1 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Музыка дорога нам потому-что является наиболее глубоким, выражением души, гармоническим отзывом ее радостей и скорбей. Ромен Ролан. Человек наделен от природы особым даром - голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром: выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период етства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Данная программа составлена на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений: «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова; авторских программ: «Мир вокального искусства» Суязовой Г.А., «Созвучие», Мелиховой А.И. и другие. 1.1.Актуальность программы. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научился голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей вокально студии «Лира»направленная на духовное развитие обучающихся. Направленность программы: художественная, уровень - стартовый (ознакомительный). 2 1.2 Педагогическая целесообразность. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). 1.3. Цель программы: Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей. Задачи программы: Формирование устойчивого интереса к пению Обучение выразительному пению Обучение певческим навыкам Развитие слуха и голоса детей. Формирование голосового аппарата. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкальнослуховых представлений, чувства 1.4 Срок реализации программы, формы и режим проведения занятий. Программа рассчитана на 1 год обучения – 72 часа в год. Возраст учащихся от 7 до 16 лет. Группа занимается 2 раза в неделю по 1 академическому часу (45 минут). Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. 1.5 Ожидаемые результаты обучения. К концу первого года обучения дети должны знать/понимать: • строение артикуляционного аппарата; • особенности и возможности певческого голоса; • гигиену певческого голоса; • понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»; уметь: • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; • петь короткие фразы на одном дыхании; • в подвижных песнях делать быстрый вдох; 3 • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен; • петь легким звуком, без напряжения; • на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни; • к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера, показывать результат элементов двухголосия. 2.Содержание программы. 2.1 Учебно - тематический план № Наименование тем Всего Теория Практика п/п Вводное занятие I 1 1 - Вокально-хоровая работа Музыкальнотеоретическая грамота 43 4 39 10 2 8 I Теоретикоаналитическая работа 6 3 3 V Концертноисполнительская деятельность 11 2 9 1 1 - 72 13 59 I I II I III IV V V Подведение итогов года VI Итого: Формы аттестации (контроля) Диагностика. Прослушиван ие детских голосов Устный опрос, упражнения по видам деятельности Устный опрос, вокальное исполнение и анализ деятельности Концертная деятельность, конкурсы, фестивали, смотры. Анализ деятельности за год. Срезы ЗУН 2.2 Содержание программы: В программе выделены следующие направления: 1. Вокально-хоровая работа. 2. Музыкально-теоретическая подготовка. 4 3. Теоретико-аналитическая работа. 4. Концертно-исполнительская деятельность. I. Вводное занятие. Теория - 1 ч. Объяснение целей и задач вокального студии «Лира». Понятие о сольном и ансамблевом пении. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. Прослушивание детских голосов. II. Вокально-хоровая работа. Теория - 4 ч. Правила певческой установки. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Функции распевания. Основные правила при выработке навыка цепного дыхания. Значение дирижерских жестов. Понятия унисон, вокальная позиция, резонаторы, дикция, артикуляция.нова звукообразования. Задачи двухголосия. Практика - 39 ч. Певческая установка. Распевание. Упражнение для выработки вокальной позиции, певческого дыхания, навыков цепного дыхания, на развитие чистоты интонации. Дирижирование. Хоровое исполнение, слитие голосов в унисон. Связное пение, активная подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра. Развитие артикуляционного аппарата, работа над дикцией. Начало двухголосного пения. Репетиции. III. Музыкально-теоретическая подготовка. Теория – 2 ч. Название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая октавы). Устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон. Различия знаков альтерации: бемоль, бекар, диез. Знакомство с ключами и метроритмическими особенностями строения музыкальных произведений. Динамические и темповые обозначения. Тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас. Высокие и низкие звуки, восходящие и нисходящие движения мелодии, повторность их звуков, их долгота, громкость. Мажорные песни и минорные. Звуки различной длительности - половинная, восьмая и целая. Ударные и безударные доли такта. Понятия - музыкальный слух и музыкальная память. Особенности распределения звуков во времени - метр, такт, ритм, темп. Практика – 8 ч. Распределение звуков на нотном стане. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Упражнения на развитие ритмического, ладового и тембрового слуха. Пение звукоряда до первой октавы - до второй октавы с названием и без названия звуков. Пение от заданного звука тон и полутон в восходящем и 5 нисходящем порядке. Исполнение звуков различной длительности - от половинной до восьмой, а также целые. Пение учащихся с интонацией: а) мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении; б) мажорное трезвучие. Упражнения для выработки точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог «лю», на группу слогов - ля, ле, лю. Практические упражнения по видам движения мелодии (постепенное, «змейкой», скачкообразное). Сравнительные упражнения на высоту звука с использованием игрового приема. Исполнение ритмических рисунков композиции. Темповое исполнение музыкальных произведений. IV. Теоретико-аналитическая работа. Теория – 3 ч. Беседа о гигиене певческого голоса. Особенности звучания изменившихся голосов. Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация. Краткий рассказ о музыкальном произведении, беседа о композиторе, об авторе слов. Народное творчество. Механизм создания народной песни. Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей музыкально выразительных и исполнительских средств. Основы развития творческого воображения. Практика – 3 ч. Прослушивание музыкальных произведений. Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального материала с сопровождением и без него, раздельно по партиям и всем вместе. Восприятие и исполнение классических, народных песен, песен современных композиторов. V. Концертно-исполнительская деятельность. Теория – 2 ч. Правила поведения певца до выхода на сцену и во время концерта. Практика – 8 ч. Репетиции. Выступления вокальной группы «ЛИРА» на мероприятиях и участие в конкурсах разного уровня. VI. Подведение итогов года. Анализ деятельности за учебный год. 3. Форма аттестации и оценочный материал Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов) - Педагогические наблюдения. - Открытые занятия с последующим обсуждением. - Итоговые занятия. - Концертные выступления. - Конкурсы, фестивали, смотры. 6 Диагностика Основные параметры Период Способ Степень интересов и уровень сентябрь, наблюдение октябрь подготовленности детей к занятиям. Природные, физические данные каждого ребенка. Уровень развития общей культуры ребенка. Высокий уровень исполнения декабрь концертная Промежуточная деятельность; песенного произведения. Степень конкурсы, развития интеллектуальных, фестивали, Срезы художественно-творческих ЗУН смотры способностей ребенка, его личностных качеств. высокий уровень исполнения май концертная Итоговая деятельность; песенного произведения, степень конкурсы, развития интеллектуальных, фестивали, художественно-творческих смотры. способностей ребенка, его Срезы ЗУН личностных качеств уровень развития общей культуры ребенка. Первичная Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов проводится на открытых занятиях по окончании тематических блоков (декабрь, май), в конкурсах, фестивалях, смотрах. 3.1. Тесты ЗУН Правильный вариант ответа отмечен знаком + 1. Как называются люди, которые сочиняют музыку? + композиторы – исполнители – слушатели 2. Какие обозначения используются при написании музыки? – буквы – цифры + ноты 7 3. Сколько нот в звукоряде? – пять + семь – девять 4. Какие инструменты являются народными: – пианино и рояль + свирель и дудочка – виолончель и скрипка 5. На каком инструменте играл Садко? – рожок – арфа + гусли 6. На каком инструменте играет девушка? + арфа – домбра – банджо 7. Продолжите песню, выбрав правильный ответ: Дождик, дождик, пуще Дадим тебе гущи, Дадим тебе ложку… – Пошли по дорожке! + Хлебай понемножку! – Дадим поварешку. 8. Как называется музыка, под которую удобно ходить? + марш – вальс – менуэт 9. Как называлась рождественская песня у славян? + коляда – фольклор – басня 10. На какую сказку написал музыку к балету Петр Ильич Чайковский? – Колобок + Щелкунчик – Садко 8 11. Как называется один исполнитель музыки? + солист – квартет – хор 12. Пианино и рояль можно назвать одним словом: – пианино + фортепиано – контрабас 13. Какой инструмент больше всего подходит для сопровождения колыбельной? – бубен + треугольник – ложки 14. «Волк и семеро козлят» Мариана Коваля это сказка: – балет – симфония + опера 15. Вставьте пропущенное слово в песенку: «Раз морозною зимой вдоль опушки лесной шел … к себе домой в теплой шубе меховой»: – енот + медведь – кабан 16. Знаки «F» и «P» (форте и пиано) означают: – быстро и медленно – высоко и низко + громко и тихо 17. Колыбельная мамы Козы из «Волк и семеро козлят» это: + песня – танец – марш 18. Продолжите песню, выбрав правильный ответ: Нас качая в колыбели, Мамы песенки нам пели, А теперь пора и нам… 9 – Расходиться по домам. – Улыбнуться всем для мам. + Песню спеть про наших мам. 19. Что такое хор? + группа певцов, совместно исполняющих произведение – группа танцоров в балете – музыкальный ансамбль из нескольких инструментов 20. Как называется главная песня страны? – марш + гимн – симфония 21. На каком инструменте играет исполнитель? – клавесин + лютня – гитара 22. Какие из этих инструментов относятся к щипковым? – скрипка, виолончель – труба, туба, волторн + арфа, гитара, балалайка 23. Какие из этих инструментов являются духовыми? + флейта, кларнет, свирель – барабан, бубен, ложки – металлофон, ксилофон, хордофон 24. Какой из этих инструментов является щипково-клавишным? – рояль – пианино + клавесин 25. Балет - это музыкальный спектакль, в котором артисты: + танцуют – поют – танцуют и поют 26. Как зовут композитора – автора «Щелкунчик»? + Петр Ильич Чайковский 10 – Эдвард Григ – Сергей Сергеевич Прокофьев 27. Какие слова больше подходят к «музыке утра»: + жизнерадостная, стремительная, светлая – теплая, тихая, нежная – веселая, быстрая, торопливая 28. А как звучит «музыка вечера»? – сумрачно, таинственно, восторженно + спокойно, тихо, убаюкивающе – громко, ярко, марширующее 29. Отгадай загадку: Меня всегда берут в поход Я знаю очень много нот. Шесть струн мои звучат в тиши, Скорее спеть со мной спеши. – балалайка + гитара – барабан 30. Отгадай загадку: Семь братьев, семь нот Толстый живот. Сидят на нотном стане Болтают ногами: – клавиатура + звукоряд – нотный ключ 4. Организационно-педагогические условия реализации программы. 4.1 Техническое оснащение. Оборудование ТСО инструмент фортепиано – 1 шт, синтезатор – 1 шт. усилительная аппаратура магнитофон – 1 шт. Фортепиано – 1 шт. Синтезатор – 1 шт. Дидактический и наглядный материал фонотека видеотека 11 микрофоны – 6 шт. ноутбук (компьютер для педагога) – 1 шт. Микшерный пульт – 1 шт. Информационные стенды – 2 шт. нотная литература Картотека музыкальнодидактических игр для развития вокальных навыков Стенд музыкальная копилка – 1шт. 4.2 Учебно - методическое обеспечение программы. В программе вокальной студии «Лира» направления: -голосовые возможности детей -вокально-певческие навыки. -работа над певческим репертуаром -работа с солистами -элементы хореографии -музыкально-теоретическая подготовка. -теоретико-аналитическая работа. -концертно-исполнительская деятельность. выделены следующие Голосовые возможности детей. Голосовые складки каждого ребенка, как и взрослого певца, имеют свои пределы по частоте (нижний и верхний порог) в зависимости от анатомического строения голосового аппарата, эластичности тканей, свойств нервной системы, тренировки в пении и прочее. Нижний предел голоса можно установить путем исполнения постепенно нисходящего звукоряда. Установление же верхнего зависит от способа измерения звуковысотного диапазона. Поющий ученик исполняет короткуюпопевку, которая многократно повторяется по полутонам вверх и доводится до верхнего предела голоса. Исполняется беспрерывный восходящий звукоряд на гласный «а», например, по мажорной гамме. В результате измерения звуковысотного диапазона первым и вторым способами у одного и того же певца может быть установлен разный верхний предел голоса, так как первый способ рассчитан на сглаживание регистров, а второй – на выявление границы натуральных регистров. Когда ребенок поет поступенный восходящий звукоряд грудным голосом, то где-то при подходе к переходным тонам в звуке появляется напряжение, и необученный певец прекращает петь, так как ему кажется, что дальше он не 12 может. Эту высоту, как правило, в диапазоне до второй октавы – фа второй октавы, и отмечают как верхний предел голоса. При оценке голосового диапазона необученного певца важно учитывать способ регистрового звучания его голоса. Если ребенку трудно спеть более высокий звук, значит, он использует динамику, еще не свойственную уровню развития его голоса, и, следовательно, допущена регистровая перегрузка. Основным критерием правильного использования динамики и высоты звука (то есть регистрового режима) является отсутствие вялости или чрезмерного напряжения в голосе ребенка. Каждый ребенок должен спеть любую знакомую ему песню без музыкального сопровождения в удобной для него тесситуре. Тон не задается. В процессе прослушивания нужно учитывать два фактора: качество звуковысотной интонации и преимущественное использование голосового регистра. В отношении качества интонации детей можно разделить на три группы: 1) дети с плохой интонацией, которые совсем неправильно воспроизводят мелодию исполняемой песни («гудошники»); 2) дети со средней по качеству интонацией, которые искажают мелодию лишь частично; 3) учащиеся с хорошей и отличной интонацией, исполняющие мелодию без искажений. По типу преимущественного использования регистрового звучания голоса выделяются четыре группы: 1) с чисто грудным звучанием; 2) микст, близкий к грудному типу; 3) микст, близкий к фальцетному типу; 4) чистый фальцет. Следует отметить, что такое разделение на группы по типу регистрового звучания весьма условно, так как нередко ребенок, исполнивший песню, например, микстом, близким к грудному звучанию, по просьбе педагога может повторить эту же песню в более высокой тесситуре, используя при этом другой регистровый режим, ближе к фальцетному типу. Однако рекомендуется судить по первому исполнению, так как регистровый режим при этом был выбран самим поющим. Певческий голос не обученных пению детей, особенно с плохой интонацией, близок к речевому голосу по тембру и диапазону. Регистровые возможности голоса младших школьников проявляются далеко не одинаково у всех детей. Это зависит от различных объективных и субъективных причин: врожденных свойств высшей нервной деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей анатомии и морфологии голосового 13 аппарата, общего физического развития, функции эндокринной системы, музыкального и вокального опыта при обучении или спонтанном пении. Певческое положение гортани в процессе пения. Значительное внимание уделяется свободному и низкому положению гортани. Ни в коем случае гортань не должна дергаться, подпрыгивать или «задираться» вверх. При задранной гортани звук получается некрасивый, резкий, напряженный; вдобавок пение на зажатой гортани вызывает ухудшение звука, «задранность» его на верхних нотах, тремоляцию. Кроме того, при «задранной» гортани невозможно добиться красивого звучания крайнего верха (у высоких голосов) или крайнего низа (у низких голосов), а злоупотребление подобным «приемом» может привести к полному исчезновению последних. При правильном вдохе гортань естественно опускается вниз. В таком положении она и должна оставаться на протяжении пения, независимо от громкости и высоты звука. Если гортань «подскочила» вверх или затряслась, значит, на связки легла двойная нагрузка. Если у ребенка во время пения задралась гортань, то надо напомнить ему о том, чтобы он расслабился и попробовал установить ее (гортань) обратно в певческое положение очень легким зевком, как в момент вдоха. Этого можно также достигнуть чисто механическим путем, просто немного опустить голову. Перед тем как начать петь, вдохните носом и полуоткрытым ртом, улыбнитесь мягкими глазами. У вас сразу сократятся мышцы лица, и звук будет ярким, близким. Чтобы не прыгала гортань, звук формируйте у корня языка, придерживая его мышцами, которые расположены около ноздрей. Улыбайтесь глазами! Проверить, правильно ли открыт рот, можно следующим образом: возьмитесь пальцами за лицо на уровне середины уха. При максимальном открытии рта почувствуете пальцами, как сустав открывается и закрывается – значит, рот открыт правильно. Настройка певческих голосов детей. При любом регистровом режиме работы гортани следует добиваться правильного звукообразования, то есть пения свободного, но в меру активного, без форсировки и излишнего напряжения, в близкой вокальной позиции, звонкого, слегка округлого. Настройка голоса на правильное звукообразование в любом регистровом режиме должна непременно идти в такой последовательности: легкое стаккато, переходящее в протяжный звук. При этом действует следующий физиологический механизм. Звуковой импульс стаккато органично приводит в движение на короткий миг вместе с голосовыми связками голосовые мышцы эластичного конуса, а затем наступает расслабление. Когда после толчка атаки звук переходит в кантилену на той же высоте тона, то при этом используется уже полученная форма согласованного движения 14 различных мышечных групп звукообразующего участка гортани. Кроме того, стаккато само по себе активизирует опорно-мышечную дыхательную функцию, что обеспечивает равномерность выдоха воздуха, а также оптимальный уровень силы звука легато. Если сразу начать с протяжного звука, то при ненастроенном голосовом аппарате у певца голос зазвучит или вяло, или слишком напряженно по привычке от неправильного бытового пения и напряженной речи. Отрывистое пение не допускает мышечных зажимов и является отправной точкой для правильного звукообразования, как бы его зародышем. Начальный отрывистый звук, переведенный на последующее за ним протяжное звучание, даст положительный результат при формировании необходимых качеств певческого звука и кантилены. Методы работы над певческим дыханием. На первом этапе работы одним из методов является использование дыхательных упражнений вне пения. Дыхательные упражнения без пения необходимы лишь в том случае, когда вводится понятие о правильных дыхательных движениях. С этой целью рекомендуется несколько упражнений в определенной последовательности. Для формирования более прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно. Этим упражнениям обычно отводится 2–3 минуты. Их можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе репетиции, и особенно рекомендуется применять в работе с детским хором. Нередко в практике хоровой работы с детьми используется метод произнесения слов песни в ритме мелодии активным шепотом с четкой артикуляцией. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат. Развитие артикуляционного аппарата. Для освобождения нижней челюсти используются распевания на слова: дай, май, бай. Для активизации языка и губ поются упражнения на слоги: бри, бра, брэ, а также ля, ле и др. Если в речевом произношении неударные гласные часто изменяются (хобот – хобыт, пятачок – пятачок), то в пении изменяется только неударный «о», который переходит в «а» (ок-но – акно, волна – вална). В остальных случаях звук не должен заменяться другим. Звонкие согласные, находящиеся в конце слова, в пении переходят в глухие: ослаб – аслап; клад – кат; березка – береска; друг – друк. Сочетание «тс» в пении произносится как «ц»: детский – децкий; скрываться – скрываца; светский – свецкий. 15 Окончания ся и сь в пении произносятся твердо, как са. Окончания его и ого меняются на ево и ово. Как и в речи, в пении при произношении могут выпадать отдельные буквы: честный – чесный; солнце – сонце. «Ч» и «сч» в отдельных словах могут произноситься соответственно как «ш» и «щ»: что – што; счастье – щастье. В пении существует правило переноса согласных с конца слога одного слова на начало другого. Например, фраза «Вот мчится тройка почтовая» исполняется так: «Во-тмчи-тца-тро-йка-по-что-ва-я». Подобное перенесение дает возможность, как можно дольше тянуть гласные, что необходимо для протяжного пения. Необходимо использовать скороговорки, распевания на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ, упражнения на слоги «бри», «бра», «брэ», «ля», «ле» и др., следить, чтобы рот и губы, язык были активными, упруго произносились согласные звуки в конце слова («но-но», «гоп-гоп», «цок-цок», «стоп-стоп»). Вокально-певческая работа. Певческая установка. Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости. Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими: – голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад; – стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги; – в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота; – при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты; – сидеть, положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение. Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой. 16 Распевание. Занятия в студии обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию: 1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе; 2) развитие вокальных навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения произведений. Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса. Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции. Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий. Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов. Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно. Все нижеприведенные упражнения даются в тональности до мажор, но каждый занимающийся должен транспонировать их в удобную для себя тональность. Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др. Певческое дыхание. Основой вокальной техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса. Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления 17 певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации. Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука. Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука. Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить. Дыхание тесно связано с другими элементами вокальной техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д. Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу. Таким образом, певческое дыхание является основой вокальной техники. Приобретение других вокальных навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания. Цепное дыхание. Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании. Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы вокальной группы берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке. Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать так: – не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом; – не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот; 18 – дыхание брать незаметно и быстро; – вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно; – чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию группы. Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания группы. Дирижерские жесты. Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии. Педагог знакомит детей с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4 , 4/4. Вступление и инструментальные проигрыши к песням дирижируются одной рукой. При достаточно продуктивном освоении детьми дирижерских жестов разного характера можно позволить желающим принять участие в эпизоде занятия над названием «замени педагога». В этом случае желающие проводят покуплетное дирижирование. Дирижерские указания педагога обеспечивают: - Точное и одновременное начало (вступление). - Снятие звука. - Единовременное дыхание (в определённом темпе и характере). - Единообразное звуковедение(legato, nonlegato). - Выравнивание строя. - Изменение в темпе, ритме, динамике. Унисон. В самом начале работы возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру. Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз. Если в звуке хора появится избыточное напряжение, то это будет свидетельствовать о каком-либо нарушении координации в работе голосового аппарата. В таком случае следует вернуться на звук примарной зоны, снять форсировку, обратить внимание хористов на правильную певческую установку, по возможности устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук. Вокальная позиция. 19 Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения. Очень часто слышны напоминания ученику о близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними призвуками, голосе. Часты напоминания и о работе резонаторов. Резонаторы – это полости, которые под давлением струи воздуха начинают вибрировать, тем самым придавая голосу окраску, наполняя его обертонами, силой. Существуют головные резонаторы – лобные пазухи, гайморова полость – и грудные резонаторы – бронхи. Нужно следить за тем, чтобы были задействованы головные и грудные резонаторы. Важно, чтобы звук все время как бы фокусировался в одной точке. Это требование предъявляется как на голосовых упражнениях, так и на упражнениях с закрытым ртом. Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса. Звукообразования. В основе звукообразования лежат:связное пение (легато),активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра. Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твердого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полетность. Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них. Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение так называемых йотированных гласных – «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих выработке головного звучания. Дикция. Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. 20 Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук. Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки типа: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать – совсем зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик» и т. п. Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка – это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности коллектива. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у детей чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести его в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Их легкость и занимательность таят в себе множество музыкальных открытий: ритмических, интонационных, тембровых. Украшенные выразительной мимикой и жестами, они развивают творческое воображение, фантазию и доставляют огромное удовольствие детям. Разнообразие методов и приемов, применяемых в работе с одной моделью, даёт возможность каждый раз по-новому взглянуть на неё. Слушание музыкальных произведений. - Прослушивание небольших музыкальных произведений. - Прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку. - Формирование осознанного восприятия музыкального произведения. - Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация. - Прослушивание ярких образцов музыкальной культуры лучшими исполнителями. - Краткий рассказ о музыкальном произведении, сообщение о композиторе, об авторе слов. - Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей музыкальновыразительных и исполнительских средств. - Важно научить детей «погружаться» в музыку. Необходимо достичь того, чтобы обучающиеся почувствовали, что в каждом из них есть не только внутренний слух, но внутреннее зрение. - Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения – основа развития творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но в любой области, в какой бы он ни работал. Особое значение приобретает развитие интонационного слуха, без которого невозможно понимание музыки. 21 - В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать и исполнять музыку. Показ-исполнение песни. Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального материала с сопровождением и без него, раздельно по партиям и всем вместе.В благоприятных условиях певческого воспитания дети прекрасно воспринимают и исполняют классику, народные песни, песни современных композиторов. Народное творчество как основополагающее звено любой культуры – особая тема беседы и часть репертуарной программы. Механизм создания народной песни, условия ее существования, особая манера исполнения – все это должно быть известно молодому певцу. Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого, повышает музыкальную культуру детей, способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы, взгляды, повышает ответственность перед коллективом. Произведения, различные по характеру и степени трудности, подбираются с учетом возрастных особенностей поющих. Методика разучивания песен. Методика разучивания вокального произведения состоит из четырех этапов – слушания песни, ее разбора с детьми, разучивания слов и мелодии и художественной отработки звучания каждого из её куплетов. При знакомстве с песней детям также сообщается, кто её авторы – поэт и композитор, и знакомы ли уже детям какие-либо произведения авторов. Затем обучающиеся слушают музыкальное произведение, определяют его содержание и характер, а также отмечают некоторые ей свойственные особенности. Теоретико-аналитическая работа. Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание голосового аппарата, элементарных правил пользования голосом ведет к печальным результатам. Желательно, чтобы в области вокального пения обучающиеся приобрели знания об особенностях звучания своих изменившихся голосов, вызванных мутацией, приучались «нейтрализовать» некоторые негативные свойства «поведения» голоса в мутационный период. Концертно-исполнительская деятельность. Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива.Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту. План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Без помощи педагога дети выступают с 22 разученным репертуаром на мероприятиях разного уровня. Отчетный концерт – это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год. Основная задача педагога – воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством. Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблям и, отшлифовывается исполнительский план каждого сочинения. Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта. - Настраивайте себя на концерт задолго до выхода на сцену, ещё дома, собирая ноты, готовя костюм и реквизит. - Старайтесь делать все, получая удовольствие: от надетого вами платья или костюма, подбора грима и предвкушения чуда, которое называется «сцена». - Оденьтесь, сделайте последние штрихи, выпрямитесь, разверните плечи, чтобы нормально дышать и красиво выглядеть, что немаловажно, улыбнитесь и вперед. - Состояние перед выходом на сцену сравнивается с поведением скаковой лошади перед стартом. Это состояние возвышенного возбуждения и нетерпения быстрейшего выхода на сцену. Несите себя ровно, с достоинством, с высоко поднятой головой. - Вот вы на сцене и перед вами сотни зрителей. Не начинайте выступление сразу, старайтесь даже при самом страшном волнении сохранять внешнее спокойствие. - Если сильное сердцебиение, и дыхание не восстанавливается, сохнет во рту, рекомендуют раза три медленно вздохнуть и выдохнуть, тихонечко покусать кончик языка – это вас успокоит и увлажнит полость вашего рта. - Стройте программу вашего концерта понарастающей, перемежая сильные тяжелые произведения более легкими, чтобы связки и весь организм успевал немного отдохнуть. - Ведите себя в паузах между произведениями интеллигентно и с достоинством, не забывая при этом про улыбку. - Не кланяйтесь в низком реверансе – это признак дурного тона. Также не рассылайте бесконечные воздушные поцелуи. - Во время пения не смотрите в пол, глаза при пении очень важны, они выражают эмоциональное состояние каждого произведения. - Не переминайтесь с ноги на ногу, найдите положение, удобное для вашего тела. Не рекомендуется стоять во время пения фронтально к публике, лучше развернуть торс в полуобороте, выдвинув одну ногу вперед. - Не машите чрезмерно руками – это говорит о нервозности и непрофессионализме, но и не зажимайте руки, прижав их к себе, так как при пении живет весь организм. В зависимости от образа руки могут быть нежными, 23 страстными и даже страшно скрюченными, но это только в том случае, если этого требует образ. - Заканчивайте выступление на его пике, не утомляя публики, и ни в коем случае не заканчивайте концерт после пика менее выигрышными произведениями. Заканчивайте тогда, когда во время пика публика еще хочет и хочет вас слушать. Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально. Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами. Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов. Занятие-постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей. Заключительное занятие, завершающее тему - занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей. Возможно проведение таких занятий на природе. Выездное занятие - посещение выставок, музеев, концертов, праздников, фестивалей. Каждое занятие строится по схеме: – настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин); – дыхательная гимнастика; – речевые упражнения; – распевание; – пение вокалистов; – работа над произведением; – анализ занятия; – задание на дом. Песенный репертуар: 1. Остров сокровищ - муз. В.Быстряков, сл. Н.Олев, А.Балагин - м/ф "Остров сокровищ " 2. Песенка о дружбе - муз. В.Быстряков, сл. Н.О. Наумова. 3. Алые паруса - сл. и муз. В. Ландсбе. 4. Зимняя песня - муз. Жерар Буржоа, Темистокле Попа, сл. Юрия Энтина. 5. Всем нужны друзья. (У кормушки поселился воробей) - муз. З. Компанейца, cл. П. Синявского. 6. Цветные сны - cл. Олев Н. муз. Дунаевский М., к/ф "Мэри Поппинс, до 24 свидания!" 7. Дорогою добра ** - сл.Ю.Энтина, муз.Минков М. - к/ф "Маленький Мук" 8. Маленькая страна ** - сл. и муз. И.Николаев. 9. Ветер перемен - муз.М.Дунаевский, сл.Н.Олев - к/ф "Мэри Поппинс, до свидания!" 10. В мире много сказок. Сл. И муз. В. Шаинский. 11. Мир который нужен мне. Муз. А.Ермолова сл.С.Золотухина. 12. Погибшие в небе за Родину. Муз. Е.Крылатова сл. Е.Евтушенко. 13. Мама. Сл. Е.Закирова муз. Е.Климашкина. 14. Лягушачий хор. Сл. и муз. Н.Мейер. 15. Хорошее настроение. Муз. А.Лепин. сл. В.Костылёв. 16.Подари улыбку миру. Муз.и сл. А. Варламов. 17. Россия мы дети твои. Сл. Н.Осошник. муз. В.Осошник. 18. У друзей нет выходных. Сл. и муз. Любаша. 19. Я хочу во сне летать. Муз. И.Крутоу. Сл. М.Гуцериев. 20. Солдаты России. Сл. и муз. В.Овсянникова. 4.3 Информационное обеспечение программы. Программа студии вокального пения «Лира» МБОУ ДО «ДДТ» г. Буйнакск является модифицированной программой и составленной на основе: 1. «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; 2. Программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; 3. «Народное пение» И. А. Ильина; 4. «Хоровое пение» Е.В. Жарова; 5.«Сольное пение» Р.А. Жданова; 6. Авторская программа «Мир вокального искусства» Суязовой Г.А.; 7. Авторская программа «Созвучие», Мелиховой А.И ; 8.Методика и организация музыкальной деятельности. Автор:Э.Г.Чурилова «Воспитание школьников» №8 2006 г. 9.«Учите детей петь», автор: Т.М! Орлова, С.И.Бехина. Москва 1987 г. 10. Песенник «Самое главное». Автор Ю.А.Ивановский. Москва 2002 г. Сборник песен «С песней веселее», Саратов 1992 г. 25 Список используемой литературы и наглядно-дидактического материала. (1-й год обучения). № п/п 1 2 3 4 5 Раздел Нагляднодидактический материал Вводное занятие Методика и организация Аудио, видео кассеты. музыкальной деятельности. Автор: Э.Г.Чурилова «Воспитание школьников» №8 2006 г. Вокально«Учите детей петь» автор: Плакаты с хоровая работа Т.М.Орлова, С.И.Бехина, расположением нот на Москва 1987г. нотном стане. Музыкальнотеоретическая подготовка Используемая литература Энциклопедия для юных музыкантов. Автор: И.Ю. Куберский. ООО «Золотой век» 1996г. Нотная хрестоматия. Автор: В.В.Алеев. 2003г. «Слушай, пой, играй». Автор: О.Л.Маханева. 1997г. «Мир звуков» автор: Н.Э.Суслова Ростов-на-Дону 1977г. ТеоретикоЭлементарная теория аналитическая музыки. Автор: Способен работа И.В. Мир вокального искусства. Автор: Г.А.Суязова. Волгоград 2007г. Музыкальноэстетическое воспитание. Калининград 2000г. Пособие для музыкального самообразования. Автор: М.Ю.Глызин. Москва 2000г. КонцертноПесенник «Самое главное». исполнительская Автор Ю.А.Ивановский. деятельность Москва 2002г. Сборник песен «С песней веселее», Саратов 1992г. Иллюстрационные картинки по темам. Аудио записи с разными стилями в музыке. Карточки с музыкальными знаками и терминами. Портреты с автобиографиями советских и зарубежных композиторов. Плакаты с ребусами и кроссвордами на музыкальные темы. распевки по нотам на плакатах. Аудио записи для релаксации на занятиях. Просмотр видео касет, дисков с концертами разных исполнителей. Прослушивание аудио кассет, дисков. 26 4.4 Исходные документы 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; гл.10 ст. 75 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р) 3. Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 4. Письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; (ссылка на ст.34, часть 1 п.7 ФЗ № 273) 5. Письмо МОиН РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6. СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41. 7. Приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 08.09.2015 №613н. 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2019г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 9. Локальные нормативные акты: - Устав МБУ ДО «Дворец детского творчества г.Буйнакск»; - Положение о правилах приема, перевода и отчисления учащихся. 27 Приложение 2 28 29