1 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мединочка» (арабский язык) является программой социально-педагогической направленности. Уровень программы – стартовый. Арабский язык является в настоящее время наиболее распространенным из группы семитских языков и принадлежит к южной ее ветви. Литературная форма арабского языка является государственным языком всех арабских стран, одним из официальных и рабочих языков ООН. Число говорящих на арабском языке превышает 200 млн. человек. Классическое наследие литературного арабского языка имеет мировое значение и представлено огромным корпусом арабской поэзии, художественной, исторической и географической прозы, переводами античных научных сочинений и собственными сочинениями по астрономии, математике, медицине и другим, точным и естественным наукам, по философии, богословию, юриспруденции, языкознанию. 1.1 Актуальность программы – повседневная реальность последних лет свидетельствует о возросшем статусе иностранного языка в Российском обществе. Язык и языковое образование становится инструментом успешной жизнедеятельности человека, формирующим сознание личности и ее способности входить в открытое информационное пространство. Динамика общественной жизни страны и связанные с нею преобразования, межгосударственная интеграция в сфере образования вызывают общественную потребность в большом количестве граждан, практически владеющих одним или несколькими современными (неродными) языками. Осознание важности языкового образования в современном обществе стимулирует большинство родителей приобщать своих детей к изучению иностранного языка с младшего возраста. И государство, и общество признали тот факт, что изучение иностранного языка в школьном возрасте полезно всем детям, поскольку оно способствует: - развитию психических функций ребенка и его речевых способностей; - вхождению ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке; - социализации ребенка в новых общественно-экономических условиях. Новизна программы заключается в комплексном подходе к изучению предмета, задания носят творческий характер. Программный материал I года обучения направлен на поэтапное расширение и углубление речевых навыков детей, овладение навыками арабского письма. 2 Программа I года обучения рассчитана на начинающую группу учащихся, где создается коммуникативное ядро устной речи, чтения и письма, формирование способностей детей к общению на межкультурном уровне и создается база дальнейшего изучения арабского языка. Также программа предусматривает самостоятельную работу учащихся. 1.2. Цель образовательной программы: формирование у учащихся навыков общения с учетом речевых возможностей и потребностей для осуществления межкультурной коммуникации (в пределах программных требований). Программа ставит следующие задачи: Обучающие: - создавать мотивацию к изучению арабского языка средствами музыки, стихотворений, пословиц; - способствовать развитию познавательного интереса к праздникам, традициям, обычаям страны изучаемого языка; -способствовать приобретению персептивных, речевых, моторно-графических навыков, умений вести себя в типовых ситуациях. Развивающие: - развивать психологические функции ребенка: память, внимание, мышление (наглядно-образное, логическое); воображение (репродуктивное и творческое). - развивать специальные способности, необходимые для обучения иностранному языку: фонематический слух; способность к догадке; способность к различению; имитационные способности. Воспитательные: - воспитывать понимание и уважение к другой культуре; -воспитывать уважительное отношение к людям; -воспитывать чувства товарищества, дружбы; -воспитывать чувство прекрасного; -воспитывать культуру умственного труда; -воспитывать навыки самостоятельности. 1.3.Педагогическая целесообразность Программа способствует: - развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера; - помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни; -формированию понятия о роли и месте арабского языка в мире; 3 1.4. Срок реализации программы, формы и режим проведения занятий Программа обучения рассчитана на 1 год обучения, уровень обучения – стартовый. Программа рассчитана на 144 часа в год, занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий - 2 часа (два занятия по 45 минут); образовательная программа рассчитана на учащихся от 7 до 14 лет. Количество учащихся в группе 10-13человек. 1.5. Планируемые результаты. К концу 1-го года обучения учащиеся должны знать и уметь: В области разговорной речи: - приветствовать кого-либо и прощаться, используя разные средства языка в зависимости от социальной характеристики партнера; - запросить информацию о самочувствии и отреагировать на соответствующий вопрос; - высказать доброе пожелание; - описать человека (назвать имя, возраст, место проживания); - описать животное (назвать что он умеет делать, где живет); - на элементарном уровне кратко передать содержание прослушанного или прочитанного текста. В области аудирования: - понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями; В области чтения: - устанавливать буквенно-звуковое соответствие; - правильно озвучивать графический образ слова, понимать читаемое. В области письма: - овладеть графикой арабского языка, уметь соотносить их со звуками и буквосочетаниями данного языка; - овладеть правописанием слов, усвоенных в устной речи. 4 2.Содержание программы 2.1.Учебно-тематический план № Темы разделов I. Введение в предмет. II. Арабский алфавит. Количество часов Формы аттестации Всего Теория Практика Анкетирование 2 2 (устный опрос) 68 28 40 III. Фонетика. 10 3 7 IV. Грамматика. 10 3 7 48 14 34 6 - 6 144 49 95 V. Разговорный арабский. VI. Подведение итогов года. Устный опрос, практические задания, тестирование Устный опрос Практические задания Устный опрос, практические задания, тестирование тестирование Итого: 5 2.2. Содержание программы: I. Вводное занятие. Введение в программу. (2 часа). Теория -1 час. Краткие сведения.Об арабском языке. Ознакомление с программой курса. Организационные моменты. Практика – 1 час Знакомство с речевыми образцами: «Исмии…», «Ма исмука» II. Арабский язык. (68 часов). Теория - 28часов. Знакомство с буквами алфавита. Транскрипция букв. Произношение букв. Графические формы написания букв. Согласные и гласные звуки. Краткий звук. Правописание букв. Практика- 40 часов. Изучение букв алфавита. Развитие фонетического слуха и мышления. Графические формы арабских букв. Правописание букв. Каллиграфия. Аудирование. Развитие устной речи, формирование навыков чтения букв. Разбор по формам. Формирование навыков произношения. Самостоятельная работа учащихся. III. Фонетика. (10 часов). Теория - 3 часа. Краткие сведения по фонетике. Органы речи. Классификация звуков. Согласные и гласные звуки. Гласные долгие и краткие. Краткий звук. Мягкие и твердые согласные звуки. Значки для обозначения. Практика – 7 часов. Упражнения по произношению звуков. Отработка чтения слов и звукосочетаний. Упражнения по развитию артикуляционного аппарата. Самостоятельная работа учащихся. IV. Грамматика. (10 часов). Теория - 3 часа. Правила правописания арабских букв. Знакомство с особенностями окончаний слов женского рода. Предлоги. Практика – 7 часов. Упражнения на формирование и закрепление навыков правописания арабских букв в различных графических формах. Упражнения с использованием предлогов. Самостоятельная работа учащихся. 6 V. Разговорный арабский. (48 часов). «Давайте знакомиться!»(8ч.) Теория - 4часа. Ознакомление с программой.Знакомство с речевыми образцами. «Исмии……» «Ма исмука?».Притяжательные местоимения. Местоимения женского и мужского рода: ана, хува, хийа. Местоимения двойственного числа. Практика - 4 часа. Местоимения ана, хува, хийа. Вопросительная структура «Мин аййи биладин анта?», Вопросительная структура «Кайфа тагIиишу?». Составление диалога. «Моя семья» -(8 ч.) Теория – 3 часа. Вопросительные структуры. Речевой образец о семье. Ознакомление с новыми словами по теме.Произношение и правописание Практика - 5часов. Разучивание слов и запись. Составление диалога. Словарный диктант. «Школа» - (8 ч.) Теория – 2 часа. Вопросительные структуры. Речевой образец о школе. Ознакомление с новыми словами по теме.Произношение и правописание. Практика - 6 часов. Работа с рисунками. Составление словосочетаний.Проведение мини диалогов.Словарный диктант. «Домашние и дикие животные» -( 8 ч. ) Теория– 2 часа. Ознакомление с домашними и дикими животными. Работа с карточками.Работа с рисунками. Составление словосочетаний Практика - 6 часов. Словарный диктант. Составить рассказ о любимом животном. Самостоятельная работа учащихся. «Кем ты хочешь стать?» - (8 ч.) Теория – 2 часа. Разновидность профессий. Изучение новых слов. Практика - 6 часов. Работа с рисунками. Составление словосочетаний.Проведение мини диалогов.Словарный диктант. Моя любимая профессия. Составление рассказа. Творческая самостоятельная работа учащихся. «Мой город» - ( 8 ч.) Теория – 2 часа. 7 Изучение новых слов.Правописания и произношение.Работа с рисунками. Составление словосочетаний. Практика - 6 часов. Закрепление изученных слов. Словарный диктант. Мой город (мини рассказ). Самостоятельная работа уч-ся. Составление диалога(по выбору уч-ся). VI. Итоговое занятие (2 ч.) Подведение итогов года. Проведение срезов ЗУН. Обобщающий анализ учебного года. 8 3.Формы аттестации и оценочные материалы 3.1. Для контроля качества усвоения программы имеется разработанная система контроля результативности ЗУН в различной форме: тесты, вопросы. Данная система контроля проводится дважды в год: промежуточная в декабре и итоговая в мае. ТЕСТЫ для проведения срезов ЗУН с учащимися клуба «Мединочка» Iгода обучения 1.Сколько букв в арабском алфавите? а. 26 б. 28 в. 32 2. Сколько графических форм написания у букв? а. одна б. две в. четыре 3. Кясра, фатха, дамма – это… а. знаки б. огласовки в. Буквы 4. Какие из этих букв долгие гласные? а. алиф, ба, та б. алиф, даль, заль в. алиф, вав, йа 5. Как называется знак удвоения? а. таштид б. танвин в. Сукун 6. Есть ли в арабском языке гласные буквы? а. есть б. нет в. не знаю 7. Ан, ин, ун – это… а. сукун б. таштид в. танвин 8. Как называется знак, обозначающий твердость? а. фатха б. сукун 9 в. кясра 9. Какие из этих букв имеют только две формы написания? а. алиф, ба, та, са б. алиф, даль, заль, х1а, ха в. алиф, даль, заль, ра, за, вав 10. Допиши букву в начале, середине и в конце слова. 11. Соедини буквы в слово. 12. Зачеркни лишнюю букву. 13. Переведите на русский: Ма гьаза? Гьаза байтун кабирун Ман гьува? Гьува тильмизун. Айна тадрусу? Адрусу филь мадрасати. Мин айи билядин анта? Ана мин русия. Ана атаг1алляму ллюгъаталь арабийата Къум! Иджлис! Икъраъ! Уктуб! 14. Переведите выражения на арабский язык: Привет! Как дела? Спасибо, хорошо. Как тебя зовут? Меня зовут. Я ученик. До свидания! 15. переведите слова на арабский язык: Яблоко Лиса Заяц Урок Школа Учитель 10 Класс Друг Мужчина Кошка Маленький Большой Дом Дверь Ребенок 16. Напишите цифры арабскими символами от 1 до 10. 17. Напишите арабскими цифрами день, месяц, год своего рождения. 18. Напишите арабскими цифрами: 67, 87, 125, 654, 105, 873. Диалог 1 Скажите по - арабски: Привет! Привет! Откуда ты? Я из Буйнакска. Как тебя зовут? Меня зовут Ахмед. А меня зовут Руслан. Кто ты? Я ученик. До свидания! До свидания! Диалог 2. Добрый вечер! Добрый вечер! Как дела? Слава Аллаху, спасибо! Что это? Это портфель. А это что? Это ручка. Ты кто? Я ученик. До встречи! До встречи! 11 4.Организационно-педагогические условия реализации программы 4.1. Техническое оснащение: Телевизор. Печатные пособия по изучению арабского языка. Карточки с буквами. Грамматические таблицы по основным разделам грамматического материала. Плакаты к устным разговорным темам (Моя семья, Времена года, Цвета, Еда.) Интернет-ресурсы: видеоматериал. 4.2. Учебно-методическое обеспечение программы В начале учебного года учащиеся знакомятся с правилами безопасности труда при работе с инструментами и электроприборами. Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: - репродуктивный (воспроизводящий); - иллюстрированный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); - проблемный метод (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения); В проведении занятий используются формы индивидуальной работы групповой и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстрированного материала и подкрепляется практическим освоением темы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Программный материал подобран так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей. Формы проведения занятий разнообразны: традиционное, практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний. Особо популярны комбинированные занятия, соединяющие в себе различные методы общения с учащимися и виды деятельности, а также нетрадиционные занятия: игры, конкурсы, викторины, проектная деятельность. Выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся проходит путем тестирования. Также, при необходимости, для реализации программного материала возможны сетевая и дистанционная формы обучения. 12 4.3. Информационное обеспечение программы Список литературы 1. Гаджиахмедов Ш.Д. Учебник арабского языка. Махачкала 2010г 2.Магомедмансуров М.Г. Арабский язык. Начальный курс. Махачкала 2013г. 3. Мухидинов Ш.М., Курбайтаева Н.Б., Магомеддадаев А.М. Учебник арабского языка. 1год обучения. Махачкала 1999г. 4. Поурочный план для учителей по книге Гаджиахмедова Ш.Д. «Учебник арабского языка для начальных классов» Махачкала 2010г. 4.4.Исходными документами для составления общеобразовательной общеразвивающей программы «Мединочка» являются: 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; гл.10 ст. 75 2.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р) 2.Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 3.Письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; (ссылка на ст.34, часть 1 п.7 ФЗ № 273) 4.Письмо МОиН РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 5.СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41. 6.Приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 08.09.2015 №613н. 7.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2019г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 8. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 9.Гаджиахмедов Ш.Д. Учебник арабского языка. Махачкала 2010г 13 10.Поурочный план для учителей по книге Гаджиахмедова Ш.Д. «Учебник арабского языка для начальных классов» Махачкала 2010г. 11. Локальные нормативные акты: - Устав МБУ ДО «Дворец детского творчества г.Буйнакск»; - Положение о правилах приема, перевода и отчисления учащихся. 14 Приложение 2 15 Приложение 3 План-конспект занятия арабского языка. Педагог дополнительного образования Гебекова Сапият Халиловна Объединение : Арабский язык «Мединочка». Учебная группа, год обучения 1. Тема: Буква «Ба» и ее графические формы написания. Цель: Познакомить с буквой «Ба» арабского алфавита, научить произношению и правописанию данной буквы. Задачи: Образовательные: 1. Научить произносить букву «Ба». 2. Научить письму в различных графических формах написания. 3. Формировать умение выделять изучаемую букву в словах. Развивающие: 1.Развивать фонетический слух. 2.Развивать моторику движения рук. 3.Развивать зрительную память. Воспитательные: 1.Воспитывать усидчивость и аккуратность. 2. Прививать любовь к изучаемому языку. 3.Прививать интерес к другим народам мира. Оборудование занятия: Таблица графических форм буквы «Ба», арабская азбука в картинках, доска, телевизор. Ход занятия I этап. Организационный момент (2 мин.) Проверка готовности учащихся к занятию (наличие учебников, тетрадей, ручек). Приветствие учащихся на арабском языке: «Ассаламу г1алекум я атфаль». Дети: «Ваалейкум салам». II этап. Введение в тему занятия (3 мин.) Сегодня научимся правильно писать букву «Ба» в различных ее формах. Узнаем слова с новой буквой в различных графических ее формах. 16 III этап. Объяснение темы занятия (8 мин.) -Дети, какую букву мы с вами уже знаем? –Букву Алиф. -Какие формы имеет буква «Алиф»? – Две формы. Вторая буква арабского алфавита называется «Ба». Она означает звук, близкий русскому мягкому звуку (б). Эта буква связывается в обе стороны и имеет 4 графические формы. Размер буквы около 6 мм. Основной частью буквы является ее начальный штрих с различительной точкой. Давайте посмотрим на таблицу графических форм. Здесь показывается, как пишется буква в начале, середине и в конце слова. 17 - А теперь вместе произнесем звук «Ба». - Как мы прочтем букву с огласовками? – Ба, Би, Бу. -Правильно, молодцы. IV этап. Практическая работа (15 мин.) Давайте с вами напишем в тетрадях обособленную форму. Откройте тетради, нарисуйте полукруг и поставьте под ним точку. В серединной ее форме этот штрих в сочетании с линией связи от предшествующей буквы образует зубец. В конечной форме добавляется «хвост», а различительная точка ставится в середине. Напишите все формы по одной строчке. V этап. Физминутка (3 мин.) А вы знали, что в Аравийской пустыне расположен единственный на Ближнем Востоке горнолыжный курорт. Искусственный, разумеется, но от этого не менее роскошный. А ещё это самый крупный в мире крытый парк. А теперь давайте сделаем разминку. Вы должны выполнять то, что говорит герой из мультика на арабском языке (видео-ролик): 18 Къуму Иджлису Гьаза раъсу Гьаза г1айнун Гьаза анфун Гьаза фамун Гьаза ядун Гьаза риджлюн VI этап. Практическая работа (10 мин.) Мы отдохнули, а теперь давайте продолжим. Запишем слова, где находится буква «Ба». Слова, где буква ба в начале слова: бинтун-дочь, баладун-страна, байтун-дом. Буква «ба» в середине слова: джубнун – сыр, хубзун-хлеб, сабтун-суббота. Буква «Ба» в конце слова: кубун – стакан, китабун – книга, шариба-пить. Давайте вместе прочитаем новые слова, чтобы вы знали, как правильно ставить ударения. VII этап. Подведение итогов (4 мин.) -Что понравилось вам на занятии, что нет? -Ребята, какую новую букву мы изучили? – Букву «ба». -Каких видов она бывает? – Обособленная, начальная, серединная и конечная. -Я рада, что вы поняли новый материал. Мы с вами составляем азбуку в картинках и у вас есть первая буква алфавита «Алиф». Дома сделайте карточку со второй буквой, которую мы сегодня изучили. На карточке напишите букву «Ба» цветным карандашом и нарисуйте предмет, который начинается на букву «Ба». Активную лексику занятия – выучите наизусть и повторите лексику прошлого занятия. - Занятие окончено. Маг1а ссаляма! 19