1 1. Пояснительная записка Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Дизайнер» художественной направленности направлена на овладение обучающимися основными приёмами декоративно прикладного искусства в области дизайнерского искусства, развитие у них интереса к культуре своей Родины, знаниям народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения и правильного представления о взаимосвязи «Природа - Человек - Предметная среда». Уровень программы – базовый. 1.1. Актуальность программы. Предлагаемая программа сочетает в себе занятия различными видами деятельности в рамках декоративно-прикладного творчества. Она является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Занятия в детском объединении «Дизайнер» имеют огромное значение в становлении личности ребёнка. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области декоративно-прикладного искусства, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что то создавать своими руками. Воплощение своей фантазии в жизнь не только дает выход творческой энергии ребенка, но и имеет практическую пользу. Лепка, вырезание, рисование, плетение и аппликация, квиллинг и многое другое – развивает координацию движений и глазомер. По мере освоения обучающимися техники работ развиваются осязательные навыки, необходимы в любой трудовой деятельности. Так же творческая деятельность является замечательным средством развития мелкой моторики, что, как известно, положительно сказывается на речи и мышлении детей. Развитие мелкой моторики рук очень актуально для младших школьников. 1.2. Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения по данной программе создаются благоприятные условия для интеллектуального, духовного, эстетического воспитания личности детей, проявляющих интерес к дизайну социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся. 1.3. Педагогическая целесообразность. Детям, занимающимся декоративно прикладным искусством, важно попробовать себя в ряде направлений - это позволит найти наиболее близкий ребёнку вид деятельности, где бы он наилучшим образом смог реализовать собственные возможности. 2 Особенность данной программы заключается в том, что содержание разделов и тем включает многообразие видов заданий. Именно такую возможность и предоставляют занятия декоративно - прикладным творчеством в системе дополнительного образования детей. Программа предусматривает постепенный переход от более простых техник изготовления изделий к более сложным техникам. В отличие от аналогов, в данной программе особое внимание уделяется выполнению учащимися индивидуальных творческих заданий в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их способности усваивать материал. Настоящая программа как раз и предназначена для развития творческих задатков детей в различных видах художественно-эстетической деятельности, пробуждает интерес к занятиям, вызывает желание творить самостоятельно. 1.4. Цель и задачи программы: Целью программы является эстетическое развитие личности ребенка через обучение его законам гармонии и композиции и раскрытие индивидуальных, творческих способностей детей. Задачи программы: обучающие: - обучение основам дизайна; - формирование художественных знаний, умений и навыков; - изучение основ различных техник декоративно-прикладного творчества; - овладение практическими навыками и приёмами изготовления и декорирования изделий; развивающие: - развитие художественно-творческих способностей; - развитие индивидуально выраженных способностей; - развитие художественно-эстетического вкуса; - развитие зрительного восприятия, чувства вкуса, композиционной культуры; - формировать интерес к различным видам декоративно-прикладного искусства; воспитательные: - воспитание нравственных качеств; - воспитание эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира; - воспитание стремления к качеству выполняемых изделий; - воспитание чувства удовлетворения от творческого процесса и от результата труда. 1.5.Срок освоения программы, формы и режим занятий. Программа рассчитана на 1 год обучения. В учебном плане детского объединения «Дизайнер» предусмотрено 216 часов учебных занятий на год, занятия 3 проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа продолжительностью 45 минут с перерывом между ними 5 минут. Группы обучающихся комплектуется в составе не менее 15 человек. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 7-12 лет. Форма обучения: очная. Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: -индивидуальная; -индивидуально – групповая; -групповая (или в парах); -практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием учащихся; -фронтальная; -экскурсия; -конкурс; -выставка; -беседа; -викторина; -игра. В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их переутомления. При этом полученные детьми знания и практические навыки закрепляются через задания, связанные с созданием понятных им образов, иллюстрацией знакомых сказок и т.п. 1.6. Планируемые результаты. К концу обучения учащиеся должны и уметь: - овладеть основами дизайна; - овладеть художественными знаниями, умениями и навыками; - получить творческий опыт в построении тематических композиций; - сформировать авторскую позицию; -сформировать поисковую способность выражения своей позиции; - выполнять разными способами и средствами объекты дизайна, лепить из пластилина и создавать конструкции и композиции из бумаги, природных материалов; -владеть знаниями и умениями технологий выполнения объектов дизайна в разных техниках. 4 Работы учащихся должны отличатся аккуратностью и высоким качеством исполнения. Обучающиеся должны быть готовы к выполнению самостоятельной работы разной степени сложности. 2. Содержание программы 2.1. Учебно-тематический план № п/п Наименование темы, разделов I. Вводное занятие 2 2 - Устный опрос II. 34 8 26 Дискуссия - беседа, III. Поделки из природного материала Бумагопластика 30 8 22 IV. Новогодний дизайн 24 6 18 V. Квиллинг 28 4 24 VI. Лепка 20 2 18 VII. 20 2 18 IX. Искусство составление букетов из различных материалов Вторая жизнь старых вещей своими руками Аксессуары для кухни X. VIII. Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации работа на пленере, тестирование, вопросответ, учебная игра, творческие работы конкурс поделок, выставка, участие детей в 20 4 16 14 2 12 Подведение итогов года 2 2 - ИТОГО: 216 часов 40 176 выставках разного уровня Отчетная выставка, тестирование 2.2. Содержание программы I. Вводное занятие -2 часа: Теория- 2ч.: Введение в программу. Основы дизайна, виды дизайна, (композиция, флористика, понятие о фитодизайне) программный материал, литература, показ изделий. Инструменты и материалы. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами. II. Поделки из природного материала: 34часа: Теория – 8 ч.: Природный материал и его обработка. Изучение свойств засушенных листьев и цветов. Художественно – композиционные принципы, законы и типы композиции. Топиарий. Икебана. Составление цветовой гаммы. Практика - 26 ч.: Заготовка природного материала и его обработка. Изготовление панно, картин, композиций, коллективных панно из сухоцветов. Топиарий и «Икебана» с использованием природных материалов. 5 III. Бумагопластика - 30 часов: Теория - 8ч.: Объемное конструирование из бумаги. Знакомство с техникой бумагопластика. Искусство Кардмейкинг. Виды техник – айрисфолдинг. Искусство скрапбукинг. Практика - 22 ч.: Обьемные фрукты из цветной бумаги. Изготовление открытки в технике айрисфолдинг. Изготовление альбома в стиле скрапбугинг. Праздничные объемные открытки. Изготовление открытки 3д «сердечко» IV. Новогодний дизайн – 24 часа: Теория- 6ч.: Символ «Нового года». Новогодний декор в разных стилях. Технология изготовления елочных украшений. Новогоднее дизайнерское оформление. Практика - 18ч.: Изготовление сувенира» Символ года». Изготовление 3 д снежинок в разной технике. Новогодняя композиция с использованием природного материала и пластиковых бутылок. Изготовление новогодних открыток в стиле Кардмейкинг. V. Квиллинг - 28 часов: Теория- 4ч.: История возникновения техники квиллинг. Знакомство с базовыми основными элементами техники квиллинг. основные формы квилинга: тугая спираль, свободная спираль, капля и изогнутая капля, глаз, ромб, усики и др. Практика - 24ч.: Панно «Веточка рябины» в технике квиллинг. Изготовление «Ромашки» с использованием формы «капля». Изготовление «Бабочки» с использованием формы «глаз, ромб и усики». Снежинки в технике «квиллинг». Изготовление «Розы» с использованием формы «спираль». VI. Лепка - 20 часов: Теория- 2ч.: Из истории о соленом тесте. Изготовление теста. Вымешивание теста. Окрашивание. Составление цветовой гаммы. Хранение теста. Набор инструментов. Правила по техники безопасности Практика - 18ч.: Замешивание теста. Приемы раскатывания теста. Сушка. Окрашивание. Изготовление корзины из жгутиков. Рамочки для фото из соленого теста. Фруктовое панно из соленого теста. Коллективная работа – панно «Композиция грибная поляна» VII. Искусство составления букетов из различных материалов - 20 часов. Теория- 2ч.: Дать представление об искусстве составление букетов. Используемые материалы и инструменты. Принципы составления композиций. 6 Практика - 18ч.: Композиция «Конфетный букет». Композиция «тюльпаны» из гофрированной бумаги. «Букет нарциссов» из цветной бумаги. «Букет калл» из гофрированной бумаги. VIII. Вторая жизнь старых вещей своими руками - 20 часов. Теория- 4ч.: Заготовка бросового материала ( пластиковые бутылки, стаканчики, пластиковая разовая посуда, разнообразная фурнитура, цветные карандаши, картон, лоскутки и др.) инструменты. Практика - 16ч.: Изготовление поделок из бросового материала, художественное оформление предметов. IX. Аксессуары для кухни - 14часов. Теория- 2ч.: Декоративные элементы для кухни своими руками из подручных, природных и бросовых материалов. Инструменты. Техника безопасности. Практика - 14ч.: Сувенир «Парящая чашка», «Декор вазы», различные аксессуары, панно, картины, обереги и др. X. Подведение итогов года – 2 часа. Теория- 2ч.: Диагностика результативности за учебный год. Отчетная выставка работ учащихся. 3. Формы аттестации и оценочные материалы Основными формами подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы «Дизайнер» являются: тестирование (или опрос) и выставка. Система контроля включает в себя участие детей в выставках разного уровня (институционных, городских, республиканских, всероссийских), где ребята получают дипломы и грамоты, а также оценку своей творческой работы. Виды контроля: - текущий контроль - оценка исходного (начального) уровня знаний обучающихся еред началом образовательного процесса по программе (в начале учебного года с 15 по 20 сентября), а так же изучение динамики освоения детьми программы, личностного развития (в середине учебного года с 15 по 25 декабря); - итоговая аттестация - проверка освоения детьми программы (в конце учебного года с 15 по 25 мая). 3.1.Тесты для проведения срезов ЗУН 1. Что такое флористика? а) это раздел занимается описанием растений б) это раздел занимается описанием животных в) это раздел занимается описанием водоплавающих. 7 2. Что такое дизайн? а) художественное проектирование предметов б) природные материалы в) ткани, шерсти. 3. Что такое композиция? а) целостность предметов б) воды в) песка. 4. Что такое природный материал? а) ткань, ручка, книга .... б) камень, листья, крупы, песок в) одежда. 5. Назвать виды дизайна? а) интерьера, ландшафта, мебели б) листьев, деревьев, природного материала в) красок, кистей, клея. 6. Что такое аксессуары? а) вспомогательная часть чего - либо б) главная часть чего - либо в) не нужная часть. 7. Что такое квиллинг? а) название напитка б) стиль в) искусство получения разнообразных композиций из разноцветных тонких бумажных лент, которые скрученных в спирали специальным образом. 8. Что такое фитодизайн? а) озеленение интерьера б) название праздника в) название птицы. 9. Из чего состоит соленое тесто? а) из муки, воды, соли б) из муки, воды, сахара в) из муки, воды, соды. 8 10. Что такое декор? а) внутреннее пространство зданий, помещений б) совокупность элементов для украшения чего-либо в) вспомогательная часть чего – либо. 11. Топиарий – это: а) проект конструкции б) изменение естественной формы растений, придание им геометрических и фантазийных форм в) композиция из природного материала. 12. Икебана – это: а) искусство создания композиций из сухих и живых цветов, листьев, веток и корней б) экспозиция различных видов деревьев и цветов в) букет красивых цветов. 13. Бумагопластика – это: а) искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций б) техника сгибания бумаги в) сочетание бумаги с пластикой 14. Кардмейкинг – это: а) красивые большие по размеру открытки б) изготовление открыток своими руками с использованием различных подручных материалов в) техника печатания открытки в типографии. 15. Скрапбугинг – это: а) техника создания красивых бумажных альбомов б) метод выцарапывания на бумаге различных силуэтов в) один из форм для кондитерской выпечки. 16. Айрисфолдинг – это: а) радужное складывание бумаги б) модная техника рукоделия с необычными эффектами в) схемы и шаблоны для вырезания открыток. 9 4.Организационно-педагогические условия реализации программы 4.1. Техническое оснащение: 1.Наличие инструментов: - ножницы; - линейка; - карандаши; - шпажки; - клей карандаш, ПВА; - термопстолет. 2. Наличие материалов: - цветная бумага цветной картон; - гофра бумага; - пластилин; - вата, ватные диски и так далее. 3. Специальная литература. 4. Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы: - образцы поделок; - инструкционные карты; - интернет-ресурсы. В учебном помещении рекомендуется разместить застекленные витрины с выставкой кружковцев. Для проведения занятий педагогу необходимы наглядные пособия: образцы поделок, Для проведения занятий необходимо просторное светлое помещение. 4.2. Учебно-методическое обеспечение программы Для освоения данной программы на занятиях применяются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего в различных сочетаниях. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую и практическую часть. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических знаний. Теоретический материал обычно даётся в начале занятия. Новую тему, то или иное задание необходимо объяснить просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение показом наглядного материала и показом приёмов работы. Практические занятия – основная форма работы с детьми, где 10 умения закрепляются, в ходе повторения – совершенствуются, используются активные формы, стимулирующие творческие воображение, фантазию воспитанников, а на основе самостоятельных упражнений и применении отработанных на практике приёмов у детей формируются навыки работы с различными инструментами и материалами. Метод наглядности используется на теоретических и практических занятиях – это показ детям, как держать и использовать в работе инструмент, показ основных используемых природных материалов и приёмов работы с ними (сбор, засушка, переработка, хранение и использование). Важную роль выполняет здесь демонстрация образца картины, выполненной руководителем. Наглядность результата своей будущей работы, стимулирует детей, побуждает их внимательно осваивать технологический процесс. Чтобы дети овладели способом передачи элементов перспективы, усвоили представление о картине как воображаемой плоскости необходимо уделить внимание формированию умения анализировать соотношение и сочетание предметов по наблюдению, что необходимо для выработки соответствующего навыка. Формы проведения занятий разнообразны: традиционное, практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний. Особо популярны комбинированные занятия, соединяющие в себе различные методы общения с учащимися и виды деятельности, а также нетрадиционные занятия: игры, конкурсы, викторины. Выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся проходит путем тестирования, практических заданий, выставок, конкурсов. Отчет о работе творческого объединения может проходить в форме открытых занятий, праздников, викторин. Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная), материалов, технологий изготовления в рамках изученного. К каждому ребенку применяется индивидуальный подход: - осознание и признание права личности быть не похожей на других; - проявление уважения к личности; - оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков; - умение смотреть на проблему глазами ребенка; - учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность). 11 Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему. Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов. Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы: воспитывающего характера труда; научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размеренности); связи теории с практикой (практике отводится 80% учебного времени); систематичности и последовательности; доступности и посильности; сознательности и активности; наглядности; прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов). обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности; получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач; обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во время межличностного общения; обретение трудовых умений и навыков без принуждения; занятость каждого ребенка в течение всего занятия. Нагрузки во время занятий соответствуют силам и возможностям детей. Основные задачи программы — воспитания трудолюбия, уважения к людям труда, бережного отношения к окружающему миру. Не малую роль играет воспитание терпения, усидчивости, аккуратности, чувства вкуса и меры. Особенности психики школьников таковы, что им необходима частая смена видов деятельности. Невозможно на занятии требовать строгой дисциплины, т.к. это противоречит физиологии детей. Во время занятий с целью профилактики обязательно используются динамические паузы, игры, позволяющие поддерживать работоспособность детей. Различные упражнения для расслабления рук, ног отодвигают утомление, предупреждают травмы из-за невнимания, заболевания позвоночника, переутомления зрительной системы. Практикуются скрытые физкультурные паузы. Игры и игровые упражнения 12 позволяют снять эмоциональное напряжение и утомление. Учащимся разрешается передвижение по кабинету после объяснения темы. Сидение, стояние чередуются через 10 – 15 минут. Столы в кабинете расположены так, чтобы вокруг них было свободное поле. 4.3.Информационное обеспечение программы Список литературы: 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона./М.:ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2014. 2. Афонькин С.Ю. и Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.:»Аким», 1995. 3. Бардина Р.А. « Изделия народных художественных промыслов и сувениры». М., издательство «Высшая школа», 1986. 4. Беляков О.В., З.В.Богатеева «Лучшие поделки из бумаги». Просвещение,1997. 5. Букина,С. «Квиллинг: волшебство бумажных завитков».-Феникс 2002. 6. Горяинова. О, Медведева О, «Школа юного дизайнера» 2005г. 7. Г.Н. Давыдова «Поделки из бросового материала» - методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. М. «Скрипторий 2003» 2009. 8. Д. Джекинс. «Узоры и мотивы из бумажных лент». М., издательство «Континент» 9. Н.В.Дубровская «Новый Год, Рождество» - пособие для воспитателей и родителей. СПб. «Детство-пресс» 2012. 10. Жадько Е.Г. «Вазы, кашпо, декоративные бутылки». Ростов на Дону «Феникс», 2006. 11. Зимина Н.В. Шедевры из солёного теста. ООО ТД «Издательство Мир книги», 2017. 12. Коноплева Н.П. «Вторая жизнь вещей» Журнал. «Ярмарка мастеров». https//panda/ru/text78/442/1157.php 13. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция». М.., издательство «Владос», 2004 14. М.И. Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей». Ярославль, «Академия развития» 15. Поделки. Мастерим вместе с детьми. Нижний Новгород.- ЗАО «Издательство «Доброе слово» 2010 16. Рондели Д. Л. « Народное декоративно-прикладное искусство». М ., 1984.. 17. Сафонова,Е.Ю. Вместе с детьми – по ступенькам творческого роста. Дополнительное образование.- 2004.№7. 18. В.В.Серова «Вырезаем снежинки» - пособие для родителей. М. «Аст-пресс» 2011. 19. Сайт «Страна мастеров». http://stranamasterov.ru 20. Сайт «Всё для детей». http://allforchildren.ru 13 21. Скребцова Т.О. Данильченко Л.А. Соленое тесто: лепим поделки и сувениры. – Ростов н/Д Феникс, 2003 22. Д. Чиотти. «Оригинальные поделки из бумаги». М., «Издательство мир книги», 2009. 23.Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги/ –М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2016. Исходными документами для составления общеобразовательной общеразвивающей программы «Дизайнер» являются: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; гл.10 ст. 75 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р) 3. Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 4. Письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; (ссылка на ст.34, часть 1 п.7 ФЗ № 273) 5.Письмо МОиН РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6. СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41. 7. Приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 08.09.2015 №613н. 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2019г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 10. Локальные нормативные акты: - Устав МБУ ДО «Дворец детского творчества г.Буйнакск»; - Положение о правилах приема, перевода и отчисления учащихся. 14 Приложение 2 Реализация программы 15