Дети Кавказа углуб

1

1. Пояснительная записка
Танец - древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним
временам потребность человека передавать другим людям свои радость или
скорбь посредством своего тела. Хореография обладает огромными
возможностями для полноценного эстетического совершенствования подростка,
для его гармоничного духовного и физического развития. Это синтетический вид
искусства, основным средством которого является движение во всем его
многообразии. Танец помогает свободному самовыражению открывать свое
внутреннее «я», получать хорошие эмоции и настроение. Танец в себе таит
огромные богатства для успешного художественного и нравственного
воспитания. Он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства,
приносит радость, как исполнителю, так и зрителю - танец раскрывает и растит
духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
Танец является неотъемлемой частью пластической культуры человека. Он
повышает эмоциональное и физическое здоровье, помогает раскрыть внутренний
мир, сформировать в подростках уверенность в себе, упорство, трудолюбие,
помогает оценить красоту музыки и движения. Хореография предъявляет высокие
требования не только к технике выполнения сложнейших элементов, но и к
умению донести образ, характер композиции, гармонию движения тела, предмета
и музыки.
Это требует от исполнителя владения всеми средствами
выразительности, навыками сценического движения, актерского мастерства.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
национального танца «Дети Кавказа» относится к углубленному уровню и имеет
художественную направленность. Занятия хореографией способствуют развитию
общекультурного кругозора, формируют определенные эстетические принципы и
ценности, а также позитивные физиологические показатели человека: физическое
здоровье и выносливость, гармоничное телосложение. Детский хореографический
ансамбль «Дети Кавказа» создает благоприятные условия как для творческого
развития, так и для получения теоретических и практических знаний в сфере
хореографического искусства. Благодаря систематическому образованию и
воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную
культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более
тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.
1.1. Актуальность хореографического образования
Программа студии национального танца «Дети Кавказа» неразрывно связана и
является продолжением программы студии национального танца стартового
уровня обучения, логично дополняя и развивая его, направлена на расширение и
углубление знаний, умений и навыков в области искусства хореографии, развитие
2

творческих способностей, мотивации на дальнейший выбор пути своего
профессионального развития. В настоящее время большое значение уделяется
вопросу конкурентоспособности на хореографических конкурсах и фестивалях как
одной из актуальных проблем в сфере хореографического искусства. Программа
углубленного уровня предполагает изучение виртуозных элементов классического
танца, развитие танцевальной выразительности и координации, закрепление ранее
изученных умений и навыков в области классического танца; народного танца родоначальниа всех видов хореографического искусства, как в сфере
любительского хореографического творчества, так и в сфере профессиональной,
изучение элементов народного танца различных национальностей, разучивание
технически сложных элементов.
1.2. Новизна хореографической программы.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
заключается в использовании методик и технологических приемов, учитывающих
особенности физического развития детей среднего школьного возраста, а также
методик развития гибкости, пластичности, в рамках современных тенденций
развития хореографического искусства. Также, новизной данной программы
являются достижение максимальной усвояемости материала за счет темпоритма
занятий и наличие собственной системы хореографической работы с детьми с
использованием инновационных приемов и методов обучения:
- мастер-классов с приглашением педагогов других танцевальных коллективов, применение психофизических тренингов для создания комфортной обстановки и
развития креативности;
- презентации самостоятельных работ учащихся;
- творческие танцевальные конкурсы внутри коллектива и показ этих работ на
концертах.
Эти особенности определят новизну программы.
1.3. Цели и задачи программы.
Цель данной программы - формирование и развитие творческих способностей,
обучающихся средствами хореографического искусства.
Задачи:
Обучающие:
- закрепить теоретические знания, практические умения и навыки в области
хореографического искусства;
- научить применять полученные практические навыки и теоретические знания
в области хореографического искусства;
- закрепить знания, полученные о различных танцевальных направлениях,
научить самостоятельно пользоваться полученным лексическим материалом;
3

- сформировать навык танцевальной импровизации; - улучшить эмоциональную
выразительность, научить работать с различными эмоциональными состояниями.
Развивающие:
- приобщить к танцевальному искусству и культуре;
- мотивировать на самообразование;
- сформировать толерантное отношение к любым видам искусства и их
национальным особенностям;
- укрепить здоровье, опорно-двигательный аппарат, мышечный корсет,
физическую выносливость;
- сформировать музыкальный слух, танцевальную выразительность;
- закрепить навыки зрительной и музыкальной памяти;
- сформировать навыки танцевальной координации.
Воспитательные:
- создать и научить поддерживать сплоченный коллектив;
- задать общие цели, задачи и мотивировать на высокие результаты;
- сформировать навыки работы в паре, малой группе и коллективе;
- сформировать эстетическую культуру, нравственное отношение друг к другу;
- улучшить и развить коммуникативные способности;
- привить чувство ответственности и самостоятельности;
- сформировать общую культуру личности, способность ориентироваться в
современном обществе.
1.4. Педагогическая целесообразность программы объясняется основными
принципами, на которых основывается вся программа, это:
- принцип взаимосвязи обучения и развития;
принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и
физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена также тем, что занятия
активизируют все психофизиологические процессы организма ребенка. В процессе
обучения, учащиеся укрепляют здоровье: укрепляют активно опорно-двигательный
аппарат, физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Занятия
развивают силу, гибкость, ловкость, быстроту и координацию движений;
способствуют формированию интереса к занятиям по истории танца, культуры;
формируют жизненно важные навыки: правильную походку, красивую осанку,
закрепляя физиологическую конфигурацию позвоночника, развивая координацию
движений.
1.5. Срок реализации программы, формы и режим занятий.
Условия набора и формирования групп: Данная программа рассчитана на 4 года
обучения - ориентирована на углубленный, то есть продвинутый уровень:
4

1 год обучения – 3раза в неделю по 2 часа (216ч);
2 год обучения – 3раза в неделю по 2часа (216ч);
3 год обучения – 3раза в неделю по 2часа (216ч);
4 год обучения – 4раза в неделю по 2часа (288ч)
Продолжительность одного занятия – 45 мин. С перерывом 5мин.
Содержание программы является продолжением программы стартового уровня,
рассчитана на уже сформированную группу детей от 8 -18 лет, имеющих
различные физические данные и обладающих различными способностями,
разновозрастных,
разно
уровневых
групп
детей,
нестандартностью
индивидуальных результатов обучения, освоившими программу стартового
(ознакомительного) уровня.
Образовательная программа предполагает групповую, индивидуальную и
коллективную формы занятий.
Два раза в год (декабрь, май) проходят открытые занятия, где родители могут
оценить успеваемость своего ребенка.
1.6. Планируемые результаты реализации:
1. Личностные результаты:
- организация сплоченного коллектива и мотивация на высокие результаты;
- выработка умения работы в парах, малой группе и коллективе;
- мотивация на саморазвитие, самообразование и личностное самоопределение;
- мотивация на обучение хореографическому искусству;
2. Метапредметные результаты:
- приобщение к хореографическому искусству и культуре;
- формирование толерантного отношения к любым видам искусства и их
национальным особенностям;
- укрепление здоровья, опорно-двигательного аппарата, мышечного корсета,
физической выносливости;
- формирование эстетической культуры;
развитие коммуникативных способностей, чувства ответственности и
самостоятельности;
- формирование общей культуры личности, способности ориентироваться в
современном обществе.
3. Предметные результаты:
- формирование теоретических знаний, практических умений и навыков в области
хореографического искусства;
владение профессиональной терминологией различных танцевальных
направлений, грамотное ее применение;
- умение применять полученные практические навыки и теоретические знания,
полученный лексический материал;
5

- развитие музыкального слуха, чувства ритма, танцевальной выразительности,
зрительной и музыкальной памяти;
- развитие креативности в области хореографического искусства.
- закрепление навыков танцевальной координации и импровизации.
Ожидаемый результат за 2- а года обучения.
Обучающиеся должны знать:
- основные положения для корпуса, рук, ног, головы в классическом экзерсисе;
- основные движения народного танца;
- основы музыкальной грамоты: такт, затакт, начало и окончание музыкальной
фразы, предложения, сильная и слабая доля такта.
Обучающиеся должны уметь:
- исполнять движение свободно, естественно без напряжения;
- правильно занять исходное положение, следить за осанкой и координацией
движений руки ног;
- правильно исполнять движения народного танца;
- правильно открывать и закрывать руки и корпус в танце;
- двигаться лицом, спиной в парах;
- двигаться ходами с правой и левой ноги вперед, в сторону, назад;
- выразить образ в разном эмоциональном состоянии веселья, грусти;
- уметь работать в паре и в ансамбле;
- работать на зрителя -артистизм: улыбка во время исполнения, внимание на
партнера.
Совершенствовать личностные качества:
- формирование внутренней самодисциплины: умение подчиняться требованиям
педагога и коллектива;
- соблюдать культуру поведения в зале и на сцене;
- развивать художественный вкус, любовь к хореографическому и музыкальному
искусству;
- воспитание патриотизма посредством изучения традиционной народной
художественной культуры.
Ожидаемый результат за 3 -й год обучения.
Обучающиеся должны:
Знать:
классическое положение рук и ног, соединение их с движениями (прыжками);
знать и понимать танцевальную терминологию.
Уметь:
исполнять жанровый танец в соответствующей манере;

6

через движение передавать характер, особенность танца того или иного народа,
заставить зрителя смеяться или грустить:
различать особенности исполнения танцев разных народов;
исполнять шуточные комбинации танца.
владеть сложными техническими трюковыми элементами.
Ожидаемый результат 4 года обучения.
Обучающиеся должны:
Знать:
основы истории танца;
основы истории костюма;
особенности национального фольклора;
особенности репертуара профессиональных ансамблей.
Уметь:
выполнять различные движения в соответствии с характером танца;
работать в ансамбле;
уметь танцевать сольные партии.
Владеть:
основными элементами классического танца;
характерными элементами народного и национальных танцев;
сложными техническими и акробатическими элементами танца;
основами актерского мастерства;
умением держаться на сцене;
полностью освоить репертуар ансамбля «Дети Кавказа».
2. Содержание программы
2.1. Учебно-тематический план 1-ый год обучения
№
п/п
1.
2

Наименование
раздела, тема
Вводное занятие
Азбука музыкального
движения

Всего

Теория

Практика

2
6

1
2

1
4

3

Элементы
классического танца

10

2

8

4

Элементы народносценического танца

132

10

122

5

Танцевальная
импровизация

4

1

3

Форма аттестации
(контроля)
Стартовая диагностика
Наблюдение,
устный опрос.
Зачетное занятие.
Наблюдение,
устный опрос.
Зачетное занятие.
Практические задания.
Наблюдение, анализ
деятельности.
Зачетное занятие.
Педагогическая диагностика
развития хореографических
способностей.
7

6

Работа над трюками

14

2

12

7

Разучивание

46

6

40

танцевальных
композиций
8

Подведение итогов

2

2

года
216

24

Творческие практические
показы, наблюдение, анализ и
оценка
Устный опрос. Анализ
видеоматериала.
Наблюдение, оценка уровня
подготовки.
Итоговая аттестация Анализ
деятельности

192

Итого:

2.2. Содержание учебно–тематического плана 1-ый год обучения
1. Раздел «Вводное занятие» -2часа.
Теория (1ч.) Инструктаж по технике безопасности
Практика (1ч.) стартовая диагностика
2. Раздел «Азбука музыкального движения.»-6часов
Теория (2ч.) особенности музыки. Прослушивание народных мелодий.
Практика (4ч.) ритмические рисунки в движении (сочетание четвертей и
восьмых)
3. Раздел «Элементы классического танца» -10часов
Теория(2ч) Терминология. Правила исполнения трудноусвояемых упражнений у
станка и на середине зала (по выбору педагога).
Практика(8ч) Основными задачами обучения являются: выработка навыков
правильности и чистоты исполнения. Наряду с этим вводится более сложная
координация движений за счёт использования поз и введения элементарного
abajio. Начинается изучение pirouettes.
4. Раздел «Элементы народно-сценического танца» - 132 часа.
Теория (10 ч.) Усвоение более сложного материала: движения, проученные на
первом году, усложняются по технике и темпу исполнения, изучаются новые
виды упражнения. Вводятся больше разнообразных ритмических рисунков.
Рекомендуются более танцевальные комбинации, направленные на развитие
выразительности исполнения.
Практика (122 ч.) работа на середине зала. Наиболее важным является точность
передачи манеры исполнения и соответствия музыкального материала.

8

5. Раздел «Танцевальная импровизация» - 4 часа
Теория (1 час) танцевальная импровизация - это умение сразу придумывать
движения. Из усвоенного материала придумать связку, комбинацию. Композиция
и постановка танца. Творческие задания на создание индивидуальных и
групповых танцевальных композиций
Практика (3часа) Импровизация под музыку. Имитация и сочинение различных
необычных движений.
6. Раздел. «Работа над трюками» - 14 часов
Теория (2 часа) техника выполнения акробатических элементов, техника
безопасности.
Практика (12 часов) - шпагаты продольные и поперечные; - мосты; - стойки; кувырки вперёд и назад. колесо (переворот в сторону); -темповый подскок
(вальсет), открытый и закрытый; -прыжки (сгибая ноги вперёд, сгибая ноги назад,
ноги врозь).
7. Раздел. «Разучивание танцевальных композиций» - 46 часов
Теория (6 часов) Связь характера танца с образом жизни народа и окружающей
природой. Понимать характер танца. Техника исполнения движений.
Национальная манера исполнения танца. Разучивание репертуара ансамбля.
Работа над характером исполнения. Постановочная работа.
Практика (40 часов) Репетиционная работа. Разучивание репертуара. Работа в
парах, отработка вращений, сольных отрывков, трюки с мальчиками.
Синхронность исполнения. Отработка движений в быстром темпе, четкое
исполнение прыжков и поворотов. Выступления на концертах праздниках,
фестивалях и других мероприятиях
8. Раздел. «Подведение итогов года» - 2 часа.
Итоговая аттестация. Отчетный концерт для родителей.
2.2. Учебно-тематический план 2-ой год обучения
№
п/п
1.
2

3

Наименование
раздела, тема
Вводное занятие.
Азбука
музыкального
движения.
Классический
танец

Всего

Теория

Практика

2

1

1

8

2

6

14

4

10

Форма аттестации
(контроля)
Анкетирование. Устный опрос.
Наблюдение,
устный опрос.
Зачетное занятие.
Наблюдение,
устный опрос.
Зачетное занятие.
9

4

Элементы народносценического танца

134

6

128

5

Танцевальная
импровизация

6

1

5

6

Работа над
трюками

22

2

20

7

Разучивание
танцевальных
композиций.

28

4

24

8

Подведение итогов
года.

2

1

1

216

22

194

Итого:

Практические задания.
Наблюдение, анализ деятельности.
Зачетное занятие.
Педагогическая диагностика
развития хореографических
способностей.
Творческие практические
показы, наблюдение, анализ и
оценка
Устный опрос. Анализ
видеоматериала.
Наблюдение, оценка уровня
подготовки.
Концерт для родителей. Анализ
деятельности, перспективы на
следующий год

2.3. Содержание учебно–тематического плана
1.
Раздел. «Вводное занятие» -2часа
Теория (2ч) Организационная работа Объяснение цели и задач второго года
обучения, перспективы занятий, постановочной и репетиционной работы.
Переукомплектованние групп, согласование расписания занятий. Проведение
инструктажа по технике безопасности.
2.
Раздел. «Азбука музыкального движения - 8часов
Теория (2ч) Включается весь пройденный материал, указанный в программе для
первого и второго года обучения. Динамические оттенки в музыке. Сочетание
синкопированных и не синкопированных ритмов. Ритмические рисунки в
движении.
Практика (6ч) Изучается и исполняется весь материал, указанный для первого и
второго года обучения. Прослушивание народных мелодий в исполнении
оркестров народных инструментов. Практические упражнения на развитие
музыкальности осуществляется непосредственно на занятиях по классике и
народно-сценическому танцу.
3.
Раздел. «Классический танец» -14 часов
Теория (4ч) Упражнения на развитие суставно-мышечного аппарата. Работа над
техническим совершенствованием движений.
Практика (10ч) Партерный экзерсис в положении сидя и лежа на полу.
Упражнения для улучшения подвижности суставов, гибкости, прыгучести,
выворотности. Элементы классического танца.
Движения – связки. Закономерности координации движений рук и головы.
Повторяется весь пройденный материал. Повороты у станка в направлении внутрь
10

(endedan) и наружу (еndehors). Grand Battements tendusjete Rond de jambe par ter an
deor Rond de jambeparter an dedan – вначале лицом к станку, позднее держась за
станок одной рукой. Упражнения исполняются в несложных танцевальных
композициях.
4.
Раздел. «Элементы народно-сценического танца» - 134 часа
Теория(6ч) Основные технические навыки. Открытые, закрытые, свободные
позиции ног. Русский танец, настроение и характер (задорный, озорной,
лирический и т.д.) Понятие «Стилизация».
Практика (128ч) Повторяются ранее разученные народные движения у станка,
русские народные движения на середине. Различные варианты выхода.«Переход в
центре через одного». Парные ходы, девичьи хороводы. Вращения на месте с
припаданием. Вращение по диагонали: «дорожка», «shene». Повторяются элементы
движений в комбинациях, на шестнадцать и тридцать два такта.
5. Раздел. «Танцевальная импровизация» -6часов
Теория(1ч) Танцевальные импровизации, самостоятельное творчество детей на
заданную музыкальную композицию. Отработка разученных танцевальных
движений.
Практика(5ч) Импровизационная работа: на этих занятиях дети танцуют
придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом.
Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается
показать, изобразить, передать свое видение образа.
6. Раздел. «Работа над трюками» -22 часа.
Теория(2ч)- Комбинирование прыжков в разных сочетаниях между собой,
а также с «хлопушками», вращением, присядками.
Практика (20ч) Подготовка к присядкам у станка и середине
Простые полуприсядки и присядки.
Прыжки: − с двух ног на две, на одной; − с поджатыми ногами вперёд и назад −
«разножки»; − комбинирование прыжков.
Присядки:
«Разножка» вперёд- назад с поворотом на 180.
- Комбинации с присядками. - Pasdebasgue.
7. Раздел. «Разучивание танцевальных композиций» -28 часов.
Теория (4ч) Знакомство с музыкальным материалом, бытом, характером и
манерой исполнения, костюмом.
Практика (24ч) Хореографические композиции из пройденных элементов
первого года обучения.
Постановочная работа. Постановка танца. Основные положения рук в сольном и
парном народно-сценическом танце.
- Поклоны.
- Основные ходы и шаги:
11

1. Основной ход танца;
2. Боковой шаг.
3.Основной ход из танца;
4. Повороты.
- Этюдная работа.
8. Раздел. «Подведение итогов года» -2часа.
Практика (1ч) - концерт для родителей воспитанников. Подведение итогов работы
детского объединения. Поощрение детей за хорошую работу.
Теория (1ч) Беседа о перспективах дальнейшего развития полученных
результатов.
2.3. Учебно-тематический план – 3 – й год
№ п/п
1.

Наименование раздела,
тема
Вводное занятие.

Всего

Теория

Практика

2

2

-

2

Элементы народносценического танца

88

10

78

3

Танцевальная
импровизация

8

2

6

4

Работа над трюками

24

4

5

Разучивание
танцевальных
композиций.

92

10

82

6

Подведение итогов года.

2

1

1

216

29

187

Итого:

20

Форма аттестации
(контроля)
Стартовая диагностика
Практические задания.
Наблюдение в ходе занятий.
Творческая работа. Зачетное
занятие.
Творческие практические
показы, наблюдение,
анализ и оценка
Практические задания.
Наблюдение, анализ
деятельности.
Зачетное занятие.
Педагогическая диагностика
развития хореографических
способностей. Степень
самостоятельности в
приобретении навыков и
умений.
Концерт для родителей.
Анализ деятельности,
перспективы на следующий
год

2.4. Содержание учебно–тематического плана
1.
Раздел. «Вводное занятие» -2часа
Теория (2ч). Организационная работа Подведение итогов прошедшего года. Цели и
задачи третьего года обучения. Расписание занятий и репетиций. Беседа
руководителя с коллективом и родителями. Инструктаж по технике безопасности.
12

2.
Раздел. «Элементы народно-сценического танца» - 88 часов
Теория (10ч). Знакомство с танцами народов Дагестана и Северного Кавказа.
Знакомство с основными позициями и положениями рук и ног, положением головы
и корпуса во время исполнения простейших элементов, освоение этих элементов на
«середине». Объяснение техники исполнения элементов народного танца.
Практика (78ч) Отработка исполнения очередности изученных танцевальных
шагов с перестроением из 4 колонок в круг, в 2 линии, в 2 колонки.Экзерсис у
станка и на середине разных народов Дагестана и Северного Кавказа. Отработка и
многократное повторение очередности движений и правильного перестроения.
Работа над правильным эмоциональным исполнением танцевального номера.
Положение рук, ног, корпуса, головы в паре. Работа стопы. Подъем и снижение
корпуса. Разучивание и отработка комбинации из выученных элементов.
Коллективные и парные танцы. Характерные положение рук, ног, головы,
выражение характера танца. Притопы, шаги, трюки. Основная задача танца
заключается в достижении большей чистоты и выразительности исполнения,
развития координации, танцевальности и техники танца.
3.
Раздел. «Танцевальная импровизация» - 8часов
Теория (2) Работа над импровизацией в различном характере.
Практика (6) Отработка хореографии, актерского мастерства. Импровизация на
заданную тему, постановочная работа.
4.
Раздел. «Работа над трюками» -24часа
Теория(4ч) Сведения о многообразии Народных трюков в хореографии, Их
особенности, упражнения на пальцах, коленях, повороты, вращения.
Практика(20ч) Упражнения на координацию (простейшие элементы и
комбинации, сочетание трюковых элементов с хореографией. Повторение и
закрепление пройденных трюков. Вращения, присядки, прыжковая техника.
5.
Раздел. «Разучивание танцевальных композиций» - 92часа
Теория(10ч) Сведения о характере танцев коллектива, в котором дети занимаются.
Показ педагогом или детьми старших групп элементов из этих танцевальных
номеров. Умение обращаться с костюмами. Знакомство с костюмами разных
национальностей. Изучение танцев и объяснение смысла изучаемых номеров.
Знание того, что должен артист в этом танце рассказать зрителю. Посещение
концертов, просмотр видео.
Практика(82ч) Подготовка к участию в концертных программах. Работа по
совершенствованию разученных танцев. Изучение движений и их разнообразных
вариаций, что способствует улучшению памяти и сообразительности, умению
сосредотачиваться, необходимому в дальнейшем использовании в репертуарной
13

практике. Усложнение движений, их соединение между собой, умение перейти от
одного движения к другому. Составление танцевальных композиций сюжетноигрового характера с яркими образами на основе разученных элементов и
комбинаций. Наполнить номера более сложными, нежели ранее, конфигурациями
(перестроениями). Стили танцев могут быть как классическим, народным, так и
современным. Совершенствование основами танцев этих видов. Разнообразие
репертуара, добиваться стремления к профессионализму исполнения учащимися.
6. Раздел «Подведение итогов года» -2 часа
Практика(1ч) Отчетный концерт для родителей воспитанников. Подведение
итогов работы детского объединения. Поощрение детей за хорошую работу.
Теория(1ч) Беседа о перспективах дальнейшего развития полученных результатов.
2.4. Учебно-тематический план - 4 год
№ п/п

Наименование раздела, тема

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2

Совершенствование ЗУН
по программе 1, 2 и 3 года
обучения

64

10

54

3

Постановочная работа

94

14

80

4

Специальная танцевальная
художественная работа и
концертная деятельность

126

10

116

2

1

1

288

36

252

5

Подведение итогов года

Итого:

Форма аттестации
(контроля)
Стартовая диагностика
Практические задания.
Наблюдение в ходе
занятий. Творческая
работа. Зачетное занятие.
Творческие практические
показы, наблюдение,
анализ и оценка
Результативность
самостоятельности в
приобретении навыков и
умений.
Концертная деятельность
Концерт для родителей.
Анализ деятельности.

2.5. Содержание учебно–тематического плана
1.Раздел. «Вводное занятие» -2 часа
Теория. (1ч) Организационная работа Подведение итогов прошедшего года. Цели и
задачи четвертого года обучения. Расписание занятий и репетиций. Беседа
руководителя с коллективом и родителями. Инструктаж по технике безопасности.
Анкетирование. Анализ работы за прошлый год.
14

Практика. (1ч) Повторение пройденного материала.
2. Раздел. «Совершенствование ЗУМ по программе 1-3 года обучения» -64часа
Теория. (10ч) Обобщение полученных практических знаний.
Элементы
классического танца. Значение постоянной отработки исполнения технически
сложных комбинаций народного танца в более сложных ритмических рисунках и
ускоренных темпах. Объяснение процесса объединения движений в более сложные
по композиции комбинации и танцевальные этюды народного танца.
Теоретическое содержание танцевальных упражнений и движений.
Практика. (54ч) Уровень выразительности исполнения. Ансамблевое исполнение
технически насыщенных танцев. Исполняются все пройденные элементы
движений в различных комбинациях и в более быстром темпе. Середина
усложняется прыжковыми комбинациями, экзерсис уменьшается, больше
времени оставляем на середину, этюды. Разучивание хореографических
композиций (исполнение отдельных фигур, элементов, отработка и соединение в
рисунок) танца
3. Раздел. «Постановочная работа»-94 часа.
Теория. (14ч) Раскрытие национального характера и манеры исполнения народного
танца. Репетиционная работа. Разучивание и отработка танцевальных композиций
согласно репертуарному плану.
Практика.(80ч) Работа над танцевальным репертуаром. Особенности
взаимоотношений партнеров в различных народных танцах. Приобретение
навыков репетиционной, исполнительской работы с хореографическим
материалом. Постановка хореографических номеров. Разучивание и отработка
танцевальных композиций согласно репертуарному плану.
Повторение разученных хореографических постановок
Постановка танцев
Репетиция танцев по частям, соединение в общую композицию
Отработка сложных комбинаций, сольных номеров
Работа над образом в танце
Работа над пластической выразительностью
Рисунок танца, синхронность
Работа в ансамбле
Генеральная репетиция.
Индивидуальная работа
Работа с солистами в танцевальных номерах по отработке сольных эпизодов танца,
отдельных элементов танца. Выработка артистизма и танцевальной
выразительности.
Импровизация
15

Создание танцевальных этюдов из пройденных движений (завязка, кульминация,
развязка). Образ. Умение работать с музыкальным материалом
4. Раздел. «Специальная танцевальная художественная работа и концертная
деятельность» -126часа.
Теория. (10ч) Психологическая подготовка к выступлению. Правила поведения.
Этика артиста.
Практика. (116ч) Сводные репетиции
Подготовка и участие в конкурсах, фестивалях, концертах. Участие в конкурсах,
фестивалях, концертах
Концертная деятельность
Мастер-классы
Выездные выступления
5. Раздел. «Итоговые занятия» -2 часа.
Практика. (1.ч)
Открытое занятие. Отчетный концерт.
Теория. (1.ч) Анализ деятельности. Поощрение учащихся.
Репертуарный план ансамбля «Дети Кавказа» на 2021– 2022 учебный год:
1.
Приветственная лезгинка.
2.
Кумыкский парный танец «Ее глаза»
3.
Характерный танец «Дух Кавказа»
4.
Девичий лирический танец «Нежность»
5.
Кумыкский свадебный танец «Сюйдюмтаякъ»
6.
Девичий аварский танец «Горянка»
7.
Аварский танец «Гергебиль»
8.
Девичий чеченский танец «Весна»
9.
Танец Поппури на дагестанские мотивы
10. Военно-патриотический танец «Дети войны»
11. Армянский танец «Кочари»
12. Танец «Дагестан»
13. Грузинский танец «Картулли»
14. Танец «Дидойский перепляс»
15. Танец «Вековой Дагестан»
3. Формы аттестации и оценочный материал.
В ходе реализации Программы используются различные виды и формы
контроля ЗУН учащихся:

Входной
контроль
(начальная
диагностика)
–
собеседование,
анкетирование;
16

Текущий контроль (промежуточная аттестация) – беседа в форме «вопросответ», беседы с элементами викторины, конкурсные программы, контрольные
задания, тестирование, концертная деятельность;

Итоговый контроль (итоговая аттестация) – зачетная работа по теме,
участие в районных, областных и всероссийских конкурсах, концертная
деятельность, разработка и защита творческих проектов.

Тематический;

Предварительный;

Фронтальный;

Индивидуальный.
Способы проверки ЗУН учащихся:

Начальная диагностика;

Промежуточная аттестация;

Итоговая аттестация. Формы проведения итогов реализации программы

Участие в конкурсах

Участие в концертах

Защита творческих работ и проектов


Диагностика хореографических способностей
по методике Э.П. Костиной.
Обследование детей прослеживается на занятиях по хореографии. Во время
занятий наблюдается выполнение танцевальных элементов, музыкальноритмических упражнений, манера и характер исполнения движений,
эмоциональное восприятие музыкального сопровождения и определяется уровень
способности каждого ребенка.
Рекомендуемая методика предполагает общую систему оценки хореографических
способностей по 3-балльной шкале.
3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные
задания;
1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь
взрослого не принимает.
Высоким результатом хореографических способностей детей можно считать
средний балл от 2,3 до 3.
Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.
Низкий уровень 1,4 балла и ниже.
По результатам диагностики определяются дети, кому необходимы
индивидуальные занятия по хореографии.

17

Мониторинг распределяется по оценочным таблицам. Результаты (высокий,
средний, низкий) оценивались по показателям качества освоения ребенком
музыкально-ритмической деятельности:
1. Интерес и потребность к восприятию музыки и движений
2. Интерес и потребность к исполнению музыкально-ритмических движений
3. Наличие творчества в исполнении выразительности фиксированных движений
игр и плясок.
Показатели качества освоения ребенком
музыкально-ритмической деятельности (по Э.П.Костиной)
Ф.И.
О.
дете
й

I. Интерес и потребность к
восприятию
музыки
и движений.
Целостн Восприя Воспр
ое
тие
иятие
Восприя азбуки ориент
тие
основны ировки
деятельн х видов
в
ости:
движени простр
восприя
й
анстве.
тие
музыкал
выразит
ьноельност ритмиче
и,
ской
игровог деятельн
о
ости:
содержа основны
ния,
х,
пониман сюжетно
ие
сюжета образны
игры
хи
или
танцевал
компози
ьных
ции
танца.

II. Интерес и потребность к
исполнению музыкальноритмических движений

III. Наличие творчества в
исполнении
выразительности фик.
движений игры плясок
Выразит Наличие Самосто Творческая Творческая
ельность развитог ятельнос импровиза импровиза
исполне
о
ть
ция
ция в
ния
чувства исполне
передачи
свободной
музыкал ансамбл
ния
игрового
пляске
ьноя.
упражне
образа.
ритмиче
ний,
ского
танцев и
репертуа
др.
ра:
передача
характер
а,
сюжета
игры,
компози
ции
танца.

Ср. балл

при-топы

Финалы
танцев

комбинирование

выброс ноги
и виды
растяжей

боковой ход
с позициями
рук

классически
й танец

виды ковырялок

ходы
народов сев.
Кавказа

ходы
народов
Дагестана

двойной шаг

Ф.И.О

№

проходка с
позициями
рук

Критерии оценки учащихся 1 года обучения Ансамбля «Дети Кавказа»

1
2

18

ср.
балл

комби-нирование

полубоковая ковыр. с
добавлением
шагов

ножницы,
перескок,

выброс ноги и
виды растя-жей

боковой ход с
позициями рук и
различные
повороты

класс.танец
шэнэ

виды ковырялок

ходы народов
сев. Кавказа

ходы народов
Дагестана

Ф.И.О

№

проходка с
поз,рук и
двойным шагом

Критерии оценки учащихся 2года обучения ансамбля Дети Кавказа.

1
2

ср.
балл

исполнения
танца

финалы танца

ножниц, перескок
гасмы

выброс ноги и
виды растя-жей

боковой ход с
позиц-ми рук и
различные
повороты

класс. танец
шэнэ

виды ковы-рялок

ходы народов сев.
Кавказа

ходы народов
Дагестана

Ф.И.О

№

проходка с
поз,рук и
двойным шагом

Критерии оценки учащихся 3 года обучения ансамбля Дети Кавказа.

1
2

Рейтинговая таблица результативности учащихся 4года обучения
ансамбля Дети Кавказа.
№

ФИО
учащихся

Название
Уровень
мероприятия проведения

Название
танца

Дата

Результат

1
2

4. Организационно – педагогические условия реализации программы.
4.1. Условия реализации программы.
Техническое обеспечение программы:
• Оборудованный балетными станками и зеркалами просторный класс со
специальным покрытием пола (паркет, линолеум, ковровое покрытие);
• Раздевалка для обучающихся;
• Наличие специальной танцевальной формы;
• Музыкальный материал для проведения занятий
• Наличие аудиоаппаратуры с флеш- носителем;
• Наличие музыкальной фонотеки;
• Наличие сценических костюмов;
• Наглядные пособия и методические разработки, специальная
литература.
19

4.2. Методическое обеспечение программы.
В основу программы заложены основные педагогические принципы и методы
обучения, которые реализуются в соответствии с поставленными задачами и
содержанием курса по народно-сценической хореографии. Данные методы
обучения, прежде всего, направлены на выявление и развитие природных
способностей ребёнка, реализацию его интересов, учитывая его индивидуальные
способности.
• Метод практико – ориентированной деятельности, в основе которого положены
такие методы, как упражнения, тренинги, репетиция.
• Словесные методы обучения (объяснение, диалог, беседа, консультация).
Данный метод устанавливает тесный контакт между педагогом и ребёнком, что
способствует более полному освоению программы по хореографии.
• Наглядный метод обучения является одним из основных в программе обучения
хореографии, т.к. именно через показ упражнений, танцевальной комбинации или
танца происходит освоение и познание ребёнком хореографического искусства;
использование фотографий и рисунков, видеоматериалов.
• Метод игры. Использование различных игр: развивающих, познавательных,
народных, а также игры, способствующие развитию музыкального слуха,
внимания, глазомера, воображения у детей с учётом танцевальной специфики
программы.
• Проведение занятий с использованием средств культуры, использование музыки,
литературы и видео в построении занятий.
• Психологические и социологические методы, проведение анкетирования,
психологических тестов для выявления индивидуальных личностных качеств
ребёнка.
• Метод требования: (совет, убеждение, одобрение, приучение). Данный метод
позволяет сформировать волевую сферу личности ребёнка. В процессе освоения
программы используется форма прямого требования, где освоение происходит
путём конкретных требований с использованием понятных формулировок, и
косвенного требования, где создаются ситуации для вызова у ребёнка
неподдельного интереса, стремления постичь «мир танца». Для использования
данного метода мы прибегаем к игре в воображения.
• Упражнение - многократное выполнение задаваемых действий, доведение их до
автоматизма. Результатом упражнения является формирование устойчивых качеств
личности.
• Метод стимулирования - в основе лежит формирование у детей осознанных
побуждений к достижению определённой цели. Поощрение – как положительная
оценка деятельности ребёнка; в свою очередь способствует положительному
закреплению навыков, полученных в работе с танцевальным материалом.

20

• Наказание в виде замечания, также должно использоваться для предупреждения
нежелательных поступков и поведения ребёнка.
• Метод мотивации. Способствовать созданию на занятиях ситуации успеха
обучающихся (совет, настрой, презентация).
• Анализ деятельности. Данный метод может использоваться для подведения
итогов работы, а также при формировании танцевального репертуара и отработки
танцевальных номеров.
• Метод воспитывающих ситуаций (ситуация свободного выбора)- в определённой
ситуации предоставляется возможность самостоятельно решить определённую
проблему (будь то достижение танцевальных успехов или поведение в коллективе).
Используется форма самоконтроля и взаимооценки.
• Метод внушения. Данный метод воздействует на эмоциональную сферу и
формирует у ребёнка определённые навыки в управлении своими эмоциями и
чувствами (положительное воздействие - настрой слова, разъяснение, мимика и
жесты). Занятия на каждом этапе обучения строятся последующей схеме:
подготовительная часть, основная часть, заключительная часть. При обучении и
разучивании танцев важное место на занятиях отводится тренажу - это
определённая система тренировочных упражнений, которые помогают
обучающимся легче разучить и усвоить танцевальный репертуар. Построенные по
степени усложнения, упражнения подготавливают к более сложным движениям, и
физической нагрузке, укрепляют мышцы спины и ног, способствуют координации
движений. Каждый элемент танца раскладывается на ряд более простых движений.
По мере усвоения схемы движения добавляются детали, постепенно доводящие
данный элемент до его законченной формы. Обычно педагог показывает и
объясняет движения, проделывает их совместно с детьми сначала в медленном
темпе, со счётом вслух, без музыкального сопровождения; затем с музыкой — в
спокойном 26 темпе, пока они не будут усвоены обучающимися. На последнем
занятии повторяются и закрепляются эти движения, постепенно совершенствуя их
и сочетая с элементами танца. Параллельно с отрабатыванием движений ног, рук и
корпуса, идет работа над выразительностью мимики лица, выражением глаз.
Чувствуя и пропуская через себя образ, который дети воплощают в танце, они с
большим удовольствием работают над артистичностью исполнения танца. На
первых годах обучения преобладает подражательный характер усвоения
программы, тогда как на третьем и четвёртом годах - поисковый,
коммуникативный.
Теоретическая часть даётся по ходу занятий в соответствии с содержанием нового
материала - историческая справка, сведения о жизни и творчестве выдающихся
танцоров, характере музыкальных произведений в сочетании с танцевальными
движениями, этика поведения и сценическая культура. Практическая часть зависит

21

от уровня навыков, желания ребёнка (особенно на начальном этапе), сложности
отдельных элементов танца.
Основная часть занятия - разучивание танца. Сначала даётся общее представление
о цели — показ танца в законченной форме. Приступая к разбору и разучиванию
танца, сначала прослушивается музыка к нему, определяется характер, стиль,
разучиваются отдельные движения танца и лишь затем вся композиция. Главным
приёмом в работе над танцем является развитие самостоятельности и инициативы
у ребят, подчёркивание их индивидуальности. Детям предлагается составлять
небольшие танцевальные композиции, вносить элементы импровизации,
способствуя развитию творческой активности. Организация творческой
деятельности позволяет педагогу увидеть характер в ребёнке, выявить движения
его души, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста,
потребности, в данного рода деятельности, выявить и развить его творческий
потенциал. На выявление и развитие индивидуальности обучающихся, отводится
не менее 5 минут на каждом занятии. Это и работа с детьми, требующими
повторного показа, дополнительного объяснения или подсказки педагога, как легче
и грамотнее выполнить то или иное упражнение, танцевальное движение или
сложный элемент танца. С целью развития эмоциональности, выразительности в
исполнительской деятельности, творческих способностей и актёрского мастерства
используется просмотр видеоматериала занятий и концертов с последующим их
анализом и обсуждением с участниками студии. Для изучения или закрепления
новых, сложных или трудных движений танца используется приём выполнения
упражнений детьми по очереди с последующим анализом результатов педагогом
или самими обучающимися (сравнение, выявление удач и ошибок), показ
элементов движений педагогом или детьми, усвоившими разучиваемое движение.
Все замечания по ходу занятия делаются в спокойной, требовательной, но
доброжелательной форме, без намёка на унижение личности ребёнка, с
обязательными элементами поощрения и похвалы даже самых незначительных
успехов обучающегося.
Занятия проводятся по группам, и в зависимость от цели и задач занятия обучение
проводится совместно или раздельно - мальчики и девочки. Группы формируются
по годам обучения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся. Коллективная форма проведения занятий дают возможность более
продуктивно влиять на выработку у детей норм и правил высоконравственного
поведения, добиваться сплочения коллектива, наладить дружбу, здоровые
отношения между членами коллектива чему способствует дружеская атмосфера
совместного творчества, делового содружества, взаимопонимания и полного
доверия между педагогами и детьми. Важным моментом в реализации данной
программы является создание творческой атмосферы, которая позволяет
ненавязчиво, исподволь заниматься обучением и воспитанием с учётом специфики
22

занятий хореографией. Это творческие ситуации, творческие и проблемные
задания, игровые приёмы (индивидуальные и коллективные). В целях сплочения
коллектива детей и взрослых проводится разнообразная и систематическая работа
совместно с родителями: посещение выступлений профессиональных
танцевальных ансамблей и самодеятельных коллективов; посещение выставочных
залов, концертов, театров; просмотр видеофильмов с записями выступлений и
репетиционных моментов ансамблей народного танца; организация семейных и
общественных праздников.
4.3. Информационное обеспечение программы:
• Наличие сети интернет;
• Видео- и фотоаппаратура.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гусев Т.П. Методика преподавания народного танца. Москва: Владос, 2002 г.
2. Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е.
Народносценический танец. М., "Искусство". 1976 г.
3. Климов А. Методические советы по изучению основных элементов русского
народного танца.
4. Климов А. Основы русского народного танца. М., 2004.
5. Тарасов Н. Классический танец.
6. Ткаченко Т. Народный танец. М., "Искусство". 1967 г.
7. Устинова Т. Русский народный танец. М., "Молодая гвардия". 1976 г.
8. Матвеев В. Ф. М33 Теория и методика преподавания русского народного танца:
Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 1999. — 272 с.
9. Аджиев А.М. Многообразие и единство в фольклоре народов Северного Кавказа
– Махачкала 1985г.
10. Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. – Грозный; Чеч-Инг.изд. –
полигр. Об-ние «Книга»1990
11. Умаханова А.М. Хореографическое искусство народов Дагестана: Генезис,
традиции, формы выразительности / Отв.ред. К.И. Абуков / - Махачкала 2004.
4.4. Исходными документами для составления общеобразовательной
общеразвивающей программы «Ансамбля национального танца» являются:
• Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»; гл.10 ст,75
• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года №1008;
• Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
23

образования детей (СанПин 2.4.4. 3172-14), утвержденными постановлением
Главного государственного врача РФ от 04.07.2014 №41, зарегистрированными в
Министерстве юстиции Российской Федерации 20.08.2014 № 33660;

Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от
11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей».

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№1726-р)

Письмо Минобнауки РФ от 14 декабря 2015 г. №09-3564 «О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
(ссылка на ст.34, часть 1 п. 7 ФЗ№273)

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29мая 2015 г. №996-р)

Локальные нормативные акты:
- Устав МБ УДО «Дворец детского творчества г. Буйнакск»;
- Положение о правилах приема, перевода и отчисления учащихся.

24

Приложение 5

Реализация программы
1-й год обучения

25

Приложение 6

2-й год обучения

26

Приложение 7

3-й год обучения

27

Приложение 8

4-й год обучения

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87237)2-68-94

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».