1 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изменения информационной структуры общества требуют нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета. Необходимо одновременно помогать детям в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Программа «Тележурналист» важна не только в плане получения учащимися первых профессиональных навыков и выбора будущей специальности, но и дает возможность реализовать творческий потенциал подростка через телевизионнохудожественную деятельность. Она учит выражать свое «Я» посредством общения с другими людьми, помогает снять комплексы личности в старшем школьном возрасте, а также ориентирована на развитие творческого мышления детей. Мониторинг показал, что регулярные занятия журналистским творчеством в учреждениях дополнительного образования повышают грамотность детей и расширяют их кругозор. Программа «Тележурналист» имеет социально-гуманитарную направленность. Уровень программы – стартовый. 1.1. Актуальность. Сегодня подрастающее поколение углубилось в соцсети, подчас забывая о межличностном словесном общении со сверстниками, родителями, при этом выражает смело свои мысли, переживания, идеи в вертуальном пространстве. Тем самым теряются такие важные качества как умение коммуницировать, работать в паре, группе преодолевая и решая всесопутствующие межличностные барьеры возникающие при создании общего дела. Важная особенность телевизионного производства состоит как раз в том, что оно является коллективным. Телевизионная передача может быть подготовлена к эфиру только общими усилиями большого творческого коллектива. Успех, зрительское внимание приходит только в том случае, если весь коллектив профессионально работает над воплощением единой творческой задачи. Именно поэтому детская тележурналистика становится всё более востребованной детскими и молодёжными организациями, которые нуждаются в собственных каналах диалога с обществом. 2 Благодаря урокам журналистики ребенок учится работать синформацией и коммуницировать с людьми. Журналистика развивает в ребёнке: -способность находить и обрабатывать информацию, -способность к конструктивному диалогу с оппонентом, - умение без лишнего стеснения выражатьсвои мысли, - навыки грамотного построения речи, -харизматичность и уверенность в публичных выступлениях, - умение правильно держаться в кадре, - находить выход в курьезных ситуациях. Погружаясьв обучение,ребёнок сможет приблизиться кпрофессиональнойсреде, попробовать себя в разных амплуа, а также начать процесс выборасвоей профессии, идентификации себя как личности и определения своего призвания. Этот удивительный опыт поможет ребенку в дальнейшем успешно осваиватьи другие виды художественно-творческой деятельности-это актерское мастерство, режиссура кино и телевидение. Программа направлена на обучение детей школьного возраста,интересующихся современными творческими специальностями, а такженацелена на формирование у ребенка интереса к познанию, образного мышления и культуры личности. 1.2.Новизна программы. Нельзя стать талантливым журналистом без умения общаться, четко и доходчиво формулировать свои мысли, позицию, уметь изложить их, а подчас и защитить если потребуется, систематизировать и анализировать факты, научиться вести дискуссии, знать что, где и как сказать, грамотно изложить устный и письменный текст, выбрав оригинальную жанровую форму, используя свое образное мышление. Дети учатся быть ответственными за свои слова, свою работу, быть в курсе происходящих вокруг событий. Новизна дополнительной образовательной программы заключается в гармоничном соединении: технологии коллективного творческого воспитания (Иванов И.С), согласно которой, мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию; технологии исследовательского обучения (Дж. Брунер), согласно которой обучающиеся самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их от педагога в готовом виде; 3 проектной технологии (Дж. Дьюи), согласно которой, итогом комплексной деятельности всех участников работы над проектом является творческий продукт совместного труда. 1.3. Цель и задачи программы. Основная цель программы - пропаганда положительного опыта воспитания и объединения подростков в малые творческие группы, создающих пространство для их общения и способствующих самоорганизации и выработке путей самостоятельного решения собственных проблем,поддержка творческой инициативы детей и молодежи. Задачи: В области образования: - дать представление о средствах массовой коммуникации; - научить грамотному общению, выражению и анализу своих мыслей, оказать помощь в формировании личной позиции ребенка; - способствовать профессиональному самоопределению и социальной адаптации; - учить способам организации коллективной творческой деятельности; - формировать компетенции по созданию одного из видов проектных работ социально значимых творческих проектов досуговых программ. В области развития: - развитие творческого потенциала каждого учащегося, развитие индивидуальных способностей; - развивать способность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; - развивать социальные компетенции: учить умению собрать вокруг себя людей, и организовать какой либо вид деятельности; - развивать способность к самостоятельному обретению новых знаний и умений; - развивать коммуникативные компетенции: учить навыкам общения, умению вести конструктивный диалог, публично выступать. В области воспитания: - воспитание культуры общения; - воспитание активной гражданской позиции и патриотического отношения к стране, истории, современным событиям; - воспитывать необходимость осознания особенностей собственного поведения, а затем и личностных качеств; - формировать личностные ценности: толерантность, целеустремленность, активность, коммуникативность и др.; - обеспечить приобретение позитивного опыта освоения социальных ролей. 4 1.4. Срок реализации программы, формы и режимы проведения занятий. Программа «Тележурналист» составлена для учащихся12-16 лет, так как именно в этом возрасте складывается мировоззрение личности, формируется ее жизненная позиция, активно усваиваются материальные и духовные ценности общества. Программа рассчитанана144часа в год, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (2 занятия по 45мин.). 1.5. Планируемые результаты. По завершению обучения, учащиеся должны знать: информационные жанры журналистики (понятие интервью и его разнообразие форм) многообразие профессиональных работников телевидения ; профессиональную этику журналиста; профессиональные качества телеведущего; права и обязанности журналиста; По завершении обучения, учащиеся должны уметь: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы, вести беседу. 5 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п Количество часов Формы аттестации (контроля) Наименование темы, разделов Всего Теория Практика 1 2 Вводное занятие История человеческой коммуникации 2 6 1 2 1 4 3 Тележурналистика 80 22 58 4 Развитие творческого мышления 32 4 28 5 Основы риторики 22 6 16 6 Заключительное занятие 2 ИТОГО: 144 2 35 Беседа, практическиезада ния, самостоятельная работа, поисковая работа. Практические задания, устный и фронтальный опрос, конкурсы на лучший видеоролик, дискуссии Тестирование, индивидуальные поисковые задания, ситуативные задачи, творческие задания Текстовые задания, тесты, брифинги, кейсзадания, личностные мониторинги Срезы ЗУН (тестирование, Индивидуальные карты. практические задания ) 109 6 2.2. Содержание учебного (тематического) плана 1. «Вводное занятие»- 2 часа. Теория – 1час: Ознакомление с программой и задачами клуба «Тележурналист», решение организационных вопросов. Практика - 1час: Вторая часть занятия предусматривает участие клуба «Тележурналист» в традиционном праздновании, посвященном началу учебного года. Репортаж, посвященный открытию учебного года. 2. «История человеческой коммуникации» - 6 часов. Теория – 2часа: Ознакомление с понятиями журналистика и СМИ, интересными аспектами журналистского творчества. Формирование журналистами общественного мнения. Понятия «Четвертая власть». Особенности каждого вида СМИ (пресса, радио, телевидение). Проблемные ситуации в работе журналистов. Работа журналистов в «горячих» точках. Профессиональная этика журналиста. Закон и СМИ. Практика – 4 часа: Просмотр и обсуждение общественно- политических программ и анализ работы тележурналистов. 3. «Тележурналистика» -80 часов. Теория – 22 часов: Ознакомление с информационными жанрами. Современные информационные программы на телевидении. Схема получения официальной и региональной информации. Требования и правила оформления новостей. Советы по оформлению новостей, понятие об интервью. Понятие о профессионализме на телевидении. Специализация тележурналиста. Методы сбора информации (наблюдение, изучение документов, интервью). Формы общения (деловое общение, индивидуальное и групповое, экспресс- опрос и по телефону). Требования к выступающему в кадре: внешний вид, голос, поведение, содержание сообщения. Диктор, интервьюер, комментатор и их различия. Практика - 58 час: Обзор и обсуждение информационных передач (как одна и та же новость подается разными телекомпаниями: ОРТ, РТР, НТВ). Сбор новостей. Репортаж на заданную тему. Проведение интервью на заданную тему. Экскурсия в Буйнакское городское телевидение (БГТ). Знакомство с телевизионными профессиями. Психологический тренинг «Разговори собеседника», «Кто внушает нам доверие?». Решение проблемных ситуаций. Психологическое тестирование на тему: «Что я знаю и не знаю о себе». 7 Преодоление стеснения и различных трудностей в общении. Отбор материала для передачи. Игра в диктора. Чтение закадрового текста. Подготовка и съемка монолога в кадре на заданную тему. Анализ ошибок первого выступления в кадре. Творческая встреча с профессиональными тележурналистами, сочинение на тему: «Что за личность перед нами?». Игра «Сам себе режиссер» (ребята режиссируют школьную сценку, анекдот). Проведение съемок пресс- конференции на заданную тему. Придумать рекламный ролик и разыграть его в студии. 4. «Развитие творческого мышления»- 32 часов. Теория – 4 часа: Ознакомление с особенностями и видами восприятия у подростков. Диагностика восприятия. Внимание в профессиональной деятельности журналиста. Особенности подросткового мышления. Особенности памяти. Практика – 28 часов: Проведение тренинга для развития восприятия и наблюдательности, упражнения для тренировки: Что в сверстке? Узнай, кто там, Развиваем наблюдательность, Угадай голоса, Угадай название фильма. Задания и упражнения для развития логического мышления: Выдели главное, Сравни понятия, Объясни пословицу, Перечисли слова синонимы. Тренировка памяти путем проведения тренингов, игр: «Запомни слова», «Предметы», «С одной буквы», «Добрые слова», «Пересказ по кругу», «Где что лежит?». 5. «Основы риторики»-22 часа. Теория – 6 часов: Основы техники речи, правильное дыхание, чистота выговора. Понятие «речевой этикет». Понятие «текст» и секреты работы с ним. Секреты Аристотеля начинающим авторам. Практика – 16 часов: Дыхательная гимнастика, упражнения на выразительность, произнесение скороговорок. Проведение психологической игры «Почетный гость». Составление монолога- объяснения, монолога- оправдания, поздравления. Задания по составлению текста. Изложение информации в одной из жанровых форм. Сочинение сказок, писем. Творческая работа: «Какие передачи я люблю и почему», игра «Понятно без слов», упражнения с заголовком-загадкой. Задание по составлению текста. 6. Заключительное занятие - 2 часа. Подведение итогов года, вручение грамот – 2 часа. 8 3. Формы аттестации и оценочные материалы 3.1.Для контроля качества усвоения программы имеется разработанная система контроля результативности ЗУН в различной форме: тесты, вопросы, конкурсы, творческие задания и т.д.,которые позволяют определить достижение учащимися планируемых результатов. ТЕСТ для проведения срезов ЗУН с учащимися студии «Тележурналист» 1. Юнкор- это..... а) спортсмен б) юный корреспондент в) телеведущий 2. Кто такой журналист? а) человек, который занимается сбором, обработкой информации б) человек, который занимается выпуском газеты в) человек, рекламирующий печатную продукцию 3. Интервью- это... а) разговор между группой людей б) письменный ответ журналиста в) вопрос журналиста, ответ собеседника 4. Перечислить формы общения: а)………. б)………. в)............. 5. Перечислить современные информационные программы на телевидение: а) ........... б) ........... в) ........... 6. К информационным жанрам тележурналистики относятся: а) рассказ б) заметка в) юмор г) репортаж 7. Перечислить, через какие источники происходит распространение информации: а) ............. б) ............. в) ............. 9 8. К средствам массовой информации относятся: а)телевидение б) управление по делам печати в) образовательное учреждение г) радиовещание 9. Перечислить молодёжные программы, ток-шоу на TV и радио? 10. Репортер должен: а) пользоваться блокнотам и производить аудиозапись б) делать очень подробные заметки в) или что-то другое 11. Диктор — это .... 12. Понятие «речевой этикет». 13. Что такое пресс-конференция? а) разновидность интервью с большим числом журналистов б) разговорное представление B)телевизионная программа 14. Перечислите телевизионные профессии? 15. Кто такой модератор? а) ведущий круглого стола б) ведущий новостей в) посредник между событием и аудиторией 16. Что такое реклама? 17. Перечислите виды восприятия? а) ................. б) ................ в) ................. 18. Что такое ток-шоу? 19. Кто такой репортер? 20. В чем отличие диктора и ведущего новостей? 10 4.Организационно-педагогическиеусловия реализации программы 4.1.Рекомендуемый перечень учебного оборудования. Для реализации программы «Телеведущий» необходимо следующее техническое оборудование : 1.Видеокамера - 2шт. 2. Компьютеры -10шт. 3.Принтер цветной -1шт. 4.Сканер – 1шт. 5. Микрофоны – 3шт. 6. Диктофон – 1шт. 7. Телевизор – 1шт. 8. Интерактивная доска – 1шт. 9.Наушники-1шт. 10. Проектор – 1шт. 4.2. Учебно-методическое обеспечение программы Освоение содержания программного материала базируется на основе общих методологических принципов: научности: знания, которые получают учащиеся, должны быть доказаны и обоснованы; системности и последовательности:знания получаемые детьми должны быть в определенном порядке; доступности: знания и практические задания, которые даются детям, должны быть понятны и соответствовать их развитию связи теории и практики: теоретические знания должны воплощаться я в практической деятельности. В основу данной программы положены следующие педагогические принципы: - принцип гуманизации; - принцип природосообразности и культуросообразности; - принцип самоценности личности; -принцип увлекательности; -принцип креативности. Методы обучения, обеспечивающие усвоение материала детьми: -игровой; -групповой работы, -индивидуального подхода; -дифференцированный метод; -опережающего задания; анализ и самоанализ; ТСО; наглядный. 11 Формы: Работа по программе предполагает проведение в форме теоретических и практических занятий. Теоретические знания дети получают в форме лекции , рассказа, дискуссии, беседы, творческих встреч, групповых и индивидуальных занятий. С целью актуализации и реализации творческого потенциала учащихся, при ДДТ функционирует молодежная телевизионная передача «Переменка», которая транслировалась на Буйнакском городском телевидении (БГТ) с 2003 года. Работа по сбору и обработке материала ведется детьми самостоятельно, под руководством педагога. Тематика программ актуальна и соответствует интересам учащихся. Во время практических заданий ребята встречаются с творческими людьми, организуют пресс-конференции, выполняют поисковые задания, совершают экскурсии на местное телевидение, работают с видео оборудованием, участвуют в юнкоровском движении, становятся участниками съемок видео сюжетов, психологических тренингов, лингвистических разминок, создают телесценарии. 4.3. Информационное обеспечение программы Список литературы по разделам программы № п/п Раздел Литература Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик - «Телевизионная журналистика» В.М. Горохов -«Основы журналистского мастерства», М; Дмитриев Л.А. «Тайны искусства», учебное История человеческой Слайды, пособие. М., 1993 2. коммуникации видеоматериал, Дубровина И.В. «Руководство практического методическая психолога». М., 1995 литература, Закон Российской Федерации «О средствах диктофон,блокнот длязаписи, ручки, массовых информации». М., 1992 Макашина Л.П. «Русская реклама. бумаги. Отечественная практика». Екатеринбург, 1995 «Мастерство эфирного времени» М.,1994 Видеомагнитофон «Право и этика в работе журналиста». 3. Тележурналистика телевизор, Екатеринбург. 1996 видеокамера, Интернет-ресурсы. микрофон, Психолог и подросток: коммуникативнокомпьютер, двигательный тренинг / С.А. Левашова. – М.: методическая Академия развития, 2002. литература, Л.Костецкая. «Школа телеведущих», Новосибирск, , 2002г. ручки, бумага, 1. Вводное занятие. Общие сведения о тележурналистике. Наглядно дидактический материал Слайды, видеоматериал 12 блокнот. 4. Развитие творческого Сценарий, Кобзева, Г.М. Креативный ребенок: Диагностика мышления видеокамера, и развитие творческих способностей / Г.М. диктофон, Кобзева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. микрофон, Канторович, Н.Я. Интеллектуальные игры в информационная системе развивающего обучения школьников / база сети Н.Я. Канторович, Л.Я. Лазолван – Новокузнецк: Интернет, ватман, КузГПА, 2005. маркеры. Магнитофон, 5. Основы риторики 6. Подведение итогов года Компьютер, 1989 Антонова Л.Г. Развитие речи: «Уроки принтер, риторики». Ярославль, 1997 раздаточный «Будем работать вместе», программа материал деятельности детских и подростковых (коррекция, организаций. М., 1989 репродукция), Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика художественная речевой коммуникации. — 4-е изд. — М.: литература. Дело, 2002. Индивидуальные карты, тесты Список рекомендуемой литературы для обучающихся Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971. Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993. Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974. В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983 Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М., 2001 8. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988 9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988 10. П.Л.Сопер. Основы искусства речи. – М., 1992 11. Интернет - ресурсы. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 13 4.4. Исходными документами для составления общеобразовательной общеразвивающей программы «Тележурналист» являются: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; гл.10 ст. 75 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р) 3.Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 4.Письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; (ссылка на ст.34, часть 1 п.7 ФЗ № 273) 5.Письмо МОиН РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6.СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41. 7.Приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 08.09.2015 №613н. 8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2019г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 10. Локальные нормативные акты: - Устав МБУ ДО «Дворец детского творчества г. Буйнакск»; - Положение о правилах приема, перевода и отчисления учащихся. 14 Приложение 2 ПЕРВОЕ ИНТЕРВЬЮ ЮНЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ С ОЛИМПИЙСКИМ ЧЕМПИОНОМ ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ БАХТИЯРОМ АХМЕДОВЫМ. В ГОСТЯХ У СТУДИИ «БУЙНАКСК» ДИСТАНЦИОННЫЙ КОНКУРС ЧТЕЦОВ «ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ О ПОБЕДЕ» [Введите содержимое боковой полосы. Боковая полоса представляет собой независимое 15 дополнение к основному документу. Обычно она выровнена по левому или правому краю страницы ПОСЕЩЕНИЕ ВЫСТАВКИ ХУДОЖНИКА МАГОМЕДА ГАСАНОВА «НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ» ГОРОДСКАЯ АКЦИЯ – «ЛЮБИМЫМ ЖЕНЩИНАМ…» ОПРОС ПРОВЕДЕННЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТАМИ НА ТЕМУ: ГЕРОЙ СЕГОДНЯ-ЭТО…? 16 17 18