«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры» (Сухомлинский В. А.) 1.Пояснительная записка В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы – это не просто вид спорта. Шахматы – это увлекательный досуг, тонкий расчет, замечательная тренировка памяти и умения просчитать игру на несколько ходов вперед, мастерство предвидеть ходы соперника. Шахматы – это и железная выдержка, упорство, умение владеть собой и своими нервами. Шахматы отлично развивают память и логическое мышление, а также воспитывают трудолюбие и волю к победе. Обучение детей игры в шахматы способствует умению ориентироваться на плоскости; развитию мышления, внимательности, усидчивости, собранности, самостоятельности, запоминанию; учит сравнивать, обобщать. Шахматы - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья». Шахматное творчество научит детей использовать свою смекалку и в других областях человеческой деятельности, научить думать. 1.1Актуальность программы. В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий. 1.2. Новизна. Состоит в том, что к каждому занятию подготовлены подробные методические разработки, конкретизировано содержание, подобран материал для визуального ряда занятия, даны рекомендации по оформлению промежуточных результатов исследовательских работ. 1.3.Цельпрограммы: - воспитание всесторонне развитой личности путем приобщения детей к шахматной культуре; - развитие творческих способностей, навыков логического и абстрактного мышления, навыков принятия решений в различных ситуациях; ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1. Образовательная: -Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п. - обучать основам стратегии -обучать понятиям дебюта, миттельшпиля, эндшпиля, особенностям стратегии в каждом из этапов 2. Воспитательная: -Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер. 3. Общеразвивающая: -Окунуть учащихся в мир превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, шахматных заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, комбинаций. -Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. -Помочь учащимся стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства. Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевывать высшие награды и титулы. -Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости. 1.4.Срок реализации программы, формы и режим проведения занятий. Программа «Шахматист» разработана для детей 8-15 лет. Общее количество часов 216 часа в год, в неделю - 3 занятия по 2 часа. Набор детей проводится с 1 по 15 сентября в группу. Группы формируются по возрастному принципу численностью 13-15 человек. По данной программе обучаются дети всех социальных групп, включая детей-инвалидов, сирот и детей из неблагополучных семей. Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе, при этом осуществляется дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. 1.5.Планируемые результаты. В процессе обучения предусматриваются теоретические зачеты, соревнования и турниры по шахматам. К концу учебного года обучения дети должны знать: - типовые позиций миттельшпиля и эндшпиля; - правила дебюта; - правила игры, ценность фигур; - владеть шахматной нотацией; - стадии шахматной партии и основные задачи для каждой стадии; - чемпионов мира по шахматам; - тактические приемы (нападение, защита, двойной удар, связка, уничтожение защиты, отвлечение) - понятие комбинации; - 2-3 открытых дебюта; - простейшие окончания; - пешечные структуры (слабые и сильные) - хорошие и плохие поля для расположения фигур; - 2-3 классические партии; - «Итальянскую защиту», «Сицилийскую защиту», «Французскую защиту» и др.; - правила игры в соревнованиях. уметь: - ставить мат в 1 ход разными фигурами; - ставить мат ферзем, ладьей, линейный мат; - играть и записывать партию; - решать сложные этюды с разными фигурами; - находить простые тактические удары и комбинации; - комбинировать, применять различные стратегии защиты и нападения; - составлять план игры; - рассчитывать варианты; - участвовать в щахматных турнирах. 2. Содержание программы 2.1.Учебно-тематический план № п/п Наименование темы, разделов Количество часов Формы аттестации (контроля) Всего 2 Теория 1 12 2 10 Решение тестовых заданий, практические задания-игры в шахматы. Проведение викторины. Тактические удары и Комбинации 12 4 8 4. Матование короля 12 4 8 зачёт, опрос, тестирование Дидактические задания и игры. Решение задач на мат. 5. Выдающиеся мастера комбинационного стиля 20 2 18 Дидактические задания и игры. 6. Стратегия атаки 18 4 14 Дидактические задания и игры 7. Позиционная игра 12 4 8 Дидактические задания и игры. 8. Дебют 24 12 12 9. Основы миттельшпиля 28 8 20 10. Эндшпиль 22 8 12 11. Практика игровая соревнованиях) 16 - 16 Викторина, практическое задание, зачет Устный опрос по карточкам, практическое задание Дидактические задания и игры Тактические приемы. Дидактические задания. 12 Участие в соревнованиях 28 - 28 1. Вводное занятие. Открытие нового учебного года. Организационные вопросы. Правила поведения в объединении, соблюдения техники безопасности. Шахматный кодекс. 2 Повторение пройденного 1года обучения 3. материала (Участие в Практика 1 Тестирование 14 15. Зачеты Подведение итогов года ИТОГО: 8 2 4 2 4 - 216 55 161 зачет Анализ деятельности 2.2. Содержание учебного (тематического) плана 1. Введение – 2ч. Теория – 1ч. - Организационные вопросы. Правила поведения в объединении, соблюдения техники безопасности. Шахматный кодекс. Правила поведения в объединении, соблюдения техники безопасности. Практика – 1ч.-История шахмат. Легенды о возникновении шахмат. Викторина. 2.Повторение пройденного материала- 12ч. Теория – 2ч.- Повторение материала 1го года обучения. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, ходы фигур, взятие, рокировка. Превращение пешки, взятие на проходе. Практика-10ч.- Решение тестовых заданий, практические задания-игры в шахматы. Шах, мат, пат. Запись шахматной партии. Проведение викторины. 3.Тактические удары и Комбинации -12ч. Теория-4ч.- Двойной удар. Открытое нападение. Связка. Отвлечение. Завлечение. Перегрузка. Перекрытие. Блокировка. Расчёт продолжений, поиск ходов-кандидатов, в позициях без передвижения фигур на доске. Практика-8ч. - Провести конкурсы решения комбинаций, задач и этюдов. 4. Матование короля -12ч. Теория-4ч. - Мат в 1 ход. Мат в 2 хода. Мат тяжелыми фигурами (ферзь+ ладья, ладья+ ладья). Практика-8ч. - Решение задач на мат. Проведение турнира. 5. Выдающиеся мастера комбинационного стиля-20ч. Теория-2ч.- Чемпионы мира по шахматам. Краткая биография. Чемпионы комбинационного стиля Василий Смыслов- знаток эндшпиля. Михаил Таль – гений комбинаций. Тигран Петросян – мастер профилактики. Борис Спасский – универсал. Роберт Фишер – шахматный профессионал. Анатолий Карпов – играющий чемпион. Практика – 18ч. Анализ творчества чемпионов мира. Дидактические задания и игры. 6. Стратегия атаки -18. Теория -4 ч.- Стратегия. Понятие о центре и развитии сил. Сильные и слабые пункты. Атака в дебюте. Слабость пункта f7 (f2). Открытая линия. Атака на нерокированного короля. Атака при односторонних рокировках Атака при разносторонних рокировках Практика-14 ч. – Стратегия. Практика игры. Определение центра. Значение центра. Борьба за создание пешечного центра. Подрыв пешечного центра. Занятие центра пешками. Совместное действие фигур. Практика игры. Разбор партий, анализ. 7. Позиционная игра -12ч. Теория -4 ч.- Ф. Филидор и пешечная структура. Основные положения теории В. Стейница. З. Тарраш – активная позиционная игра. А. Нимцович – гипермодернизм, новые идеи в шахматной игре. Новое течение шахматистов – гипермодернисты: Брэйер, Рети, Нимцович их вклад в теорию шахмат. Важные шахматные концепции: -избыточная защита -блокада -профилактика Практика-8ч. – Практика игры. 8. Дебют- 16ч. Теория -4ч. - Итальянская партия. Шотландская партия. Защита двух коней. Испанская партия, разменный вариант. Закрытая система в сицилианской защите. Дебют ферзевых пешек. Борьба за центр.Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. Практика-12ч.- Практика игры. Разбор партий, анализ. 9. Основы миттельшпиля – 26ч. Теория -6ч.- Типовые позиции миттельшпиля и эндшпиля; правила игры, ценность фигур; стадии шахматной партии и основные задачи для каждой стадии; понятие комбинации; пешечные структуры (слабые и сильные); правила игры в соревнованиях. Практика-20ч.-Применение тактических приемов. Мат в 1 ход разными фигурами; мат ферзем, ладьей, линейный мат; простые тактические удары и комбинации; сложные этюды с разными фигурами; 11. . Эндшпиль -16ч. Теория -4ч.- Общие принципы игры в эндшпиле. Пешечный эндшпиль. Коневой эндшпиль. Основы ладейного эндшпиля. Маневрирование королей. Практика-12ч.- Практика игры. Разбор партий, анализ. 12. Практика игровая (Участие в соревнованиях)- 26ч. Практика-26ч.-Тренировочные партии. Турниры внутри группы. Консультационные партии. Сеансы одновременной игры. Турниры с контролем времени по 5 минут каждому участнику. 13. Участие в соревнованиях- 28ч. Тренировочные партии. Решение задач и комбинаций. Разбор партий. Участие в городских соревнованиях. 14. Зачеты- 6ч. Теория- 1ч. - Промежуточная аттестация учащихся 2 года обучения. Теоретические задания. Практика-5ч. - Промежуточная аттестация. Практические задания.Сдача зачетов по тактике. Сдача зачетов по эндшпилю. 3. Формы аттестации и оценочные материалы Тематический контроль по курсу «Шахматист»» Для контроля качества усвоения программы имеется разработанная система контроля результативности ЗУН в различной форме: тесты, вопросы, соревнования, практические задания и т.д., которые позволяют определить достижение учащимися планируемых результатов. 3.1.Контрольно- измерительный материал (промежуточная аттестация): Нулевой срез знаний: 1. Какая фигура при записи обозначается буквой Кр: а)король, б)конь, в)пешка. 2. Как защитить короля от шаха: а) закрыться другой фигурой, б) отойти королём на безопасное поле, в) срубить нападающую фигуру, г) сразу сдаться. 3. Какие есть способы защиты фигуры от нападения: а) ответное нападение, б) перекрыть нападение, в) сдаться без боя, г) объявить невозможный ход. 4. Что такое вилка: а)нападение сразу на 2 фигуры, б)взятие фигуры, в)окончание партии, г)ряд клеток сверху вниз. 5. Какой сильнейший шахматист был родом из Америки: а)Стейниц, б)Морфи, в)Ананд. Практическая работа: сыграть партию в шахматы с часами. Срез знаний за 1 полугодие: 1.Двойной удар – это: а)то же что и вилка; б)в результате одного хода 2 фигуры атакуют 1 фигуру противника; в)два хода подряд. 2.Вскрытый шах – это: а)одна из фигур нападает на какую – либо фигуру противника, а вторая открывшаяся при этом фигура шахует короля; б)шах при отступлении; в)шах при нападении 2 фигур. 3.Двойной шах – это: а)нападение 1 фигуры на 2 фигуры противника; б)когда король оказывается под шахом одновременно 2 фигур; в)шах после 2 ходов. 4. Отвлечение – это: а)ситуация, в которой вы заставляете соперника переместить ту или иную фигуру для того, чтобы использовать слабость его позиции; б)отступление от центра; в) разговор во время игры. 5.Промежуточный ход – это: а)ход между 2 полями; б)ход, который делается противником между 2 ходами, которые должны быть следовать один за другим; в)ход между 2 фигурами. Практическая работа: сыграть в шахматы с часами. Промежуточный срез знаний во 2 полугодии 1.Один из способов поставить мат, называется: а) слабость последней горизонтали б) удушающий мат в) сицилианская защита. 2. Сколько ходов даётся до конца партии, если у одного из игроков остался 1 король? а) 50 б) 25 в) 3. 3. Эндшпиль – это: а) начало шахматной партии б) середина шахматной партии в) конец шахматной партии. 4. Когда шашка выполняет обыкновенный ход, это называется: а) битый ход б) тихий ход в) ударный ход. Практическая работа: сыграть в шахматы 1 партию с записью и с часами. Итоговая аттестация 1. Отвлечение – это: а)рассказывание сопернику анекдотов; б)тактический приём, при котором фигура, вынужденная прейти на другое поле, престаёт выполнять важные защитные функции; в)добровольный отказ от материала с какой-либо целью. 2. Слабое поле – это: а)поле, которое контролируется одним и не контролируется другим игроком; б) атака соперника двумя фигурами после одного хода; в)противостояние королей. 3. Открытый центр: а)ряд чёрно-белых полей слева направо; б)особый ход короля; в)означает, что в центральной части доски нет пешек, блокирующих друг друга. 4. Изолированная пешка: а)самая передняя пешка в пешечной цепи; б)пешка, которая находится далеко от всех своих фигур; в)группа одноцветных пешек. 5. Размен: )взятие в процессе игры противниками фигур друг друга равных или почти равных по своей стоимости; б)начало шахматной партии; в)набор заранее подготовленных игроком вариантов игры. 6. Кто сейчас является чемпионом мира по шахматам: а)Карпов; б)Каспаров; в)Ананд. Практическая работа: сыграть партию в шахматы с шахматными часами, соблюдая правила игры, записывая первые 20 ходов. Промежуточная аттестация учащихся 2 года обучения Теоретические задания. 1. Знание «правила квадрата пешки». «Правило квадрата пешки» - это…: - если король слабейшей стороны находится в квадрате пешки или при своём ходе вступает в этот квадрат, то пешка задерживается; - если король сильнейшей стороны находится в квадрате пешки или при своём ходе вступает в этот квадрат, то пешка превращается в ферзя. 2. Знание «оппозиции». «Оппозиция» - это…: - это противостояние королей на нечетное количество клеточек; - - это тактический приём с целью образовать проходную пешку с помощью жертвы одной или несколько пешек; - это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру или пешку, за которой спрятана другая фигура. 3. Знание классификации дебютов. Определить дебют по классификации дебютов (открытый, полуоткрытый, закрытый): 3.2. Е4E5 1. Открытый дебют 2. Полуоткрытый дебют 3. Закрытый дебют 1. D4 E5 1. Открытый дебют 2. Полуоткрытый дебют 3. Закрытый дебют 1. E4 E6 1. Открытый дебют 2. Полуоткрытый дебют 3. Закрытый дебют 4. Знание понятия «дебют». «Дебют» - это…: - это середина шахматной партии; - это начало шахматной партии; - это конец шахматной партии. 5. Знание понятия «пешечный прорыв». «Пешечный прорыв» - это…: - это тактический приём с целью образовать проходную пешку с помощью жертвы одной или несколько пешек; - это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру или пешку, за которой спрятана другая фигура; - это домик для короля. 6. Знание истории шахмат. Первый российский чемпион мира по шахматам? а) Алёхин; б) Карпов; в) Крамник; г) Смыслов. 7.Знание понятия «миттельшпиль»: Учащимся предлагается из 3 вариантов ответа выбрать правильное определение «дебюта»: - это середина шахматной партии; - это начало шахматной партии; - это конец шахматной партии. Практические задания. 1. Умение пользоваться «правилом квадрата». Ходит ли черный король в квадрат пешки? 2. Умение пользоваться «правилом квадрата». Соблюдая правило оппозиции, королей сыграть черными в ничью: 3. Умение разыгрывать дебюты. Разыграть один из вариантов дебюта 4 коней и записать на листочке. 4. Умение применять тактические удары на практике. Решить диаграмму и выиграть фигуру с помощью двойного удара: 5. Умение применять тактические удары на практике. Решить диаграмму и выиграть фигуру с помощью открытого нападения: Оценка результатов: За одно правильное решение 1 балл. Всего 10 баллов. 8-10 баллов – высокий уровень; 5-7 баллов – средний уровень; 0-4 балла – низкий уровень. 6.Умение решать задачи на мат в 2 хода. Учащимся предлагается решить задачу на мат в 2 хода. 7. Умение решать задачи на мат в 3 хода. Учащимся предлагается решить задачу на мат в 3 хода. 8. Умение применять тактические удары на практике. Учащимся предлагается решить диаграмму и выиграть фигуру. 9.Умение разыгрывать дебюты. Ребенку предлагается разыграть дебют по выбору учащихся. 10.Умение правильно применять приемы эндшпиля. Учащимся предлагается оценить позицию и определить, чем закончится партия, разыграв позицию: Оценка результатов: За одно правильное решение 1 балл. Всего 10 баллов. 8-10 баллов – высокий уровень; 5-7 баллов – средний уровень; 0-4 балла – низкий уровень. 4.Организационно-педагогические условия реализации программы 4.1Оборудование: - шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей); - наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии); - демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур; - таблицы к разным турнирам; - цветные карандаши; - фломастеры; - бумага для рисования. Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий. Технические средства обучения: компьютер, видеопроектор, экран, магнитофон. 4.2 Методическое обеспечение(учебники, оригинальные компьютерные программы, пособия-сказки для обучения детей шахматной игре) Основная литература: 1. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2012. 2. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. Пособие для учителя / Издание 3-е. — Обнинск: Духовное возрождение, 2012. — 104 с. 3. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 1 Издательство: "Духовное возрождение" (2017) 4. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 2 Издательство: "Духовное возрождение" (2017) 5. Сухин И.Г. "Шахматы второй год. Тетрадь для проверочных работ": 2015 год, русский язык, 32 стр. 6. Шахматный словарь. М. ФиС. -1968. 7. Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. -1990. 8. Шахматы - школе. М. Педагогика. -1990. 9. Костров В. , Давлетов Д. Шахматы Санкт-Петербург -2001. 10. Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. - 1966. 11.Барский В., Ланда К. Кубок мира//Шахматное обозрение 64. – 2011. - №10. 12.Калиниченко Н. «Практикум по шахматной тактике», Питер, 2014. 13.Пожарский В. «Шахматный учебник», Москва, «Феникс»,2014. 14.Трофимова А. «Учебник юного шахматиста», Москва, «Фкникс», 2014. 15.Специализированный программный комплекс «Шахматное образование». (CD) 16. Шахматная школа. (CD) Дополнительная литература: 1. И.Г. Сухин «Шахматы в школе»; С.Б. Губницкий «Полный курс шахмат»; 2. Б.С. Гершунский «Шахматы в школе» «Педагогика» 1991г. 3. А.Гипслис «Избранные партии», 4. Э Гуффельд «Искусство староиндийской защиты». 5. Костров В, Рожков П. Шахматный решебник . 1 год. СПб.: 2006. 92 с. 7. В. Пожарский «Шахматный учебник» изд. «Феникс»2001г. 8.Яковлев Н. Шахматный решебник . Найди лучший ход. С-Пб.: Физкультура и спорт, 2011. – 95с. Литература для детей и родителей: 1.Князева В. «Уроки шахмат». – Ташкент: Укитувчи, 1992.; 2. Бондаревский И. «Комбинации в миттельшпиле». – М.: ФиС, 1965; 3. Авербах Ю. «Что нужно знать об эндшпиле».— М.: ФиС, 1979; 4. Суэтин И. «Как играть дебют».— М.: ФиС, 1981. 4.3Интернет ресурсы: 1.Шахматный эндшпиль - https://ru.qaz.wiki/wiki/Chess_endgame 2. www.za –paptoi.ru, festival.1september.ru, mamapapa –avh.ru. 3.https://schooichess,ru/uroki/diya-4-2-razryada/uro-21-pravila-igry-vmittelshpile.htmI/ 4.4. Исходные документами для составления программы: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; гл.10 ст. 75 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р) 3. Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении 4. 5. 6. 7. порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; (ссылка на ст.34, часть 1 п.7 ФЗ № 273) Письмо МОиН РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41. Приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 08.09.2015 №613н. 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2019г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 10.Локальные нормативные акты: - Устав МБУ ДО «Дворец детского творчества г.Буйнакск»; -Положение о правилах приема, перевода и отчисления учащихся. Приложение 2 Реализация программы 17 18