Юный шахматист старт

1

1.Пояснительная записка
В школьном возрасте происходят радикальные изменения, связанные с
приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция
обучения, в значительной степени способствующая становлению личности
школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет
реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков –
сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения,
поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм
обучения. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих
учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют,
делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое
использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций,
чтение дидактических сказок, рассказов и др.
1.1Актуальность программы. Шахматы положительно влияют на
совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы
волевого управления поведением.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок,
особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы
стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования
носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка
происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в
человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность,
волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость,
расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке
и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут
вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта.
Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах
любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка
сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества
людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя
гармоничному развитию личности, это не только игра, доставляющая детям много
радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного
развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в
уме.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует
зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость,
целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее,
самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться
до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что
дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же
положительно влияют на совершенствование у детей многих психических
процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, начальные формы волевого управления поведением. А.Алехин писал:
2

«Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством
шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и
модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В
шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и
недостатки. Совершенно также как и в жизни» (1924г.).
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать
победу».
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с
давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших
и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена
на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их
потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена
многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение
педагогически запущенных детей.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития
личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных
личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс
обучения игре в шахматы.
Шахматы сильны еще и тем, что существуют для всех!
Шахматы – это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из
одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения. Как
говорил Хосе Рауль Капабланка: «Шахматы – нечто большее, чем просто игра.
Это интеллектуальное время препровождение, в котором есть определённые
художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы
шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования:
приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой
натуры...».
Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является
приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся
спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная
неудача.
1.2. Новизна. Шахматы и компьютер прекрасно дополняют друг друга.
Компьютерный век стремительно меняет образ жизни людей, идет переоценка
ценностей. Наша древняя игра оказалась сродни новой ментальности, и первыми
это почувствовали дети. Во многих странах шахматы вводят сейчас в школьную
программу в качестве основного или дополнительного предмета.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен
дошколятам и младшим школьникам. Важное значение при изучении шахматного
курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях,
использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Часть заданий учащимся предстоит решить на компьютере, благодаря чему они
постепенно и без особых затруднений начинают привыкать к современной
оргтехнике. В программе приводится примерный перечень различных
дидактических игр и заданий.
3

1.3.Цель программы:
Формирование способности «действовать в уме».
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

образовательные:
* обучать азам шахматной игры – правила, начало и окончание партии, запись
партии
* обучать основным тактическим приемам
* обучать основам стратегии
* обучать понятиям дебюта, миттельшпиля, эндшпиля, особенностям стратегии в
каждом из этапов
* обучать основным правилам оценки позиции и пониманию того, что ни одно из
этих правил не действует в 100% случаев
развивающие:
*развивать аналитическое мышление, внимательность, усидчивость
* развивать такие качества, как восприятие, воображение, память, начальные
формы
волевого управления поведением
воспитательные:
*воспитывать уважение к партнеру, самодисциплину, умение владеть собой
* воспитывать уважительное отношение к правилам, нормам поведения.
1.4.Срок реализации программы, формы и режим проведения занятий.
Программа «Юный шахматист» разработана для детей 7-14 лет. Общее
количество часов 144 часа в год, в неделю - 2 занятия по 2 часа. Набор детей
проводится с 1 по 15 сентября в группу. Группы формируются по возрастному
принципу численностью 15 человек. По данной программе обучаются дети всех
социальных групп, включая детей-инвалидов, сирот и детей из неблагополучных
семей. Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе,
при этом осуществляется дифференцированный подход с учётом индивидуальных
особенностей каждого ребёнка.
1.5 Планируемые результаты.
Основной упор на занятиях первого года обучения делается на детальном изучении
силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В
программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами
оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья,
к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
4

Программа разработана для образовательных учреждений, в которых имеется
компьютерный класс и установлен СПК «Шахматное образование». На начальном
этапе обучения у детей может оказаться разный уровень шахматных знаний (у
одних нулевой, а других уже в семье научили играть). Благодаря локальной сети
учитель может проводить т.н. разноуровневый урок, т.е. фактически заниматься с
каждым учеником по индивидуальной программе: выбирать более легкие или более
сложные задания (каждому заданию присвоен уровень сложности от 1 до 3),
отводить разное время на их решение и т.п. При этом последовательность
изложения материала остается для всех одной и той же.
1.6 По завершении обучения, учащиеся должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под
боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила хода и взятия каждой фигуры, их обозначения при записи партии.
По завершении обучения, учащиеся должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
записывать «неподвижную шахматную позицию» в соответствии с шахматной
нотацией;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.

5

2. Содержание программы
2.1.Учебно-тематический план
№
п/п

Наименование темы, разделов

Количество часов
Всего
2

Теория
2

Формы аттестации
(контроля)

Практика
-

1.

Вводное занятие. Введение в
образовательную программу.
Знакомство с работой ДДТ. Краткая
история шахмат.

2.

Шахматная доска.

6

2

4

3.

Шахматные фигуры.

4

2

2

4.

Начальная расстановка фигур.

2

1

1

5.

Ходы и взятие фигур.

34

7

27

6.

Цель шахматной партии.

12

4

8

7.

Игра всеми фигурами из
начального положения.

6

3

3

8.

Обобщение.

8

2

6

14

4

10

9.
Шахматная нотация.

10.

Ценность шахматных фигур.

14

4

10

11.

Техника матования одинакового
короля.

10

2

8

12

Достижение мата без жертвы
материала.

10

5

5

Анкетирование

Практическое задание,
самостоятельнаяработа
Творческие
задания.
Практическое
задание,
самостоятельная
работа
Практическое
задание,
викторина,
самостоятель-ная
работа,
Викторина
Устный опрос,
практическое
задание, зачет
Викторина,
практическое
задание, зачет
Устный опрос по
карточкам,
практическое
задание
Практическое
задание, зачет,
викторина,
соревнование,
краеведческие
сообщения,
Срезы ЗУН
(тестирование,
практические
задания)
Сеанс
одновременной
игры
6

13

Турниры.

12

-

12

14.

Обобщающие занятия.

10

5

5

ИТОГО:

144

43

101

Анализ
деятельности
Анализ
деятельности.

2.2. Содержание учебного (тематического) плана
1.Вводное занятие- 2 часа
Теория – 2час: Знакомство с программой физкультурно-спортивной подготовки;
чем полезны и интересны шахматные игры и турниры.
Знакомство с ДДТ - правила внутреннего распорядка и размещение учебных
помещений. Направления работы ДДТ, работа объединений, знакомство с
основными мероприятиями ДДТ.
1. Шахматная доска -6 часов.
Теория – 2часа: Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Линии на
шахматной доске. Горизонтали и вертикали. Центр шахматной доски. Диагональ.
Практика – 4часа:Чередование белых и черных полей на шахматной
доске.Расположение доски между партнерами. Определение количества полей в
горизонтали, количества горизонталей на доске, полей в вертикали, вертикалей на
доске и количества полей в диагонали.
3.Шахматные фигуры – 4часа
Теория-2часа:Шахматные фигуры. Ладья, слон, конь, пешка, король.
Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур
Практика –2часас: Различать белые и черные фигуры.
Определить ценность шахматных фигур.
4.Начальная расстановка фигур – 2 часа
Теория – 1час: Начальная позиция. Правило: «Каждый ферзь любит свой цвет».
Практика – 1час:Расстановка фигур перед шахматной партией. Связь между
горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
5.Ходы и взятие – 34 часа
Теория – 7часов:
Ладья.
Место ладьи в начальном положении. Слон. Место слона в начальном положении.
Ферзь. Место ферзя в начальном положении Конь.Конь против ферзя, ладьи, слона.
Пешка.Место пешек в начальном положении. Король.Место короля в начальном
положении.
Практика – 27 часов:Ладья. Ход ладьи. Взятие. Ход слона. Взятие. Определить
белопольных и чернопольных, разноцветных и одноцветных слонов. Качество.
Легкая и тяжелая фигура. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение
пешки. Король.Ход короля. Взятие.
Король против других фигур.
7

6.Цель шахматной партии –12 часов
Теория – 4часа:Шах.
Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Открытый
(вскрытый) шах. Двойной шах.
Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах. Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей,
слоном, пешкой. Ничья. Пат. Отличие пата от мата.
Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Практика –8 часов.Защита от шахаМат в один ход. Мат в один ход ферзем,
ладьей, слоном, конем, пешкойМат в один ход: сложные примеры с большим
числом фигур. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций
7.Игра всеми фигурами из начального положения – 6 часов
Теория – 3часа:Шахматная партия. Шахматная партия.Самые общие рекомендации
о принципах разыгрывания дебюта.
Практика – 3часа:Игра всеми фигурами из начального положения (без
пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию).
Шахматная партия. Демонстрация коротких партий.
8.Обобщение – 8часов
Теория – 2часа:Повторение пройденного материала Поля. Горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр. Шах, мат, пат. Начальное положение. Рокировка. Взятие на
проходе. Превращение пешки. Самые общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта.
Выдающиеся шахматисты нашего времени. Биографии выдающихся шахматистов
нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. Шахматные
правила FIDE. Этика шахматной борьбы.
Практика – 6часов:
Ходы шахматных фигур. Рокировка. Превращение пешки. Варианты ничьей.
Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий.
Правила поведения за шахматной доской.
9.Шахматная нотация – 14 часов
Теория – 4часа:Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.
Обозначение шахматных фигур и терминов. Краткая и полная шахматная нотация.
Практика – 10часов: Запись начального положения.
Запись шахматной партии.
10.Ценность шахматных фигур – 14 часов
Теория – 4часа: Ценность шахматных фигур.
Достижение материального перевеса.Способы защиты.
Практика – 10часов: Ценность шахматных фигур. Способы защиты.
Игровая практика. Решение заданий.
11.Техника матования одинокого короля – 10часов
8

Теория-2часа:Техника матования одинокого короля.Две ладьи против
короля, «линейный» мат. Ферзь и ладья против короля.
Ферзь и король против короля. Ладья и король против короля.
Практика-8часов:Техника матования одинокого короля.
Игровая практика. Решение заданий.
12. Достижение мата без жертвы материала-10часов.
Теория-5часов :Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.
Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Учебные положения на мат
в два хода в миттельшпиле. Достижение мата без жертвы материала.Учебные
положения на мат в два хода в дебюте.
Практика-5часов:
Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.
Цугцванг. Защита от мата. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле.
13.Турниры.
Практика-12часов: Проведение соревнований и шахматных турниров.
14.Обобщающие занятия-10
Теория-5часов: Проведение срезов ЗУН.
Подведение итогов года.
Практика-5часов: Решение тестовых заданий и упражнений.
Проведение турниров и соревнований.

3. Формы аттестации и оценочные материалы
Тематический контроль по курсу
«Юный шахматист»»
Для контроля качества усвоения программы имеется разработанная
система контроля результативности ЗУН в различной форме:
тесты, вопросы, соревнования, практические задания и т.д., которые позволяют
определить достижение учащимися планируемых результатов.
3.1.Контрольно- измерительный материал (промежуточная аттестация):
1. Самая главная шахматная фигура?
а) ферзь б) король в) ладья
2. За один ход пешка из начальной позиции может пойти?
а) на 3 поля б) на 1 поле в) на 2 поля
3. Ценность фигур измеряется в ….?
9

а) пешках б) рублях в) слонах
4. В какую фигуру не может превратиться пешка?
а) ферзя б) короля в) слона
5.Закончи предложение
1) Король с королём не ________________________________________
2) Шах – это нападение на _____________________________________
3) Создание угрозы «съесть» незащищённую или более ценную фигуру соперника –
это __________________________
6. Ответь на вопросы.
-а) В каком направлении ходит пешка?
–б )Ходит ли пешка по горизонтали?
–в )В каком направлении бьёт пешка?
–г) Может ли пешка сделать шаг назад?
–д) Бьёт ли пешка назад?
– е) Превращается ли пешка в короля?
– ж) В какие фигуры может превратиться пешка?
– з) Может ли белая пешка побить белого слона? (нет) Почему?
– и) Какой ход может сделать пешка с исходной позиции?
-к) как ходит король?
Ответы:
1б, 2в, 3а, 4б (4 балла)
5. 1-не встречается,2-короля, 3- умение атаковать фигуры соперника (например,
нападение на ферзя) 6 баллов
6.а)- вперед на 1-2 поля
-б) нет
-в) по диагонали
г) нет
д) нет
е) нет
ж) ферзя, ладью, слона, коня
з) нет, они из одной армии
и) вперёд на1 поле, или на 2 поля
к) на одну клетку во всех направлениях.
(10 баллов)
Максимальное количество баллов -20.
Итоговая аттестация по шахматам :
1.Цель работы: выявления уровня сформированности специальных знаний, умений,
навыков по итогам года.
2. Форма проведения:
3.Тест, практическая часть-игра с соперником.
Время проведения работы: 45 минут Этапы проведения работы:
а) прочтение заданий - 2 минуты
10

б) выполнение заданий – 15 минут
в) игра с соперником - 28 минут
1. Шах – это:
а) нападение на короля;
б) ход фигуры;
в) конец шахматной партии.
2.Способы защиты от шаха:
а) закрыться другой фигурой;
б) срубить нападающую фигуру;
в) сдаться.
3.Мат-это: а) конец шахматной партии;
б) шах, от которого нет защиты;
в) ход короля.
4.Рокировка –это:
а) двойной удар;
б) ничья;
в) король движется к ладье через клетку и ладья перепрыгивает через него.
5.Какая фигура при записи обозначается буквой Кр:
а)король,
б)конь,
в)пешка.
6.Как защитить короля от шаха: а)закрыться другой фигурой,
б)отойти королём на безопасное поле,
в)срубить нападающую фигуру,
г)сразу сдаться.
7.Какие есть способы защиты фигуры от нападения:
а)ответное нападение,
б)перекрыть нападение,
в)сдаться без боя,
г)объявить невозможный ход.
8.Что такое вилка:
а)нападение сразу на 2 фигуры,
11

б)взятие фигуры,
в)окончание партии,
г)ряд клеток сверху вниз.
9.Какой сильнейший шахматист был родом из Америки:
а)Стейниц, б)Морфи,
в)Ананд.
10.Двойной удар – это:
а)то же что и вилка;
б)в результате одного хода
2 фигуры атакуют 1 фигуру противника;
в)два хода подряд.
11.Вскрытый шах – это:
а)одна из фигур нападает на какую – либо фигуру противника, а вторая
открывшаяся при этом фигура шахует короля;
б)шах при отступлении;
в)шах при нападении 2 фигур.
12.Двойной шах – это:
а)нападение 1 фигуры на 2 фигуры противника;
б)когда король оказывается под шахом одновременно 2 фигур;
в)шах после 2 ходов.
13.Отвлечение – это:
а)ситуация, в которой вы заставляете соперника переместить ту или иную фигуру
для того, чтобы использовать слабость его позиции;
б)отступление от центра;
в)разговор во время игры.
14.Промежуточный ход – это:
а)ход между 2 полями;
б)ход, который делается противником между 2 ходами, которые должны быть
следовать один за другим;
в)ход между 2 фигурами.
15.Один из способов поставить мат, называется: а) слабость последней горизонтали
б) удушающий мат
в) сицилианская защита.
12

16.Сколько ходов даётся до конца партии, если у одного из игроков остался 1
король?
а) 50
б) 25
в) 3.
17.Эндшпиль – это: а) начало шахматной партии
б) середина шахматной партии
в) конец шахматной партии.
Практическая работа: сыграть в шахматы с часами.
4.Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1 Оборудование:
- шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х
детей);
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов,
тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
- симуляторы игр
- таблицы к разным турнирам;
- цветные карандаши;
- фломастеры;
- бумага для рисования.
Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем
проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами:
столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для
хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Технические средства обучения: компьютер, видеопроектор, экран,
магнитофон.
Дидактические материалы:
-Презентация «Шахматы в картинках».
- Портреты шахматистов.
- Компьютерные обучающие
программы:
- «Шахматы в сказках»;
- «Динозавры учат шахматам»;
- «Шахматная школа для начинающих»;
- «Шахматная школа для шахматистов IV – II разрядов»;
- «Шахматная тактика»;
- «Шахматные дебюты»;
- «Шахматная стратегия»;
- «Шахматные комбинации»;
13

- «ShredderClassic 3»;
- «Практикум по эндшпилю»;
- «Шахматные задачи»;
- «Энциклопедия дебютных ошибок;
4.2 Методическое обеспечение (учебники, оригинальные компьютерные
программы, пособия-сказки для обучения детей шахматной игре)
Основная литература:
1.Барский В., Ланда К. Кубок мира//Шахматное обозрение 64. – 2011. - №10.
2.Калиниченко Н. «Практикум по шахматной тактике», Питер, 2014.
3.Пожарский В. «Шахматный учебник», Москва, «Феникс»,2014.
4.Трофимова А. «Учебник юного шахматиста», Москва, «Фкникс», 2014.
5.ухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск:
Духовное возрождение, 2012.
6. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн
полны. Рабочая тетрадь - Обнинск: Духовное возрождение, 2013.
7. Сухин И. Шахматы, первый год, тетрадь для проверочных работ Обнинск:
Духовное возрождение, 2013.
8. Сухин И. Шахматы, первый год: Задачник, мат в один ход Обнинск: Духовное
возрождение, 2013.
9. Специализированный программный комплекс «Шахматное образование». (CD)
10. Шахматы в сказках. (CD)
11. Шахматная школа. (CD)
12. Шахматная тактика. Задачник для начинающих. (CD)
Дополнительная литература:
1. И.Г. Сухин «Шахматы в школе»; С.Б. Губницкий «Полный курс шахмат»;
2. Б.С. Гершунский «Шахматы в школе» «Педагогика» 1991г.
3. А.Гипслис «Избранные партии»,
4. Э Гуффельд «Искусство староиндийской защиты».
5. В.В. Князева «Азбука шахматиста» Ташкент 1991г.
6. Костров В, Рожков П. Шахматный решебник . 1 год. СПб.: 2006. 92 с.
7. В. Пожарский «Шахматный учебник» изд. «Феникс»2001г.
8.Яковлев Н. Шахматный решебник . Найди лучший ход. С-Пб.: Физкультура и
спорт, 2011. – 95с.
Литература для детей и родителей:
1. Зак В., Длуголенский Я. «Я играю в шахматы». – Л.: Детская литература, 1985.
2. Князева В. «Уроки шахмат». – Ташкент: Укитувчи, 1992.;
3. Бондаревский И. «Комбинации в миттельшпиле». – М.: ФиС, 1965;
4. Авербах Ю. «Что нужно знать об эндшпиле».— М.: ФиС, 1979;
5. Суэтин И. «Как играть дебют».— М.: ФиС, 1981.
14

Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах:
1. Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши
открывают спорт. – М.: Педагогика, 2013г.
2. Ильин Е., В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 2012г.
3. Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 2014г.
4. Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде. – М.: Малыш, 2013г.в А.
Сказка о настоящих слонах. – М.: Малыш, 2014г.
4.3 Интернет ресурсы:
1. www.za –paptoi.ru, festival.1september.ru, mamapapa –avh.ru.
Дидактические шахматные сказки
1. Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. – М.: Новая школа, 2012. – Вып. 3.
2. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. – М.: Новая школа, 2012г. – Вып. 5.
3. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книгавыручалочка по внеклассному чтению. – М.: ACT, 2013.
4. Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка
по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 2013. – Вып. 2.
5. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.:
Педагогика, 2013г.
4.4. Исходные документами для составления программы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; гл.10 ст. 75
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№1726-р)
3. Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
4. Письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
(ссылка на ст.34, часть 1 п.7 ФЗ № 273)
5. Письмо МОиН РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
6. СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к
15

устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей», утверждённый
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 года № 41.
7. Приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» от 08.09.2015 №613н.
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2019г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
10.Локальные нормативные акты:
- Устав МБУ ДО «Дворец детского творчества г.Буйнакск»;
- Положение о правилах приема, перевода и отчисления учащихся.

16

Приложение 2

Реализация программы

17

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87237)2-68-94

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».