1 1. Пояснительная записка Программа «ИЗО-студии» имеет художественную направленность, уровень - стартовый и рассчитан на 1 год обучения. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он. Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Занятия объединения не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. 1.1.Актуальность программы. В раннем возрасте необходимо заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально- нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника - создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, 2 представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла. Современное искусство разнообразно, каждый может сделать выбор идти в сторону доброго и светлого. Основная задача: помочь ребёнку преодолеть чувство страха перед новым, неизведанным; дать возможность поверить в успех и свои творческие способности; научить вести себя в коллективе; развивать мелкую моторику рук, глазомер; освоить приёмы владения простейшими инструментами; прививать культуру труда. Работы выполнять по образцу. В соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, образовательные программы по изобразительному искусству должны способствовать формированию основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края. Знакомство с духовными ценностями, заключенными в художественной культуре народов, населяющий РД (Дагестан) может многое дать детям не только для осознания культурно-исторических корней, воспитание художественного вкуса, но и для создания прочной основы формирования культуры межнационального общения. Основной целью реализации регионального компонента является приобщение обучающихся к творческому подходу изображения пейзажей, натюрмортов и других жанров живописи в нетрадиционной технике рисования. 1.2.Новизна программы. В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии. Приобщение детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография, монотипия и т.д.) и даёт немалый толчок детскому воображению и фантазированию. Непосредственно организованная деятельность с использованием нетрадиционных материалов и техник рисования помогает детям получить информацию о разнообразии окружающего мира, уточнить свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление и речь. Иными словами, изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник рисования способствует решению ряда задач подготовки детей к дальнейшей жизни. Особенно важно понимать, что нетрадиционные техники рисования играют важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Программа включает в себя широкое 3 использование иллюстративного материала, использование пособий, дидактических игр и художественных произведений. методических 1.3.Цель: Способствовать формированию познавательного интереса к изобразительному искусству, творческой активности, увлечённости процессом рисования, развитию духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, умению внимательно вглядываться в жизнь, в накапливании опыта понимания красоты. Задачи: Формировать художественно-творческие способности детей в процессе продуктивной деятельности: стремление к совершенствованию и гармонии, умение создавать красивые мысленные образы, радоваться воображаемой красоте; Развивать художественный вкус, изобразительную фантазию, стремление придумывать, изобретать, создавая художественный образ. Формировать чувство цвета, композиции. Способность восхищаться и наслаждаться высшими образцами рукотворной красоты, высшими духовными ценностями, проникать в их глубь, в суть. 1.4. Категория учащихся и срок реализации программы Данная программа рассчитана на детей 7-14 лет. Занятия в группе проходят 2 раза в неделю по 2 часа (два занятия по 45 минут). Всего 144 часа в год. Программа обучения в студии ИЗО рассчитана на 1 год обучения, уровень обучения – ознакомительный. Основная задача: помочь ребёнку преодолеть чувство страха перед новым, неизведанным; дать возможность поверить в успех и свои творческие способности; научить вести себя в коллективе; развивать мелкую моторику рук, глазомер; освоить приёмы владения простейшими инструментами; прививать культуру труда. Работы выполнять по образцу. 1.5. Планируемые результаты К концу обучения учащиеся должны знать: - название инструментов, приспособлений и технику безопасности при работе с ними; - материалы и технические приемы оформления; - средства и способы передачи холодных и теплых тонов; - название основных и составных цветов; - значение терминов: краска, палитра, композиция, художник, линия, композиция, силуэт, пятно, живопись, натюрморт; - подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением. Должны уметь: 4 - пользоваться инструментами: карандашами, кистью, красками, палитрой; - полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы; - подбирать краски в соответствии с настроением рисунка; - формировать представления об основных понятиях: формы предмета, контрастные формы, симметрия и асимметрия, стилизация, орнамент, через выполнения практических заданий; - передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров; - выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы. Учащиеся, хорошо усвоившие программу ИЗО-студии ознакомительного уровня, могут продолжить обучение по общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей в студии «Мастерская художника». Уровень программы – базовый. Срок обучения – 1 год. 2. Содержание программы 2.1. Учебно-тематический план Количество часов 1 Вводная часть 2 Радужный мир 2 6 Формы аттестации (контроля) Практика (интерактив ные занятия) Теория Наименование раздела, темы Всего № п/п 1 2 1 4 Анализ практической работы. Выставка работ. Анализ практической работы. Выставка работ Анализ практической работы. Выставка работ 3 Нетрадиционная техника рисования 14 4 10 4 В мире искусства 86 24 62 5 Сказочная зима 12 2 10 Выставка работ выполненных уч-ся 6 Жанры живописи 10 2 8 Выставка работ 7 Мастерская художника 12 - 12 Анализ практической работы. Выставка работ 5 8 Итоговое занятие Итого 2.2 2 144 - 2 35 109 Анализ практической работы. Отчетная выставка творческих работ Содержание учебного (тематического) плана Вводное занятие - 2 часа Теория – 2 часа Ознакомление с программой изостудии. Инструменты, приспособления, материалы для работы (карандаш, акварель, гуашь, альбомы). Назначение каждого инструмента, правила пользования и хранения. Техника безопасности, санитарно-гигиенические требования. 2. Радужный мир -6 часов Теория – 2 часа Организация рабочего места. Беседа об искусстве, живопись, графика. Ознакомление с отдельными жанрами живописи: портрет, натюрморт, пейзаж. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства В. Васнецова, В. Серова, А. Пластова. Основы цвета. Смешивание цветов. Практика – 4часа Смешивание теплых тонов. Выполнение рисунков с использованием техники, смешивание теплых тонов. Холодная гамма цветов. Акварель. Гуашь. Художественная композиция. Контраст теплых и холодных цветов. 3. Нетрадиционная техника - 14 часов Теория - 4 час Организация рабочего места. Беседа. Знакомство с новыми техниками: кляксография, набрызг, монотипия; работа с ватными палочками Практика – 10 часов Практическое выполнения рисунка с использованием нетрадиционной техники. Выработка аккуратности, усидчивости, развитие моторики рук. Творческая работка учащихся. 4. В мире искусства (86 ч) Теория 24 часов Организация рабочего места. Беседа об искусстве, живопись. Ознакомление с отдельными жанрами живописи: мифология анимация, натюрморт, композиция. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Линия как средство выражения. Линейная и воздушная перспектива. Практика – 62 часа 6 Смешивание теплых тонов. Выполнение рисунков с использованием техники, смешивание теплых тонов. Холодная гамма цветов. Акварель. Гуашь. Художественная композиция. Контраст теплых и холодных цветов. 5. Сказочная зима -12ч Теория - 2 часа Изучение планов изображения пейзажа – передний, средний, задний, линейная перспектива. Практика - 10 часов Изображение земли, покрытой снегом и деревьев с учетом линейной перспективы, снежинок. Зима в горах, зима в лесу. Самостоятельная творческая работа учащихся. 6. Жанры живописи – 10 часов Теория – 2 часа Беседа по данному виду искусства, беседа о художниках, об их произведениях, показ диафильмов и слайдов, репродукций. Практика – 8 часов Рисование с натуры, рисование на темы и иллюстрирование литературных произведений и сказок, декоративная работа, выполнение творческих заданий 7. Мастерская художника – 12 часов Практика – 12 часов Выполнение художественных работ для участия в конкурсах, выставках муниципального, республиканского и федерального уровней. 8.Итоговое занятие – 2 часа Обобщение знаний и умений, приобретенных в течение учебного периода. Коллективное обсуждение, анализ рисунков, картин, выполненных в течение года. Выставка творческих работ. 3. Формы аттестации и оценочные материалы Формами аттестации являются: 1. текущие формы контроля: беседа, педагогическое наблюдение, которые осуществляется при выполнении задания на занятии, предполагают совместный просмотр выполненных изделий, рисунков и упражнений, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма позволяет учащимся оценивать не только чужие работы, но и свои. 2. Промежуточная и итоговая формы контроля: практические задания, творческое задание, осуществляются, когда происходит качественная оценка деятельности обучающихся по программе, выставка творческих работ. 3.1. ТЕСТЫ ЗУН 1. Какое из перечисленных понятий не обозначает вид изобразительного искусства? а) графика 7 б) скульптура в) кино г) живопись 2.Сколько цветов можно выделить в радуге? а) 5 б) 7 в) 9 г) 13 3. К какому жанру относится изображение птиц и животных? а) пейзаж б) бытовой в) анималистический г) натюрморт 4. Рисунок, выполненный карандашом, углём, тушью или краской одного цвета, относят к…. а) графике б) живописи в) орнаменту г) рельефу 5. Цвета, которые нельзя получить путём смешивания красок, называют… . а) основными б) составными в) тёплыми г) холодными 6. Какой из перечисленных цветов не является основным? а) жёлтый б) красный в) синий г) зелёный 7. Белая бумага, дощечка для смешивания красок и получения нужного цвета есть… а) мольберт б) палитра в) пастель г) акварель г) композиция 8. Картины, изображающие, различные предметы обихода, снедь, фрукты, цветы. а) пейзаж б) портрет в) этюд г) натюрморт 9. Живописное, графическое или скульптурное украшение из повторяющихся геометрических, растительных и животных элементов – это… а) орнамент б) репродукция в) аппликация 8 г) колорит 10. При смешивании каких цветов можно получить фиолетовый цвет? а) красный и коричневый б) красный и синий в) красный и чёрный г) синий и коричневы 11. Назовите виды ИЗО (выбери правильный ответ) : а)графика, б)музыка, в)живопись, г) архитектура, д)театр 12.Вид изобразительного искусства, основным выразительным средством которого является цвет: а)графика; б)живопись, в) скульптура, г) ДПИ 13.Один из видов изобразительного искусства, главным языком которого является линия, а роль цвета ограничена и условна: а)живопись, б)графика, в)скульптура, г)архитектура; 14.Искусство проектировать и строить называется: а) скульптурой, б)архитектурой, в)графикой; 15.Что относится к жанрам изобразительного искусства: а)пейзаж, б)графика, в)батальный, г)скульптура, д)натюрморт, е)портрет, ж)архитектура, з)исторический, и)интерьер, к)бытовой, л)анималистический; 16.Жанр изобразительного искусства, который отображает повседневную жизнь человека: 9 а) портрет, б)бытовой, в)батальный, г)исторический; 17.Жанр, в котором главный герой – природа: а) натюрморт, б) пейзаж, в) портрет; 18. Художник, изображающий животных: а) маринист, б) пейзажист, в)анималист, г) баталист; 19. Художник, изображающий море: а)маринист, б)портретист, в)анималист; 20.Художник, изображающий преимущественно лица людей: а) пейзажист, б) портретист, в)маринист, г) баталист; 21.Художественное произведение, повторяющее другое: а) подлинник, б)репродукция, в)копия, г)оригинал. 4. Организационно-педагогические условия реализации программы 4.1.Материально-техническое обеспечение 1. Помещение: кабинет в ДДТ 2. Приборы и оборудование: - ЖК монитор, - доска металлическая, - столы, - стулья, - мольберты. 3. Инструменты: - ножницы, - механическая точилка для карандашей. 4. Канцелярские товары и материалы для творчества: - карандаши простые, 10 - карандаши цветные, - кисточки для клея и красок, - краски акварельные и гуашевые, - ластик, - линейки, - фломастеры, маркеры, - мелки цветные, - баночки для воды, - бумага акварельная, - цветная бумага, - цветной картон, - клей – карандаш и ПВА, - палитры. - иллюстрации, - книги, - бытовая утварь для составления натюрмортов, - электронные видео и презентации. 4.2. Учебно-методическое обеспечение программы Освоение содержания программного материала базируется на основе общих методологических принципов: доступности: знания и практические задания, которые даются детям, должны быть понятны и соответствовать их развитию; системности и последовательности: знания получаемые детьми должны быть в определенном порядке; связи теории и практики: теоретические знания должны воплощаться я в практической деятельности Методы обучения, обеспечивающие усвоение материала детьми: -репродуктивный (воспроизводящий); -иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); -проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); -игровой; -групповой работы, -индивидуального подхода; -дифференцированный метод; -опережающего задания; анализ и самоанализ; ТСО; наглядный. Нетрадиционные техники рисования. Тычок жесткой полусухой кистью Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. 11 Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Рисование пальчиками Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рисование ладошкой Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Скатывание бумаги Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. Оттиск поролоном Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. Оттиск пенопластом Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта. Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт. 12 Оттиск смятой бумагой Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Восковые мелки + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным. Свеча + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. Монотипия предметная Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. Черно-белый граттаж (грунтованный лист) Средства выразительности: линия, штрих, контраст. Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Кляксография с трубочкой Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). 13 Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Набрызг Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. Отпечатки листьев Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Тиснение Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш. Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист. Цветной граттаж Средства выразительности: линия, штрих, цвет. Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью. Монотипия пейзажная Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в 14 озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым. 4.3. Информационное обеспечение программы Список литературы: 1. Аксёнов Ю.Г. Цвет и линия. – М., 1986. 2. Алексеева В.В. Что такое искусство. – М., 1986. 3. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – М., 1993. 4. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративноприкладного творчества: Учебно-методическое пособие. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. 5. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989. 6. Борев Ю.Б. Эстетика. – М., 2005. 7. Программа «Цвет творчества» Н.В. Дубровская, Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2010г. 8. Волков И.П., Художественная студия в школе: книга для учителя: из опыта работы. – М.; Просвещение, 1993г. 9. Ватагин В.А. Изображение животного. – М., 1996. 10.Волков Г. . Изобразительное искусство: Словарь – М., 1999. 11.Карцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М., 1992. 12.Какого цвета радуга. Каменева Е. Детская литература. Москва 1987 г. 13.Изобразительное искусство в начальной школе. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Дрофа» 1996 г. 14.Кожохина С.К., Путешествие в мир искусства. – М.; «ТЦ Сфера», 2002г. 15. Котенко Л.В., Что мы знаем о цвете. – М., «Книголюб», 2003г. 16. Комарова Т.С, Обучение детей техники рисования. М: Просвещение, 1996г. 17. Комарова Т.С., Изобразительная деятельность в детском саду. – М., «Мозаика-Синтез», 2006г. 18. Неменский Б.М., Методическое пособие по изобразительному искусству. – М.; Просвещение, 2006г. 19.Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. – М., 1981. 20.Русская изба: Внутреннее пространство избы, мебель и убранство избы, домашняя и хозяйственная утварь: Иллюстрированная энциклопедия. Авт.сост. Д. Баранов, О. Баранова, Е. Мадлевская и др. – СПб., 1999. 21. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми – по ступенькам творческого роста: Дополнительное образование, 2004. №7. 22.Основы рисунка. Сокольникова И.М., «Титул», Обнинск, 1996 г. 23.Основы живописи. Сокольникова И.М., «Титул», Обнинск, 1996 г. 24.Основы композиции. Сокольникова И.М., «Титул», Обнинск, 1996 г. 15 25.Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001г. 26. Уатт Ф. Как научиться рисовать.-M,:ООО Росмен-издат, 2003. 27.Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М., 1981. 28.Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 - 4 классах. – М.: Просвещение, 2005. 29.Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М.: Просвещение, 1981. 30.О.Шматова «Самоучитель по рисованию акварелью», 2007г. 31.ФГОС НОО. – М.: Просвещение, 2011. 32. Портреты художников: В. Васнецова, В. Серов, В. Васнецов, Б. Кустодиев, И. Левитан, И. Шишкин, А. Пластов, А. Саврасов. 33. Детские книги для чтения: стихи о Родине, о природе дагестанских поэтов, рассказы, загадки о животных, сказки русских и зарубежных писателей, народные сказки. Интернет ресурсы 1. Информационный портал Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. —Режим доступа http://www.273-фз.рф 2. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru 3. Учебно – методический кабинет http://ped-kopilka.ru 4. Кладовая развлечений http://kladraz.ru/ 5. Педагогический мир http://pedmir.ru/ 4.4. Исходные документами для составления программы 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; гл.10 ст. 75 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726р). 3.Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 4.Письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; (ссылка на ст.34, часть 1 п.7 ФЗ № 273) 5.Письмо МОиН РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6.СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41. 16 7.Приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 08.09.2015 №613н. 8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2019г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 10. Локальные нормативные акты: - Устав МБУ ДО «Дворец детского творчества г.Буйнакск»; - Положение о правилах приема, перевода и отчисления учащихся. 17 Приложение 2 18 19