1 Мы знаем, что чем богаче внутренний мир человека, тем богаче средства его выражения - в любом виде искусства (И.Моисеев). 1.Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа студии национального танца относится к художественной направленности. Уровень программы: стартовый. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения большая роль принадлежит танцу. Проблему обучения детей решают детские хореографические коллективы учреждений дополнительного образования. Особенность дополнительного художественного образования состоит в том, что необходимые для творческой деятельности технические навыки и приемы оказывают сильнейшее и непосредственное воздействие на эмоционально волевую сферу учащихся. Процесс овладения определенными исполнительскими навыками не только раскрепощает собственно художественное мышление, но и в большей мере накладывает отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей. Хореография, наряду с пантомимой, музыкальным и драматическим театром, являясь ведущим пластическим искусством, использует в качестве материала человеческое тело, организовывая его движения по законам музыкальной гармонии. Эта гармония является основой трех нераздельно связанных между собой частей хореографии: педагогической, исполнительской, хореографической деятельности. Принципы и приемы хореографической педагогики направлены, прежде всего, на формирование творческой личности, способной к самостоятельному и неординарному мышлению, самовыражению. Как и всякое искусство, танец доставляет ни с чем несравнимое удовольствие. Именно в танце можно познать свой дух и своё тело и 2 выразить все свои чувства. Танцующий стремится выразить свои настроения и эмоции в пластически красивой и эстетически совершенной форме. Свобода и лёгкость движений, красота и пластичность радует танцоров и зрителей. И самообучение танцу является активным творческим процессом. Преодолевая трудности, тренируя тело и осваивая лексику танца, ребёнок познаёт красоту танцевального творчества. Значительные возможности для приобщения детей к богатству танцевального и музыкального образование. творчества предоставляет хореографическое. Перед педагогом-хореографом стоит задача привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать танцевальные способности (музыкально-двигательные и художественно-творческие), танцевальную выразительность (эмоциональность), воспитание силы, выносливости, формирование навыков коллективного общения, раскрытие индивидуальности. 1.1.Актуальность хореографического образования: Хореография – искусство синтетическое, в ней музыка живёт в движении, приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми. В «век гиподинамии», когда дети проводят большое количество времени сидя за партой, за компьютером или просто у телеэкрана, занятия хореографией становятся особенно актуальными. Во-первых, танец - это движение, которое развивает физическую силу, выносливость, ловкость, формирует фигуру. Вовторых - искусство, развивающее художественное воображение, ассоциативную память, творческие способности. Хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности. Сегодня танцы одно из любимых занятий и зрелищ для детей. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю. Танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста, развивает ребенка всесторонне. 3 1.2.Новизна хореографической программы. Новизна программы в том, что она даёт возможность овладеть манерой исполнения танцев разных народов, их темпов и ритмов, приобщиться к истокам культурных традиций разных народов, познакомиться с этническим своеобразием различных культур. Отличительная особенность данной программы в том, что изучение народного танца, начиная с несложных движений, расширяется и совершенствуется на протяжении обучения, технически и ритмически усложняется, помогает решить воспитательные задачи: приобщить к истокам культурных традиций разных народов, познакомить с этническим своеобразием различных культур. Задача педагога дополнительного образования состоит не в максимальном ускорении развития творческих способностей ребенка, а прежде всего в том, чтобы создать каждому учащемуся все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей. 1.3. Цели и задачи программы. Данная образовательная программа заключает в себе возможности для всестороннего развития личности ребенка. Чем раньше ребенок войдет в «большой мир искусства», тем быстрее он научится отличать добро от зла, красоту от безобразия, истинное - от ложного и, главное, обогатит свой духовный мир. Через познание сути содержания искусства в душе ребенка формируется эмоциональнообразное восприятие музыки и движений, ассоциативное мышление, волевые качества, воображение, формируется художественный вкус. Основное обучение в студии национального танца - это органичное единство развитых природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетического образования. Программа национального танца предназначена для занятий в хореографической студии учреждений дополнительного образования и имеет следующие образовательные развивающие и воспитательные цели: Цель: Формировать у детей творческие способности через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений. Задачи: Обучающие - научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам классического, народного, историко-бытового танца, музыкальной грамоте, основам актерского мастерства, научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой. Развивающие - развивать музыкальные и физические данные детей, 4 образное мышление, фантазию и память, формировать творческую активность и развивать интерес к танцевальному искусству. Воспитывающие - воспитывать эстетически-нравственное восприятие детей и любовь к прекрасному, трудолюбие, самостоятельность, аккуратность, целеустремленность в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе. 1.4. Педагогическая целесообразность программы состоит в целенаправленной работе по расширению возможностей творческой реализации учащихся, соответствующей их духовным и интеллектуальным потребностям посредством приобщения к миру хореографии: классический танец, народнохарактерный танец. 1.5.Срок реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность образовательного процесса составляет 144 часа, по 2 часа в неделю (2 занятия по 30 минут для детей 6,6 – до 8 лет и 2 занятия по 45 минут для детей 8-10-лет). Возраст детей. Образовательная программа студии национального танца учитывает возрастные изменения в интересах детей, которым нравится танцевать, удовлетворяет интерес детей к занятию хореографией в формах, соответствующих возрасту. Образовательная программа ориентирована на детей младшего и среднего дошкольного возраста, от 6,6 до 11 лет. Зачисление на обучение по программе осуществляется по желанию детей, по заявлению их родителей (законных представителей). Принимаются дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровью. Обучающиеся предоставляют заключение от врача (справка) об отсутствии противопоказаний к занятиям по хореографии. 1.6. Предполагаемые результаты реализации Программы: Обучая детей по данной Программе, к концу года мы добиваемся следующих результатов: - дети владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определенный «запас» танцевальных движений и общеразвивающих упражнений. - могут передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.). - владеют основными хореографическими упражнениями по программе 1года обучения. 5 По окончании изучения Программы, обучающиеся будут: знать: - основные позиции и положения рук и ног, головы и корпуса; - танцевальные элементы на середине зала, изученные по Программе; - название танцевальных элементов, изученных по Программе; - название различных простых маршировок и перестроений; уметь: - следить за правильной осанкой, свободные руки держать на талии; - слушать музыкальный материал и слышать музыкальный ритм; - начинать и заканчивать движения одновременно с началом и окончанием - выполнять различные простые маршировки и перестроения: «круг» линия, колонна; - координировать движения; - выражать эмоции в мимике и пантомиме; - владеть навыками культуры поведения; - исполнять: простые танцевальные элементы на середине зала: одинарный шаг, двойной шаг; - исполнять движения в характере и темпе музыки народов Дагестана и Северного Кавказа; - исполнять танцевальные упражнения с использованием координационных движений; - эмоционально и выразительно исполнять танцевальные элементы и танцевальные композиции на середине зала. 6 2. Содержание программы. 2.1.Учебно-тематический план №№ п/п Наименование раздела, тема Всего Теория Практика Форма аттестации (контроля) 1. Вводное занятие. 2 1 1 2. Начальнотанцевальная грамота 12 6 6 Наблюдения, опрос, зачетное занятие 3. Элементы народносценического танца 80 20 60 Наблюдения, опрос, просмотры, зачетное занятие, выступления 4. Танцевальная импровизация. 2 1 1 Просмотр, оценка 5. Разучивание танцевальных композиций 44 5 39 Просмотр, оценка. Опрос. 6. Подведение итогов года 4 - 4 Анализ деятельности Концерт. ИТОГО: 144 33 111 2.2. Содержание учебно-методического плана 1. Раздел «Вводное занятие» - 2часа. Теория – 1 час: Знакомство с уч-ся. Цели и задачи работы творческого объединения на учебный год. Формы и направления работы творческого объединения. Задачи работы объединения в учебном году. Ознакомление понятиями музыкальные и шумовые звуки, инструменты. Техника безопасности. Практика – 1 час: Проверка ритма и слуха. Прослушивание слуха музыкальной грамотности. Маршировка в темпе и в ритме музыки -шаг на месте, вокруг себя, право, влево. 2. Раздел «Начально-танцевальная грамота» - 12 часов. Теория- 6часов: Знакомство с элементами хореографической грамоты. Классика, элементы классической грамоты. Ритмика. Элементы музыкальной грамоты. Музыкальные размеры:4/4,2/4. Позиии рук 1,2,3,4,5,6,7,8. Практика- 6 часов: Разучивание танцевального поклона. Ходьба на месте на полу пальцах. Постановка корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку) позиции ног -1,2,3,4,5,6, постановка рук –подготоваительная,1.2.3. Музыкальные размеры:4/4,2/4, прослушивание слуха, музыкальной грамотности. Позиии рук 1,2,3,4,5,6,7,8.Положение рук в общем круге. Закрепление изученных движений. 7 3. Раздел «Элементы народно- сценического танца»- 80 часов. Теория-20часов: Культура и традиции народов Дагестана. Кавказские и Дагестанские танцы. Названия изучаемых упражнений, движений классического танца и народной хореографии Дагестана, особенности их исполнения. Основные элементы национальных движений народов Дагестана и Северного Кавказа. Сравнительная характеристика изучаемых движений народных танцев Дагестана. Практика- 60часов: Упражнения на отработку движений, характерных для народных танцев Дагестана и Северного Кавказа. Формирование умений и навыков выполнения национальных движений народов Дагестана и Северного Кавказа: одинарный шаг, двойной шаг: аварский, кумыкский, лакский , даргинский, грузинский, чеченский, осетинский. Виды ковырялки: полубоковая ковырялка, прямая ковырялка, боковая ковырялка. Разучивание движения ковырялка. Разучивание движения - выброс ноги: прямой выброс ноги, боковой выброс ноги. Разучивание движений – притоп, гасма, гасма с поворотом, двойная гасма. Прогон изученных движений, тренаж. Разучивание движения – растяж, прямой растяж, боковой растяж, круговой растяж. Положение рук, ног, головы и корпуса. Работа над пластикой движения. Работа в паре. Промежуточная аттестация. 4.Раздел. «Танцевальная импровизация» - 2 часа. Теория – 1 час: Термин «импровизация», танцевальная импровизация (в области хореографии импровизация – это умение сразу, т.е. «на ходу» придумывать движения или создавать образ). Практика – 1 час: Проявление своих танцевальных возможностей, раскрытие творческого потенциала. Развитие фантазии, воображения, артистизма. Импровизация простейших движений. Свободная импровизация различных движений. 5.Раздел. «Разучивание танцевальных композиций» - 44часов. Теория – 5часов: Знакомство с культурой народности постановочного танца, показ рисунка танца, составление сюжетной линии. Просмотр видео материала. Слушание музыки. Практика -39часов: Постановка танца. Разводка танца в рисунке. Разведение и расстановка, общий план танца. Поэтапное разучивание композиции . Репетиционная работа. Отработка элементов танца. Прогон – закрепление. Подготовка к отчетной программе. Прогон танца. 6.Раздел. «Подведение итогов года» - 4ч. Итоговая аттестация. Отчётный концерт для родителей. 8 3. Формы аттестации и оценочный материал. Задачи контроля: определение фактического состояния обучающегося в данный момент времени; определение причин выявленных отклонений от заданных параметров; обеспечение устойчивого состояния обучающегося. Виды контроля: знания понятий, теории; хореографические данные; соответствие знаний, умений и навыков программе обучения; уровень и качество исполнения танцевальных элементов; развитие творческих способностей. Критериями оценки знаний, умений и навыков учащихся является: уровень предусмотренных программой теоретических знаний; уровень хореографических навыков; степень самостоятельности в работе. Для контроля качества усвоения программного материала имеется разработанная система в форме практических заданий, вопросов, конкурсов для учащихся 1-го года обучения, показательные выступления на отчетном концерте перед родителями. Оценка качества реализации данной образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. В качестве средств текущего контроля успеваемости в течение учебного года могут быть использованы наблюдения педагога в ходе занятий, устные опросы, просмотры, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях обучающихся: внутриклубных, межклубных мероприятиях, на родительских собраниях позволяющие педагогу учитывать уровень усвоения умений и навыков, уровень физического развития, творческих способностей и личностный рост ребенка. Формы подведения итогов: - Промежуточная аттестация проводится 1 раз в полугодие в форме зачетных занятий. - Открытое занятие для родителей (1 раз в год). 9 Критерии оценки учащихся 1 года обучения Студия национального танца Ф.И.О. педагога Казиева Камила Казиевна № группы-----------------Дата--------------------№ 1 Фамилия, имя 1-й учащихся шаг с позми рук 2 3 Двой- Авар- Чечен- Кумык- Лакский Даргинский Осетин- Виды Виды Виды Комби- Импро- Ср. ной ский ский ский ход ход ский ковы- выброс раснировизабалл шаг шаг ход ход шаг рялок ноги тяжек вание ция 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 10 16 Критерии оцениваются по 5-ти бальной системе: Высокий уровень —5балла Средний уровень —4балла Низкий уровень —3балла Критерии оценки усвоения программного материала Высокий уровень — оптимальное развитие качества или навыка Средний уровень — качество или навык находится в развитии Низкий уровень — развитие качества или навыка находится в начальной стадии развития освоил весь объем теоретических знаний по основным разделам учебнотематического плана имеет неполный объем теоретических знаний по основным разделам учебнотематического плана недостаточно освоил теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана осознано пользуется специальной терминологией в полном соответствии с их содержанием сочетает специальную терминологию с бытовой не владеет специальной терминологией в полном объеме освоил практические умения и навыки; освоил практические умения и навыки в неполном объеме; движения не всегда пластичны и скоординированы; недостаточно ритмичен в исполнении танцевальных движений недостаточно освоил практические умения и навыки не проявляет, как правило, интереса к освоению отсутствует интерес к восприятию свободно, непринужденно и пластично выполняет танцевальные движения по программе имеет стойкий интерес к восприятию программного 11 танцевального материала танцевального материала танцевального материала в творческих заданиях самостоятельно и выразительно исполняет придуманные или выбранные однотипные движения творческое задание выполняет на проявляет себя пассивно в основе образца, при оказании творческих заданиях словесной помощи самостоятельно эмоционально высказывает свои суждения об исполненном танцевальном этюде (образе) при оказании словесной помощи при оказании словесной может высказывать свои эмоции о помощи ребенок не всегда просмотренном танцевальном может выражать свои этюде впечатления об исполненном танцевальном этюде На основании результатов промежуточной аттестации определяется успешность развития детей и усвоения ими общеобразовательной общеразвивающей программы на определенном этапе обучения. Отслеживание результатов обучения по основным параметрам проводится во время промежуточной и итоговой аттестации. 12 4. Организационно- педагогические условия реализации программы. 4.1.Условия реализации программы Занятия необходимо проводить в зале, оборудованном так называемыми станками (двумя гладко отполированными круглыми палками в диаметре 5-7 см, закрепленными на стене металлическими кронштейнами). Станок служит учащимся опорой во время исполнения упражнений и при разучивании танцевальных элементов и движений. Зал для занятий должен быть чистым, светлым, с хорошей вентиляцией, пол - деревянный. Температура воздуха в зале должна быть 15-16 градусов. Большие зеркала в зале необходимы для того, чтобы учащиеся, отрабатывая движения и следя за своим отражением, могли себя контролировать и исправлять ошибки. Зал должен быть оснащен необходимой музыкальной техникой: музыкальный центр, усилители, пульт. Кроме зала необходимо иметь отдельную комнату (раздевалку) для переодевания детей. Одним из условий успешных занятий является внимательное, доброжелательное отношение к детям, умение внушить каждому ребенку веру в его возможности. Занятия должны приносить детям радость от общения с музыкой. 4.2.Методическое обеспечение программы. Для реализации данной программы рекомендуется включать в образовательный процесс различные методы обучения: В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Теоретическая часть дается в форме объяснения выполнения движений с использованием ТСО и подкрепляется практическим освоением темы. Программный материал подобран так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям всех детей. Основной формой являются учебные занятия. Это занятия типовые (вводное занятие, традиционное, практическое, занятия ознакомления, усвоения, применения на практике, повторение, обобщения и контроля полученных знаний). Особо популярны комбинированные занятия, соединяющие в себе различные методы общения с учащимися и виды деятельности, а также нетрадиционные (игры; конкурсы, беседы). Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: метод организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический); 13 репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний); метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка); метод активного обучения (самоанализ ребенка); аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления); эмоциональный (подбор ассоциаций, образов); Принципы, положенные в основу Программы: - индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка); - систематичности (непрерывность и регулярность занятий); - наглядности (безукоризненный показ движений педагогом); - повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков); - сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям). 4.3. Информационное обеспечение программы. Список литературы 1. Типовая программа «Хореографический кружок», рекомендована Министерством образования для школ и внешкольных заведений М., «Просвещение», 2. Вербицкая А.В. «Основы сценического движения», Москва, 1973г.1983 г. 3.«Балетная осанка», методическое пособие для преподавателей хореографических школ, М.,1993. 4.Уральская В.И. «Рождение танца», М., «Светская Россия», 1982. 5.Базарова Н.П. «Азбука классического танца», М, 1964. 6.Ткаченко Т.Т. «Народный танец» М. 1954. 7.Основы характерного танца. Методическое пособие. М., 1939. 8.Климов А.А. «Русский народный танец», учебное пособие. М., 1996. 9.Барышникова Т. «Азбука хореографии» - М: 1999г. 10. Аджиев А.М. Многообразие и единство в фольклоре народов Северного Кавказа. – Махачкала: 1985. 11. Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. – Грозный: Чеч-Инг. изд. - полигр. об-ние "Книга", 1990. 12. Аствацатурян Э.Г. Оружие народов Кавказа. – СПб: «Атлант», 2004. 13. Барышникова Т. Азбука хореографии - М.: «Айрес-пресс», 2000. 14 14. Башкович Н. История хореографии всех веков и народов. - М.: ЮНИТИ, 2002 15. Грикурова Л. Осетинские танцы. - Орджоникидзе: «Северо-Осетинское книжное издательство», 1961. 16. Студенецкая, Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. XVIII-XX вв. - М.: Наука,1989. 17. Умаханова, А.М. Хореографическое искусство народов Дагестана: Генезис, традиции, формы выразительности / Отв. ред. К.И. Абуков /. Махачкала, 2004. 4.4. Исходными документами для составления общеобразовательной общеразвивающей программы «Студия национального танца» являются: 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; гл.10 ст. 75 2.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р) 2.Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 3.Письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; (ссылка на ст.34, часть 1 п.7 ФЗ № 273) 4.Письмо МОиН РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 5.СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41. 6.Приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 08.09.2015 №613н. 7.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2019г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 15 8. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 9. Локальные нормативные акты: - Устав МБУ ДО «Дворец детского творчества г.Буйнакск»; - Положение о правилах приема, перевода и отчисления учащихся. 16 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Реализация программы 17 18