и награждение учащихся. Выставка творческих работ учащихся. 3.Формы аттестации и оценочные материалы 3.1. Для контроля качества усвоения программы имеется разработанная система контроля результативности ЗУН в различной форме: тесты, вопросы, практические задания, участие в выставках. 6 ТЕСТЫ для проведения срезов ЗУН с учащимися клуба «Веселые петельки» Iгода обучения 1.Основной инструмент при вязании: а. длинный крючок б. короткий крючок в. двусторонний крючок г. крупный крючок 2. Основной материал для вязания: а. пряжа б. леска в. шнур г. лента 3. Назови детали крючка (поставь нужную цифру в соответствии с обозначениями на схеме): а. выемка б. головка в. захват г. ручка 4. а. б. в. г. Выбор номера крючка зависит от: цвета крючка толщины нити узора индивидуальной манеры вязания. 5. Правила техники безопасности (исключи неправильный ответ): а. убрать рабочее место б. передавай ножницы лезвием вперед в. не вязать острым, ржавым крючком г. храни крючки и спицы в футляре. 6. Подобрать в соответствии с условными обозначениями их названия: а. воздушные петли б. столбики без накида в. столбик с одним накидом г . столбик с двумя накидами д. соединительные столбики 7. Продолжи предложения: а. Петля для подъема - это воздушные петли, которые... 7 б. Для столбиков без накида провязывают... в. Для столбиков с одним накидом провязывают... 8. По вязаному полотну определите каким способом вводился крючок: а. за заднюю полупетлю б. за переднюю полупетлю в. между столбиками г. за обе полупетли. 9. Продолжи предложения: а. Прибавление петель провязывают... б. Убавление петель провязывают... 10. По вязаному полотну (узора) определите, где прибавились петли, убавились, не изменялись. а. 11. Перечисли изученные техники вязания. а. к..................я б.......н......е.........а... в. вя....,.......е......ис.........м г. ,.....ур...а... 12. С помощью какой схемы можно связать кружево? 13. Перечислите способы выполнения кружева: а. на краю ткани б. на цепочке в. из отдельных мотивов 14. Выбери и обозначь цифрами нужный порядок работы для кистевой техники: а. нарезать кисти б. выбрать рисунок в. связать канву г. выложить рисунок на канве д. сделать расчет петель. 15. Какие основные петли вывязываются при орнаментной технике? а. воздушные петли б. столбики с 2,3 накидами в. столбики без накида 8 г. петли подъема д. соединительные петли Практическая работа. 1. Перечисли все изделия, которые связаны тобой: основные петли кистевая техника ______________________________ _______________________________ ______________________________ ______________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Ажурная и филейная техника ______________________________ ______________________________ твои творческие работы _______________________________ ________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ 2. По данному образцу вязки составь схему узора: Свяжи учебное полотно по схеме: 9 4.Организационно-педагогические условия реализации программы 4.1. Техническое оснащение: 1.Наличие инструментов: - вязальные крючки различной толщины; - ножницы; - швейные и штопальные иглы; - булавки; - сантиметровая лента; - электрический утюг; - гладильная доска. 2. Наличие материалов: - пряжа и нитки разной толщины и цветов; - калька; - миллиметровая бумага; 3. Специальная литература. 4. Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы: - таблица «Основные приёмы вязания»; - коллекция ниток; - образцы вязания; - вязаные изделия; - инструкционные карты; - интернет-ресурсы. В учебном помещении рекомендуется разместить застекленные витрины с выставкой кружковцев, доску для выполнения схем, чертежей. Для проведения занятий педагогу необходимы наглядные пособия: образцы изделий, альбом с образцами узоров и деталей изделий, таблицы с образцами основных приемов вязания. Для проведения занятий необходимо просторное светлое помещение. 10 4.2. Учебно-методическое обеспечение программы В начале учебного года учащиеся знакомятся с правилами безопасности труда при работе с инструментами и электроприборами. Основное внимание на занятиях обращается на совершенствование навыков техники вязания и качество работы при выполнении изделий. Приобщение детей к творчеству немыслимо без создания особой атмосферы увлеченности. Чтобы создать такую атмосферу используются беседы, диалоги с учащимися, игровые ситуации, конкурсы, викторины. Чтобы увлечь, душевно разбудить ребят, планируется посещение музеев, выставок, особенно выставок рукоделия. Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: - репродуктивный (воспроизводящий); - иллюстрированный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); - проблемный метод (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения); В проведении занятий используются формы индивидуальной работы групповой и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстрированного материала и подкрепляется практическим освоением темы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Программный материал подобран так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей. В своей деятельности педагог использует авторскую методику опережающего изучения видов вязок в процессе вывязывания изделий. Формы проведения занятий разнообразны: традиционное, практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний. Особо популярны комбинированные занятия, соединяющие в себе различные методы общения с учащимися и виды деятельности, а также нетрадиционные занятия: игры, конкурсы, викторины. Выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся проходит путем тестирования и защиты творческих мини- проектов. Также, при необходимости, для реализации программного материала возможны сетевая и дистанционная формы обучения. Вне сетки часов программы предусматривается воспитательная работа. План воспитательной работы составляется ежегодно и прилагается к образовательной программе. Воспитательная работа осуществляется в форме бесед, игровых методик, экскурсий, конкурсов и др. Она проводится по 11 направлениям: гражданско-правовое, художественно-эстетическое, экологическое, здоровьесберегающее, профильное, нравственное. По содержанию деятельности проводятся развивающие, познавательные, досуговые мероприятия, призванные воспитывать в учащихся такие качества, как духовная культура, творческая инициатива, интеллигентность, толерантность, гуманность, активная гражданская позиция и др. 4.3. Информационное обеспечение программы № Наименование раздела 1 Введение в программу 2 Основные петли 3 Вывязывание изделий 4 Творческая работа учащихся 5 Вязание в кистевой технике 6 Творческая комплексная работа Ажурная и филейная техника 7 8 Подведение итогов Список используемой литературы Образовательная программа клуба «Фантазия»; специальные журналы: «Валя-Валентина», «Дианакреатив», «Чудесные мгновения», «Сабина», «Лена», «Бурда-специал» и др. З.А.Фомичева – «Начинаем вязать крючком», М, 2005г.; Т.А.Терешкович – «Рукодельница», М, «Просвещение», 1992г.; Б.Дитц, С.Боде и др. – «Как вязать крючком», 2006г. М.К. Андрукович – «Вяжут дети», 2007г.; Специальные журналы по вязанию Т.А.Терешкович – «Рукодельница», М, «Просвещение», 1992г.; З.Костюшена – «Ромашка» Специальные журналы по курсу вязания. Специальные журналы: «Валя-Валентина», «Дианакреатив», «Чудесные мгновения», «Сабина», «Лена», «Бурда-специал», «Вязание –модно и просто» и др.; Е.Чадова – «Вязание крючком в технике филе»; Нагляднодидактический материал Панно с режимом работы, инструкции по ТБ и ПБ; Выставка работ уч-ся разных годов обучения. Карточки с условными обозначениями петель. Альбом с образцами вязок. Счетные схемы, цветные карточки, готовые изделия. Видео-материал Готовые изделия; Счетные схемы,цветные карточки. Видео-материал Схемы узоров, иллюстрации, демонстрационный материал Тестовые задания, выставка работ учащихся 12 4.4.Исходными документами для составления общеобразовательной общеразвивающей программы «Веселые петельки» являются: 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; гл.10 ст. 75 2.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726р) 2.Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 3.Письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; (ссылка на ст.34, часть 1 п.7 ФЗ № 273) 4.Письмо МОиН РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 5.СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41. 6.Приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 08.09.2015 №613н. 7.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2019г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 8. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 9. Локальные нормативные акты: - Устав МБУ ДО «Дворец детского творчества г.Буйнакск»; - Положение о правилах приема, перевода и отчисления учащихся. 13 Приложение 2 14 Работы учащихся 1-го года обучения. Раздел: «Вывязывание изделий». 15 Раздел: «Вязание в кистевой технике» 16 Раздел: «Ажурная и филейная техника» техника» 17 Творческие работы учащихся 1-го года обучения 18