1 1. Пояснительная записка Программа «Юный дизайнер» имеет художественную направленность создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей учетом их возможностей и мотивации. Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство способное развивать чувство прекрасного, формировать высоки эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красот и богатство природы. Дизайн (англ. Design - определение функции предмета, определят] назначать, обозначать) - творческий метод и процесс функционально! формообразования. Занятие дизайном способствует духовному развитию детей, так как он создают красивые, а главное функционально применимые вещи формируют чувство прекрасного, фантазию и художественно - образное мышление. 1.1. Актуальность данной программы «Юный дизайнер» обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В современном обществе не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна, понятие дизайна приобрело новый более широкий смысл и является целым направлением деятельности человека (в профессии, быту и пр.),учитывает интересы и возрастные особенности подростков, способствует развитию творческого самовыражения через создание индивидуальных изделий и формированию нестандартного, проектного мышления. Блоки программы можно поменять местами; для закрепления полученных знаний, умений и навыков можно использовать разные изделия – поэтому программа является мобильной и учитывает интересы учащихся. 1.2.Новизна программы состоит в том, что она вариативна, вполне реальна и направлена на достижение результатов, что подтверждается практикой. Новизна программы направлена на развитие у ребенка новых художественных образов и соединение их с жизненной ситуацией, экономному использованию различных материалов, практическому использованию разных технологий. 1.3.Педагогическая целесообразность Программа способствует: - развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера; - помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни; -формированию понятия о роли и месте декоративно-прикладного искусства в жизни; созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы. 1.4.Цель и задачи: - обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности учащихся; 2 - создание предпосылок для изучения обучающимися основ дизайнерского искусства посредством знакомства с разными видами деятельности; - содействие жизненному самоопределению учащихся Программа ставит следующие задачи: Обучающие: - познакомить воспитанников с историей и современными направлениям дизайнерского искусства; - научить детей владеть различными техниками работы из природного материала, бумаги и пластилина. -Научить составлять композиции из природного материала. -Научить технике квиллинг,технике торцевания из бумажных салфеток -научить приемам лепки из пластилина. -Научить правильно, обращаться с инструментами в соответствии с правилами техники безопасности. . Развивающие: Развить природные задатки, творческий потенциал • Развивать творческие способности; • Развивать произвольность психических процессов; • Развивать образное и пространственное мышление; • Развивать моторные навыки. Воспитательные : воспитать целеустремленность, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца; -формировать культуру взаимоотношений. -приобщить экономному отношению к используемым материалам. Воспитать творческого отношения к труду, эстетического восприятия мира, художественного вкуса; 1.5. Срок реализации программы, формы и режим проведения занятий Программа обучения в студии рассчитана на 1 год обучения, уровень обучения – ознакомительный. Программа рассчитана на 144 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий - 2 часа (два занятия по 45 минут); 1.6. Планируемые результаты. К концу 1-го года обучения учащиеся должны знать и уметь: - историю появления бумаги, квиллинга; -виды бумаги, способы соединения; -понимать значение терминов: дизайн, интерьер, стиль, декупаж, квиллинг; -правила техники безопасности; - работать с различными видами бумаг; -уметь составлять композиции из природного материала; -пользоваться простейшими приемами лепки из пластилина ; -свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами; - пользоваться простейшими приемами лепки из пластилина; - освоить правила владения инструментами. 3 2. Содержание программы 2.1.Учебно-тематический план № Количество часов № пп Наименование тем, разделов Всего Теория Практика Формы аттестации (контроля) 1. Вводное занятие 2 1 1 2. Поделки из природного материала 30 10 20 3. Фантазии из бумаги. 54 20 34 4. Декупаж 8 3 5 5. Поделки из ваты 20 5 15 Практические задания, устный опрос 6. Волшебный пластилин 24 4 20 Практические задания, устный опрос 7. Творческая мастерская 4 - 4 Выставка 8. Итоговое занятие. 2 - 2 Тестирование устный опрос Отчетная выставка Итого: 144 43 Практические задания, устный опрос Практические задания, устный опрос Практичесские задания, устный опрос Практические задания,устный опрос 101 2.2.Содержание программы 1.Вводное занятие -2ч. Теория(1ч).– Знакомство с содержанием программы. Показ сувениров, поделок по программе. Перспективы на учебный год. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Пластилин, бумага, природные материалы, которые могут применяться в декоративно прикладном творчестве. Практика(1ч)- Изготовление простейших поделок из бумаги. 2. Поделки из природного материала -30ч. 4 Теория(10 ч.)-Особенности осенних месяцев, из каких месяцев состоят времена года,чем отличаются друг от друга и чем схожи. Знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками, со стихами. Подробное знакомство с осенью проводится по плану: общая характеристика месяцев, растительный и животный мир, занятия людей. Народный календарь. Практика( 20ч) Экскурсия с целью сбора природного материала. Изготовление поделок, панно, топиарий, аппликации, композиций, сказочных персонажей из дагестанских сказок по выбору учащихся. 3. Фантазии из бумаги(54 ч). Теория(20 ч) - Виды и свойство бумаги. История возникновения бумаги. Основные правила работы с бумагой. Аппликация композиция. Понятие «плоская и объемная аппликация». Практика(34ч)-Изготовление простых оригами. Выполнение простейших, плоских, и объемных аппликаций. Выполнение аппликаций в технике квиллинг и торцевание. Изготовеление топиарий и цветов. Изготовление авторской аппликации, оформление рамки к картине. 4. Декупаж(8 ч.) Теория(3ч.)- Декупаж – история возникновения как вида искусства в различных странах. Знакомство с традиционными методами в технике декупаж. Секреты салфеточной техники. Практика(5 ч)- Декупаж различных предметов быта: баночки для меда, цветочных Горшков и тарелок и.т.д. Творческая работа учащихся по выбору. 5.Поделки из ваты (20 ч). Теория (5 ч)- Виды и свойства выты, применение в быту. Способы и приемы изготовления поделок, панно и композиций. Практика (15 ч)- Изготовление аппликаций; пудель из ватных шариков, снеговик и.т.д. Творческая работа учащихся. 6. Волшебный пластилин(24 ч)Теория(4 ч)- Знакомство с материалом пластилин и основными приемами лепки: Скатыванием, раскатыванием, расплющиванием, вытягиванием, сгибанием, присоединением, печатанием. Способы и последовательность выполнения простых изделий из пластилина. Практика(20 ч)- Изготовление простых объемных изделий: животных, работа в технике торцевания на пластилине, выполнение рельефных композиций, объемная лепка из пластилина. 7.Творческая мастерская. (4ч.) Практика(4ч) 9. Итоговое занятие(2 ч). 5 Итог работы за учебный год. Награждение лучших учащихся. Задачи на будущий учебный год. 3.Формы аттестации и оценочные материалы 3.1. Для контроля качества усвоения программы имеется разработанная система контроля результативности ЗУН в различной форме: тесты, вопросы, практические задания. С целью проверки теоретических знаний можно использовать викторины, игры, кроссворды, карточки, тестовые задания, письменные и устные опросы. О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и аккуратное изготовление аппликаций, поделок, открыток, также творческий подход при выполнении поделок. Учитываются умения передавать в рисунке простеющую форму, общее пространственное положение. Умение пользоваться простейшими приемами лепки из пластилина, глины и соленого теста. Понимать значение терминов; дизайн, интерьер, стиль, декупаж, флористика, квиллинг. Текущие работы представляются на мини- выставках. 3.1.Тесты для проведения срезов ЗУН 1. Что такое флористика? А) Это раздел занимается описанием растений. Б) Это раздел занимается описанием животных. Г) Это раздел занимается описанием водоплавающих. 2. Что такое аппликация? А) Изготовление рисунка путем наклеивания или наименование на что - либо кусков бумаги или ткани. Б) Изготовление рисунка путем наклеивания или наименования на что-либо цветов и листьев. В) Изготовление рисунка путем наклеивания или наименования на что-либо кусочков шерсти. 3. Что такое дизайн? А) Художественное проектирование предметов. Б) Природные материалы. В) Ткани, шерсти. 4. Что такое композиция? А) Целостность предметов. Б) Воды. В) Песка. 5. Из чего состоит бумага? А) Из растительных волокон Б) Из шерсти животных 6 В) Путем плавления пластмассы. 6. Что такое интерьер? А) Внутреннее пространство зданий, помещений. Б) Внутреннее пространство растений. В) Внутреннее пространство животных. 7. Что такое симметрия? А) Соразмерность предметов Б) Беспорядочность предметов. В) Цвет предметов. 8. Назвать виды дизайна? А) Интерьера, ландшафта, мебели. Б) листьев, деревьев, природного материала. В) Красок, кистей, клея. 9. Что такое природный материал? А) Ткань, ручка, книга .... Б) Камень, листья, крупы, песок. В) Одежда. 10. Что такое фольга? А) Бумага. Б) Ткань. В) Метал. 11. Что такое аксессуары? А) Вспомогательная часть чего - либо. Б) Главная часть чего - либо. В) Не нужная часть. 12. Что такое декупаж? А) Ценность Б) Новизна В) То, что хорошо получается. 13. Назвать виды искусства? А) Техника декорирования различных предметов, при приклеивании к нимрисунка, картины или узора вырезанных из специальных салфеток. Б) Лепка, рисунок, игра, трагедия, юмор. В) Здоровье, бег, закаливание. 14. Что такое квиллинг? А) Название напитка Б) Стиль 7 В) искусство получения разнообразных композиций из разноцветных тонких бумажных лент, которые скрученных в спирали специальным образом. 15. Что такое абстракция? А) Названия красок. Б) Сочетание различных форм, линий цветов. В) Один из видов орнамента. 16. Что такое хай - тек? А) Стиль интерьера. Б) Название цветка. В) Название животного. 17. Что такое стиль? А) Способ, образ жизни основанный на определенных закономерностях. Б) Способ, образ жизни основанный по разговорам. В) Способ, образ жизни основанный по анекдотам. 18. Что такое кантри? А) Стиль. Б) Название красок. В) Название планеты. 19. Что такое фито - дизайн? А) Озеленение интерьера. Б) Название праздника. В) Название птицы. 20. Что такое витраж? А) Цветное стекло пропускающее свет. Б) Цветное стекло не пропускающее свет. В) Обычное стекло. 21. Что такое минимализм? А) Минимум предметов. Б) Максимум предметов. В) Вообще ничего. 22. Назвать виды орнамента? А) Геометрические, растительное, роговидные (изображ. животных). Б) Красные, желтое, синие. В) Квадратные, треугольные, круглые. 23. Из чего состоит соленое тесто? А) Из муки, воды, соли. 8 Б) Из муки, воды, сахара. В) Из муки, воды, соды. 24. Назвать центры дагестанского промысла? А) Буйнакск, Махачкала, Каспийск. Б) Кубачи, Балхар, Унцукуль, Анди, Табасаран. В) Атлан - аул, Дженгутай, Эрпели. 25. Из чего состоят свечи? А) Из пластмассы. Б) Из воска. В) Из желатина. 4.Организационно-педагогические условия реализации программы 4.1. Техническое оснащение: 1.Наличие инструментов: - ножницы; - линейка; - карандаши; - шпажки; - клей карандаш; - терма- пистолет. 2. Наличие материалов: - цветная бумага, цветной картон; - гофра бумага; - пластилин; - вата, ватные диски 3. Специальная литература. 4. Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы: - образцы поделок; - инструкционные карты; - интернет-ресурсы. В учебном помещении рекомендуется разместить застекленные витрины с выставкой кружковцев. Для проведения занятий педагогу необходимы наглядные пособия: образцы поделок, для проведения занятий необходимо просторное светлое помещение. 9 4.2.Учебно-методическое обеспечение программы. В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы: - принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, - принцип единства группового и индивидуального обучения, - принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, - принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, - принцип наглядности, принцип коллективности - принцип активности и сотрудничества. Образовательный процесс, включает в себя различные методы обучения: - репродуктивный (воспроизводящий); - объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); - метод расчлененного разучивания элемента вязания; - проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); - методы активного и интерактивного обучения. В проведении занятий используются формы индивидуальной, групповой работы и коллективного творчества. Теоретическая часть проводится в форме бесед с просмотром иллюстраций, наглядного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме с учетом возраста учащихся. Формы проведения занятий разнообразны: традиционное, практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний. Особо популярны комбинированные занятия, соединяющие в себе различные методы общения с учащимися и виды деятельности, а также нетрадиционные занятия: игры, конкурсы, викторины. Выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся проходит путем тестирования, практических заданий, выставок, конкурсов. Отчет о работе творческого объединения может проходить в форме открытых занятий, праздников, викторин. 10 4.3.Информационное обеспечение программы № Наименование раздела 1 Введение в программу 2 Поделки из природного материала 3 Фантазии из бумаги 4 Декупаж 5 Поделки из ваты 6 Волшебный пластилин 7 Подведение итогов 8 Список используемой литературы Горяинова. О, Медведева О, «Школа юного дизайнера» 2005г. Сафонова,Е.Ю. Вместе с детьми – по ступенькам творческого роста. Дополнительное образование.- 2004.№7 Интернет ресурс Горяева Н. Декоративно прикладное искусство в жизни человека.Просвещение. ЛокинаТ. Полный курс флористики – М.: ОЛМАПРЕСС. Интернет ресурс .Беляков, О В. Лучшие поделки из бумаги.З.В.БогатееваМ:Просвещенин,1997. Букина,С.Квиллинг: волшебство бумажных завитков.-Феникс 2002. Интернет ресурс. Вешкина О Б, Декупаж,Креативная техника для хобби и творчества – М. Эксмо, 2008. Хельмонд С, Салфеточные аппликации. Профиздат, 2007. Интернет ресурс. ЖириковаЛ.П.Научно методический журнал «Концепт».- 2017. Интернетресурс. Лыкова. И.А. Лепимфантазируем,играем. М:Сфера 2000. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластинография. –М: 2003. 2006. Интернет ресурс. Нагляднодидактический материал Панно с режимом работы, инструкции по ТБ и ПБ; Выставка работ уч-ся разных годов обучения. Дидактические разработки занятий презентации к занятиям исползование ТСО. Технологически е карты. .Технологически е карты, Справочные материалы на различных носителях, тесты викторины. Дидактические разработки занятий.Видеоматериал. Справочные материалы. Дидактические разработки занятий. Видеоматериал. Справочные материалы Дидактические разработки занятий.Видео материал. Тестовые задания, выставка работ учащихся Подведение итогов 11 4.4.Исходными документами для составления общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный дизайнер» являются: 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; гл.10 ст. 75 2.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726р) 2.Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 3.Письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; (ссылка на ст.34, часть 1 п.7 ФЗ № 273) 4.Письмо МОиН РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 5.СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41. 6.Приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 08.09.2015 №613н. 7.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2019г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 8. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 9. Локальные нормативные акты: - Устав МБУ ДО «Дворец детского творчества г.Буйнакск»; - Положение о правилах приема, перевода и отчисления учащихся. 12 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Реализация программы 13 14 15