1 2 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Страна мастериц» имеет художественную направленность. Уровень программы – базовый. Декоративные изделия создавались издревле. В разнообразии видов декоративно-прикладного творчества искусство изготовления игрушки занимает особое место, оно развивает творческие способности, фантазию, воображение, формирует художественный вкус, трудолюбие, а искусство лоскутного шитья можно сравнить с живописью. Только краски заменяет ткань, а кисть - иголка с ниткой. Учащиеся 1-год овладевают профессиональными навыками эскизной работы, умеют работать иглой, знают технику выполнения швов и изготавливают чудесные игрушки, декоративные панно, аппликации из ткани и другие оригинальные изделия на все случаи жизни, будь то эффективный аксессуар или предмет интерьера. Программа второго года обучения, направлена на обновление, то есть создание одежды разнообразного ассортимента из изделий морально устаревших. Самые удивительные проекты – как правило, те, для создания которых используются материалы, которые почти каждый из нас давно уже отправил бы в утиль. С появлением каждой новой моды старая одежда теряет свою эстетичность. У каждого в гардеробе найдутся изделия не старые, но достаточно ношенные и успевшие надоесть или вышедшие из моды. Зачастую такую одежду выкидывать жалко, а носить не хочется, что делать? Конечно же, перешить! Ведь старую вещь после переделки просто не узнать - из простой футболки или рубашки можно сшить стильное платье, а брюки переделать в кофту, юбку. Если вы не знаете, что сделать из свитера большого размера, то ответ прост: платье. Если вы сошьете его сами, оно точно будет хорошо на вас сидеть, а старый свитер обретает свою вторую жизнь и еще долго будет радовать вас. Сколько вариантов переделки одежды можно придумать только из джинсовой одежды, с самых простых до сложных! С целью экономии семейного бюджета программа предлагает создание новой одежды и различных эксклюзивных вещей. Так как обновление – значит не просто перелицевать изделие, а изготовить новое, полноценное, отвечающее всем требованиям моды, для учащихся есть большой простор для творчества. Потребность в рациональном использовании старых, отслуживших свой срок вещей. 1.1. Актуальность. Воспитание ребенка в российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования. Необходимость вхождения системы образования в рыночную экономику, которая диктует иной стиль жизни, вынуждает педагогов создать новую модель воспитания и обучения. Современная школа требует освоения новых педагогических технологий, имеющих дело с развитием личности творческой и инициативой. Акцент переносится на 3 формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Необходимо формировать у учащихся информационные компетенции. Компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умения их использовать. Какой метод обучения разрешит эту проблему? При использовании метода проектов в обучении усиливается роль межпредметныхзнаний, которые вносят коррективы в мыслительный процесс учащихся. Опыт работы показывает, что обучение наиболее эффективно при освоении модуля «Творческий проект», в основе которого лежит схема «от идеи до конечного результата»: Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задачи проекта формируются как задачи достижения цели в определенных условиях. Задачи формируются педагогом или при его активном участии в самых общих чертах так, чтобы они обязательно нуждалась в конкретизации, которую должны сделать дети. Тогда происходит личностное «присвоение» задачи, включается самостоятельное мышление по поиску способов ее решения, включается пусковой механизм творческой активности ребенка. Проектная деятельность требует от педагога создания условий для расширения познавательных интересов детей и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Творческий педагог активизирует самостоятельность и изобретательность детей. Программа «Страна мастериц» представляет систему «учебных проектов», где дети самостоятельно под наблюдением педагога постигают основы различных технологий, овладевают умениями по выполнению технологических операций, вырабатывают трудовые навыки. Содержание программы представлено блоксхемами, которые помогают учащимся выбрать тему проекта. В результате проектной деятельности формируется личность с технологическим мышлением и определенным уровнем технологической культуры. 1.2. Новизна программы заключается в способе формирования задатков ключевых компетентностей, средством же служит самостоятельная проектная деятельность учащихся под наблюдением педагога. 1.3.Цель программы: создание условий для развития личностного потенциала ребёнка, мотивации к самостоятельной творческой работе, приобщения к декоративно-прикладному искусству посредством проектно-исследовательской деятельности. Задачи программы: 4 – формирование универсальных учебных действий посредством метода проектов; – обучение основам проектной деятельности (принцип целевого сбора информации, метод сравнительной оценки первичной информации – формирование информационной компетентности); – развитие практических умений и навыков выполнения проектных работ (знание о содержании и последовательности процесса исследования, представление о ценности исследовательской деятельности исполнителей с разным уровнем подготовки) через самостоятельное выполнение исследования – формирование коммуникативной компетентности; – развитие самостоятельного образного мышления в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации; – развитие творческого воображения, внимания, наблюдательности, логического мышления при самостоятельной работе по теме; – формирование устойчивого интереса к познанию нового посредством участия в выставках, самосовершенствование; – формирование художественно-эстетических способностей; -воспитывать бережливость, экологическую сознательность; -формировать технологическую культуру; -формировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность в труде. 1.4. Объем и сроки освоения программы. Состав группы, режим и продолжительность занятий. Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год 216часов. Возрастная группа 9-16 лет. В группе занимаются 15 человек. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа; 2-й год – 216 часов. численность в группе 12 чел. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. В группы первого года обучения принимаются учащиеся, усвоившие курс общеразвивающей программы «Волшебная иголка» одного года обучения, могут поступать и вновь прибывшие при наличии определенного уровня знаний, умений, навыков по школьной программе «Технология», общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются индивидуальными занятиями. Содержание программы 1-го года обучения представлено блок-схемами, которые помогают учащимся выбрать тему проекта. В группе 2-го года обучаются учащиеся, усвоившие программу «Страна мастериц» 1-го года обучения. Содержание программы второго года обучения из « старого-новое» дает возможность учащимся для реализации творческого потенциала, самостоятельности в самореализации, где педагог выступает в роли тьютора. 1.5. Планируемые результаты. В процессе усвоения программы 1-го года обучения учащиеся должны знать и уметь: 5 - общие представления о проекте: определение, особенности работы, виды проектов и их отличительные черты, особенности групповой, работы, этапы работы над проектом (создание проектного продукта), способы работы с источниками информации и обработка собранного материала, методы подготовки устного выступления; - основные понятия проектно-исследовательской деятельности: цель, задачи, дисциплина и свобода выбора; - соблюдать правила техники безопасности во время работы; - использовать знания из области общеобразовательных дисциплин; - уметь проводить анализ базовой конструкции изделия по выбору; - самостоятельно уметь составлять эскизы и чертежи; - уметь составлять технологическую карту изготовления изделия по выбору; - в совершенстве владеть технологическим процессом изготовления изделия; - объяснять значение изучаемых терминов, понятий и правильно использовать их в текстовой части проекта или при выступлении; - уметь грамотно обосновать и защитить собственный проект; - самостоятельно находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета). В конце курса 2-го года обучения учащиеся должны знать и уметь: - разрабатывать конструкции моделей; - в совершенстве знать технологический процесс обработки деталей одежды при пошиве; - моделировать поясные и плечевые изделия; - разработать проект «От эскиза до модели», грамотно обосновать и защитить его; - демонстрировать одежду разного ассортимента в сопровождении музыки на творческих конкурсах разного уровня. 2. Содержание программы 2.1. Учебно-тематический план 1-ый год обучения № п/п ТЕМЫ Всего Кол-во часов Теория Практика 1. Введение в программу. Обсуждение проблемы, постановка целей и задач 2 2 - 2. Блок – «Аппликация» 72 14 58 6 3. Блок – «Игрушка» 76 10 66 4. Блок – «Искусственные цветы » 64 10 54 5. Подведение итогов 2 2 - 216 38 178 6. ИТОГО: 7 Блок – «Аппликация» 2.2.Тематический план занятий Содержание проекта Обсуждение проблемы, постановка целей и задач Беседа: Аппликация: – элемент интерьера; - кухонная утварь; - в одежде; - в аксессуарах. Мотив деятельности по проекту Самостоятельная работа с литературой. Свойства и характеристика используемых материалов. Выполнение эскизов моделей изделия. Парад моделей Количество часов 4 2 6 Обоснование выбранных моделей для их реализации, экспертная оценка аналогов проектируемых изделий Самостоятельная работа: придумать соответствующий вид и форму, выбранной аппликации. Разработка требований к проектируемому изделию. 2 Творческие идеи и замыслы. Выбор лучшей идеи, её обоснование и проработка. Составление «технолого-инструкционной карты поузловой обработке и созданию изделия». 6 Разработка лекал 6 6 Изготовление проектируемого изделия. Функциональность конструкции, эстетическое оформление, экологическая безопасность, экономическая оценка изделия. Самооценка, самоанализ. 36 Подготовить презентацию с демонстрацией модели, обоснованием и выводами. 4 Всего: 72 8 Блок-схема Панно Настенные карманы Шкатулки Аппликация в интерьере Фоторамки Аппликация Открытки Кухонная утварь Прихватки В одежде В аксессуарах Сумки В национальной В современной Шляпы Кошельки Фартуки 9 Блок – «Игрушка» 2.3.Тематический план занятий Содержание проекта Обсуждение проблемы, постановка целей и задач Беседа: Игрушки: – элемент интерьера детской комнаты; - развивающие; - куклы. Мотив деятельности по проекту Самостоятельная работа с литературой. Свойства и характеристика используемых материалов. Выполнение эскизов моделей изделия. Парад моделей Количество часов 2 2 4 Обоснование выбранных моделей для их реализации, экспертная оценка аналогов проектируемых изделий Самостоятельная работа: придумать конструкцию выбранной игрушки. Разработка требований к проектируемому изделию. 2 Творческие идеи и замыслы. Выбор лучшей идеи, её обоснование и проработка. Составление «технолого-инструкционной карты поузловой обработке и сборке изделия». 8 Разработка лекал 6 6 Изготовление проектируемого изделия. Функциональность конструкции, эстетическое оформление, экологическая безопасность, экономическая оценка изделия. Самооценка, самоанализ. 44 Подготовить презентацию с демонстрацией модели, обоснованием и выводами. 2 Всего: 76 10 Блок-схема Игрушка «засыпанка» Игрушка подушка Напольные (игрушкиковрики) Игрушки помощники Игрушка элемент интерьера Развивающие игрушки Куклы Игрушки марионетки Игрушка мебель Игрушка трансформер Игрушка Куклы Настенные (игрушкикарман) Тряпичные куклы Игрушки из мультфильмов 11 Блок – «Искусственные цветы» 2.4. Тематический план занятий Содержание проекта Обсуждение проблемы, постановка целей и задач Беседа: Искусственные цветы: – в интерьере; - в поэмах; - в сказках; - элементы декора в одежде; - в аксессуарах. Мотив деятельности по проекту Самостоятельная работа с литературой. Свойства и характеристика используемых материалов. Выполнение эскизов моделей изделия. Парад моделей Количество часов 2 2 6 Обоснование выбранных моделей для их реализации, экспертная оценка аналогов проектируемых изделий Самостоятельная работа: придумать соответствующую композицию. Разработка требований к проектируемому изделию. 4 Творческие идеи и замыслы. Выбор лучшей идеи, её обоснование и проработка. Составление «технолого-инструкционной карты по обработке и сборке изделия». 6 Разработка лекал Изготовление проектируемого изделия. Функциональность конструкции, эстетическое оформление, экологическая безопасность, экономическая оценка изделия. Самооценка, самоанализ. Подготовить презентацию с демонстрацией модели, обоснованием и выводами. Всего: 4 4 34 2 64 12 Блок-схема Панно Букет Подушки Шкатулки Книжки раскладушки В интерьере Фоторамки Открытки Элементы декора в одежде Искусственные Сумки В аксессуарах цветы Ободки Броши В национальной В современной Цветы в поэмах Цветы в сказках Шляпы Кошельки 13 2.5. Учебно - тематический план ( 2-ой год обучения) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Темы Введение в программу. Обсуждение проблемы, постановка целей и задач. Повторение курса 1-го года обучения Обновить одежду – значит снова сделать модной Разработка конструкций моделей Кол-во часов Всего Теория Практика 3 1 2 36 12 24 39 9 30 Технологическая обработка деталей одежды при пошиве Презентация моделей. Защита проектов. 63 5 58 72 3 69 Подведение итогов 3 3 - 216 33 183 ИТОГО: 2.6. Содержание программы 2-го года обучения 1. Введение в программу – 3часа Теория – 1 час: Введение в программу. Обсуждение проблемы, постановка целей и задач. Практика – 2 часа: Повторение курса 1-го года обучения: поделки-сувениры, игрушки из устаревшей одежды. 2. Обновить одежду – значит снова сделать модной –36часов Теория –12 часов - Что такое мода, направления моды. Стиль в одежде, форма одежды. Конструктивные линии и декоративные линии.Фигура, пропорции, силуэт. История костюма. Развитие новых форм одежды. Мода на сегодня. Знакомство с профессиями: модельер – конструктор, модельер-закройщик, модельер-дизайнер. Одежда для молодежи. Ремонт и обновление одежды. Краткие сведения о ремонте одежды: мелкий ремонт, средний и крупный. Обновление одежды без перекроя, с частичным перекроем и полным перекроем. Практика-24часа. Создание эскизов изделий обновленного ассортимента из старой одежды. Обновление одежды без перекроя. 14 3. Разработка конструкций моделей – 39 часов. Теория – 9 часов - Особенности телосложения женских фигур. Измерение фигуры. Прибавки на свободное облегание. Поясные изделия. Плечевые изделия. Практика – 30 часов - Поясные изделия. Построение базового лекала. Моделирование поясных изделий. Эскиз модели (из старой одежды изделия обновленного ассортимента). Плечевые изделия. Построение базового лекала. Моделирование плечевых изделий. Эскиз модели (из старой одежды изделия обновленного ассортимента). 4. Технологическая обработка деталей одежды при пошиве – 63часа. Теория –5 часов - Повторение: технологическая обработка, виды использованных ручных и машинных швов; окончательная обработка. Практика –58 часов - Моделирование поясных и плечевых изделий «Из старого – новое». Восстановление одежды с перекроем по различным вариантам. Самостоятельная творческая работа учащихся «От эскиза до модели». Подготовка работ и участие в творческих выставках. 5. Презентация моделей. Защита проектов. – 72 часа. Теория – 3часа: Моделирование с использованием национальных традиций. Технологическая обработка изделия (с поузловой ВТО). Художественнодекоративная отделка изделия. Дефиле, или подиумный шаг. Понятие «дефиле» как свободное движение по подиуму на основе музыки, выстроенное в композицию в соответствии с замыслом демонстрации модели.Рекомендации к выработке правильной походки.Походка. Типы походок. Осанка формирует походку. Походка и здоровье. Правильная походка. Практика – 69 часов: Творческая работа: технология изготовления; выбор технического решения каждой работы. Воплощение в жизнь. Просмотр видеозаписи движения манекенщиц.Наблюдение за походками учащихся. Анализ. Изображение разнообразных походок людей в импровизации. Демонстрация подиумного шага и его отработка. Защита проектов «От эскиза до модели», показ моделей на подиуме. 6. Подведение итогов учебного года- 3 часа. Поощрение лучших учащихся. 3. Формы аттестации и оценочные материалы Для контроля качества усвоения программы имеется разработанная система контроля результативности ЗУН в различной форме: практические задания, самостоятельная творческая работа, результаты участия в выставках-конкурсах 15 разного уровня, проектная деятельность, которые достижение учащимися планируемых результатов. позволяют определить Структура учебного проекта Каждый этап работы над проектом должен иметь задачи и конкретный продукт Первый этап Стартовый Разработка и выполнение проекта по изготовлению изделия из ткани: анализ базовой конструкции изделия (например, тряпичная кукла); демонстрация педагогу процесса изготовления изделия; анализ по технологической карте этапов изготовления изделия; изучение метода гармоничного моделирования формы; изучение методов поиска конструкторского решения (обоснование принятых и отвергнутых вариантов); расчет себестоимости изделия. Второй этап Практическая реализация выбор технологии изготовления продукта; процесс конструирования, разработки технологий изготовления игрушки, эскизов, чертежей; разработка рекламы изделия. практическое применение изделия Третий этап Защита представления хода работы, обсуждения вариантов идей и их выбора; оценка своего труда по критериям: новизна и функциональность конструкции, наличие разнообразных форм и видов деятельности, эстетическое оформление, экологическая безопасность, экономическая целесообразность. демонстрация изделий и фотоматериалов их использования вывод из проделанной работы Любую технологию проекта по выбору учащихся из блока программы реализуемую на занятиях можно представить как: Актуальность проблемы: потребность в рациональном использовании старых, отслуживших свой срок вещей. Экологический аспект проекта: утилизация старых вещей. Прагматическая цель: разработать технологию изготовления изделия по собственному выбору из вторсырья бытового обихода и промышленных отходов. ПРОБЛЕМА- актуальная, исследовательская, информационная, практическая. Она обуславливает мотив деятельности, направленный на разрешение проблемы. ПРОЕКТИРОВАНИЕ - планирование, пооперационная разработка, реализация и оценка проектов. Степень самостоятельности детей зависит: от возрастных и 16 индивидуальных особенностей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ– информация должна быть найдена, обработана, осмыслена и представлена. ПРОДУКТ- это средство, которое разработали участники проекта для разрешения поставленной проблемы, это их воплощенный замысел. ПРЕЗЕНТАЦИЯ - представление продукта своей деятельности, хода работы. Это так называемая «рефлексия деятельности». Для детей момент презентации – предъявление роста своей компетентности, самоанализ. ПОРТФОЛИО – папка, в которой собраны рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и др. Вопросы для защиты проекта: 1. Какова была цель вашего проекта? 2. Как можно с пользой использовать старые вещи из домашнего обихода? 3. Какие полезные вещи могут сократить количество текстильных отходов? 4. Какие материалы вы использовали для решения вашей проблемы? 5. Какие новые технологии изготовления изделия вы освоили? 6. Как сделать изделие многофункциональным? И т.д. 4. Организационно-педагогические условия реализации программы 4.1.Учебно-методическое обеспечение программы Образовательный процесс, включает в себя различные методы обучения: - репродуктивный (воспроизводящий); - объяснительно иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); - проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); - проектная деятельность. В проведении занятий используются формы индивидуальной, групповой работы и коллективного творчества. Теоретическая часть проводится в форме бесед с просмотром иллюстраций, наглядного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Эффективность обучения повышается при введении элементов проблемности. Постановка и решение проблемных задач развивает творческие способности, делает труд более осмысленным. Очень важно озадачить учащихся поиском самостоятельного решения, а не сразу давать готовый ответ. Когда навыки будут сформированы, можно предложить детям создавать различные композиции из отдельных элементов. Таким образом, комплексное использование методов 17 обучения повышает надежность условия информации, делает учебный процесс более эффективным. Подчеркнуть важность правил подобранного материала для эстетического вида готовой работы. Проявление внимания в процессе подготовки деталей, составленный для себя план сборки и выбор определенного вида завершенности работы даст в результате эмоциональное удовлетворение проделанной работой. Полученные знания и умения дадут учащимся возможность применить их в быту, украшении одежды, интерьера. Этот вид деятельности развивает у учащихся фантазию, внимательность, глазомер. Формы проведения занятий разнообразны: традиционное, практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний. Особо популярны комбинированные занятия, соединяющие в себе различные методы общения с учащимися и виды деятельности, а также нетрадиционные занятия: игры, конкурсы, викторины, проектная деятельность. Выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся проходит путем практических заданий и защиты творческих проектов. Главной целью использования метода проектов является обучение умениям и навыкам проблематизации, целеполагания, выдвижения гипотез, структурирования и систематизации, планирования, организации мышления и деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач. Проектный метод обучения может быть использован в изучении любого предмета. Он уникален, так как ориентирован на достижение целей самих обучающихся, формирует невероятно большое количество умений и навыков, формирует опыт деятельности. В процессе творческо-познавательной деятельности обучающиеся изучают, систематизируют и самостоятельно используют полученные знания, разрабатывают готовые изделия «от эскиза – модели», творческие проекты. Самобытной делает программу такая форма обучения, как сотворчество ученика и педагога. Для этого используется индивидуально-групповая форма занятия и форма творческой мастерской. В индивидуально-групповой форме учащиеся, прослушав беседу и получив задание, выполняют его каждый посвоему самостоятельно на занятии и дома. Как правило, упор делается на практические работы, которые строятся от простого, к сложному и могут быть как учебными, так и творческими. Практические работы включают создание одежды разнообразного ассортимента из изделий, морально устаревших. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Дети учатся обновлять изделия, используя различные варианты: без перекроя, частичным перекроем и 18 полным перекроем, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, используя национальный колорит, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, создают индивидуальные, неповторимые изделия. В процессе работы ищут более рациональные варианты их использования. Следует поощрять творческие начинания учащихся, направляя их в нужное русло. Для этого используется форма творческой мастерской, когда, задав направление творческого процесса (например, тему) и показав, как использовать заданные мотивы в процессе изготовления эскиза, педагог заканчивает работу над эскизом, а затем учащийся выполняет работу в материале с помощью педагога. Широко используются интернет-ресурсы. Преимущества персональных проектов: 1. План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью. 2. У детей формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого. 3. Обучающиеся приобретают опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии. 4. Формирование у детей важнейших знаний, умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом. Список главных рекомендаций: - Не переделывайте одежду, ткань которой уже обветшала (краски выгорели, появились дырочки или пятна, которые невозможно замаскировать, и т. п.). - Если вы перекрашиваете вещь, пользуйтесь качественной краской. - Прежде чем резать старую одежду, набросайте предварительный эскиз новой вещи. -Старайтесь грамотно скрыть дефекты бывшей ткани. Соединяйте разные вещи в одну. - Используйте дополнительные материалы во время шитья. Это могут быть кружева, бусинки, ленточки и так далее. - Если на вещи были пуговицы, и вы хотите сохранить их на переделанной одежде, то смените их на новые. - Легче всего перешивать вещи, которые большего размера. Не бойтесь экспериментировать. 19 4.2.Информационное обеспечение программы Список литературы для педагога и детей (1-й год обучения) 1. Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. М.: 2002. 2. Интернет-ресурсы (из опыта работы Л.А. Мацко). 3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998г. 4. Шмачина О.Л. - «Инновационные технологии в системе дополнительного образования детей». 5.Селевко Г.К.- Технология саморазвивающего обучения. 6.Александрова И. - Модели для вас. Минск, 1995г. 7. Нагель О.И.- Художественное лоскутное шитье. 8.Ди ванн Никерк - Объемная вышивка, М.,2005г. 9.Донателла Чотти - Стильные сумочки своими руками, М.,2007г. 10. М.Кузьмина, Н.Кузьмина, М.Максимова – «Такие разные куклы»,М.,2005г. 11. Интернет ресурсы. Список литературы для педагога и детей (2-й год обучения) 1. Г.П.Дудникова – «История костюма», Ростов, 2003г. 2. Р.В.Захаржевская - История костюма. От античности до современности. М.2004г. 3. Энциклопедия. История моды, костюма и стиля». М.2001 г. 4. А. Т. Труханова - «Технология женской и детской одежды», М. Академия.2010г. 5. В.В. Ермилова - «Моделирование и художественное оформление одежды», М., Академия 2010г. 6. Э.К. Амирова – «Конструирование одежды», М. Мастерство.2002 г. 7. Н.В. Ерзенкова, Р.М. Ефременко, «Шьем- перешиваем, М., 1994г. 8. Л.М. Дашкевич, «Швея, портной», Ростов-на-Дону, 2001г. 9. Надежда Тюрина – «Чудо- кожа»,М.,1998г. 10. Махмутова Х.И. – «Конструируем, моделируем, шьем», М., 1994г. 11. И.И. Блинов – «Модели женских брюк», Санк-Петербург, 2002г. 12. «Как шить красиво», изд-во «Внешсигма», 2000г. 13. Н.В. Ерзенкова – «Школа кройки и шитья», Лабиринт.ry 20 14. Д.В.Нестерова – «Шьем и перешиваем, кроим и перешиваем. Соруright, 2010г., М. 15. Т.В. Лукьянова – «Перешиваем, шьем и вышиваем», М.,2006г. 16. Лидия Лущик –Стиль hand made. « Обновляем и делаем одежду модной». 17. Интернет – ресурсы. 4.3. Материально - техническое оснащение – характеристика помещений для занятий по программе 1.Инструменты, материалы и приспособления: швейные машинки, оверлок, ножницы, сантиметровая лента, иголки швейные и для вышивания, портновские булавки, шило, крючки, спицы, пяльцы, электрический утюг, гладильная доска, ватман, калька, копировальная бумага, альбом, различные ткани, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – разноцветные, поролон, шерстяная пряжа разной толщины и цветов, карандаши, портновский мел, шаблоны выкроек, схемы, линейка, угольник, клей ПВА, кисточка для клея и красок. 2. Наглядно - дидактический материал: образцы изделий, альбом с образцами узоров и деталей изделий, таблицы с образцами основных видов ручных, декоративных и машинных швов, образцы тканей волокон, пряжи, ниток, образцы видов переплетений тканей, предметы декоративно-прикладного искусства (иллюстрации), таблицы цветов, инструкционные карты специальная литература. 3. В учебном помещении рекомендуется разместить выставку учащихся, доску для выполнения схем, чертежей. Желательно иметь компьютер. При оформлении выставки необходимо учитывать следующие требования: - изделие должно располагаться так, что бы его можно было хорошо рассмотреть; - плоские композиции лучше закрепить на стенды или оформленные в рамки размещать на стене. - объемные работы рассматривают на столе или специальных подставках, располагая на разных уровнях высоты; - все работы, размещенные на выставке, должны представлять собой, единое и законченное целое по содержанию, композиции, цвету. - каждое изделие должно иметь бирку с именем, фамилией и возрастом учащегося. 21 ГИГИЕНА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать с левой стороны. Нужно следить за правильной осанкой детей. Необходимо объяснить детям правила обращения с острыми предметами. Между двумя занятиями через 45минут нужно делать перерыв в работе – 510минут, чтобы дети подвигались, отдохнули, во время практической работыпровести физминутку - гимнастику для глаз, мышц спины, шеи, рук. Гимнастику целесообразно проводить в форме игры. Во время отдыха желательно послушать тихую музыку, она способствует расслаблению мышц всего тела, что необходимо при работе сидя. Музыкотерапия помогает быстро набраться сил и продолжать работу в прежнем темпе и с прежним увлечением. Через 1-1,5 часа нужно проветривать помещение. Инструкция по правилам техники безопасности при выполнении ручных работ (шитье, вышивка, вязание) 1. Требования безопасности перед началом занятий 1.1. Хранить рукоделие в специальной шкатулке. 1.2. Хранить иголки и булавки в игольнице, ножницы в специальном футляре. 1.3. Не приносить на занятие большое количество иголок и булавок. 2. Требования безопасности во время занятий 2.1. Бережно относиться к своей работе и инструментам для работы. 2.2. Не брать иголки, булавки, спицы и крючки в рот, не вкалывать их в одежду. 2.3. Для шитья и вышивки вдевать в иглу нить не длиннее локтя. 2.4.Во время перерыва в работе вкалывать иголки и булавки в игольницу, ножницы класть на стол с сомкнутыми лезвиями и передавать ножницы друг другу только сомкнутыми лезвиями кольцами вперед. 2.5. Не перекусывать нитку зубами и не отрывать ее руками. 2.6. При работе с иглами пользуйтесь пальцевым напёрстком. 2.7. Строго соблюдать правила и инструкцию работы на швейной машинке и оверлоке. 3. Требования безопасности в аварийных ситуациях 3.1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар, землетрясение и т.д.), покинуть кабинет по указанию педагога в организованном порядке, без паники. 3.2. В случае травматизма обратитесь к педагогу за помощью. 3.3. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите педагогу. 4. Требования безопасности по окончании занятий 4.1. Убрать ножницы, спицы и крючки в специально отведенное место. 4.2. Проверить количество иголок и булавок в игольнице, их должно быть столько же, сколько было в начале работы. 4.3. Сломанные иглы и булавки завернуть в бумагу и передать педагогу. 22 4.4. Убрать свою работу в сумочку или шкатулку для работы. 4.5. Привести свое рабочее место в порядок. 4.4. Исходными документами для составления общеобразовательной общеразвивающей программы «Страна мастериц» являются: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; гл.10 ст. 75 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р) 3. Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 4. Письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; (ссылка на ст.34, часть 1 п.7 ФЗ № 273) 5. Письмо МОиН РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6.СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41. 7. Приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 08.09.2015 №613н. 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2019г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).10. Локальные нормативные акты: - Устав МБУ ДО «Дворец детского творчества г.Буйнакск»; - Положение о правилах приема, перевода и отчисления учащихся. 23 24 Приложение 2 Работы учащихся 1-го года обучения 25 26 27 Работы учащихся 2-го года обучения 28 Работы учащихся на отчетных выставках Модели - на подиуме! 29