1 Раздел 1. Пояснительная записка В современном мире самым популярным и распространённым является английский язык. Примерно пятая часть населения мира говорит на нем. В век компьютеризации и новых технологий, большая часть информации находится в Интернете, значительная часть из которой на английском языке. Более половины деловых встреч проходят на английском языке. Таким образом, потребность в изучении этого мирового языка велика. Первый уровень программного материала - стартовый (ознакомительный). 1.1. Актуальность разработки программы «Разговорный английский» обусловлена потребностями обучающихся младшего школьного возраста в дополнительном языковом материале, применении полученных знаний на практике, реализации творческого потенциала. Программа имеет социально-гуманитарную направленность, является модифицированной. В ее основе - программы учебных пособий «Play and learn English», «Английский язык с мамой», «English for Children» (В.Скульте), учебного пособия по английскому языку для начальной школы Негневицкой Е.И., лингафонного курса «Английский язык для детей». 1.2. Новизна программы заключается в комплексном подходе к изучению предмета и приобщение различных методов и современных технологий: элементы музыки, театральной деятельности. В настоящей программе частично изменён языковой материал. Данный курс поможет ребятам выявить и развить свои способности. В основе у детей развиваются умения учиться, которые помогут ему в дальнейшем освоении языка как средства межкультурного общения, создается коммуникативное ядро устной речи и чтения и начинает формироваться способность детей к общению на межкультурном уровне. 1.3. Целью программы является развитие общеязыковых, интеллектуальных, познавательных и творческих способностей обучающихся, умения использовать изученный лексико-грамматический материал в естественных ситуациях общения, воспитание активной гражданской через введение в мир другой культуры. Задачи программы: Обучающие: -Создание исходной базы для развития речевых способностей учащихся; -обучение навыкам монологической речи. 2 Развивающие: -Формирование устойчивого интереса к углубленному изучению языка; -умения организовать свою учебную деятельность, -коммуникативных умений в рамках определенной тематики; -расширение общеобразовательного кругозора учащихся. Воспитательные: - Формирование доброжелательного заинтересованного отношения к стране изучаемого языка, её культуре, народу. - организационных навыков. 1.4. Возраст детей. Данная программа предусматривает обучение английскому языку учащихся от 7-10 лет. Образовательная программа «Разговорный английский» составлена с учетом психологических и физиологических особенностей детей заявленного возраста. Дети младшего школьного возраста особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. Они, в отличие от взрослых и подростков, внутренне предрасположены к межкультурной коммуникации и могут выступать посредниками в разрушении культурных барьеров. Программа направлена на социальное и культурное развитие личности учащихся младшего школьного возраста, дает возможность воспитать интерес к изучению иностранного языка, умению коллективно решать поставленные задачи, доброжелательному отношению к другим народам и странам. Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды, способствующей созданию интереса к изучению иностранного языка, развитие способностей, творческого потенциала каждого обучающегося, его самореализации. Важным фактором стимуляции обучения на занятиях является создание ситуации успеха. 1.5. Сроки реализации программы, этапы, режим занятий. Дополнительная общеразвивающая программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Программа освоение учебного материала рассчитана на один год обучения и составляет - 144 часа. Периодичность занятий в группах первого года обучения – 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятия – 2 занятия по 45 минут. 1.6. Планируемые результаты. Программа «Разговорный английский» направлена на социальное и культурное развитие личности обучающихся младшего школьного возраста, дает возможность воспитать интерес к изучению иностранного языка, умению коллективно решать поставленные задачи, доброжелательному отношению к другим народам и странам. 3 По завершении обучения по программе учащиеся должны знать: -не менее 10 лексических единиц по каждой теме; -приветствие на английском языке; -стихотворения (четверостиший) на английском языке в рамках программы первого года обучения. -английский алфавит, песенку-алфавит; -не менее 2х лексических единиц на каждую букву; -не менее 15 лексических единиц по каждой теме; -стихотворения на английском языке в объёме программы ; -строение утвердительного предложения; уметь: - понимать на слух иноязычную речь в нормальном темпе в предъявлении педагога и в звукозаписи; - выполнять просьбы педагога и обучающихся; - выражать понимание репликами согласия, несогласия, одобрения, восхищения и т.д.; - высказываться в форме описания, повествования, рассказа (объем высказывания – не менее трех фраз); - слушать педагога и собеседника; - употреблять формулы речевого этикета в конкретных ситуациях общения - отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их; - высказываться в форме описания, повествования из личного опыта, рассказа (объем высказывания – 8-10 фраз). - играть в игры сверстников страны изучаемого языка; владеть: - лексическим и грамматическим материалом в рамках программы; - владеть начальной артикуляционной базой; - первичными навыками иноязычного общения; - оптимальным темпом речи – приближающимся к индивидуальному темпу говорящего; - иметь положительную мотивацию к изучению нового языка; - доброжелательное и заинтересованное отношение к стране изучаемого языка, её культуре и народу; - навыками написания английских букв; - понимания на слух иноязычной речи в нормальном темпе на основе программного материала (длительность звучания текста приблизительно 30 сек.); - навыками решения коммуникативных задач в элементарных ситуациях устного общения. 4 Раздел 2. Содержание программы 2.1.Учебный план I год обучения № п.п. Наименование темы Вводное занятие странах и языках О пользе знания английского языка Рассказ о целях обучения Знакомство с речевыми образцами: «My name is ...» «What is your name? » Знакомство II. Игра – знакомство с куклами – иностранцами; Занимательный алфавит. Разучивание песенки «АВС» Фонетическая игра Песенка «What is your name?» Стихотворение приветствие Игра «Попрощаемся» Составление диалогов Спортивный праздник III. Подвижная игра – зарядка с употреблением глаголов stand up, sit down, go, run, jump, swim, climb, fly, sleep. Фонетические упражнения «Мое тело». Подвижная игра с использованием считалки Беседа о значении союза «and» Сюжетно-ролевая игра «Спортивные развлечения» Цирк зверей IV. Работа с дидактическим материалом Фонетическая зарядка Игра «Отгадай, кто спрятался» Игры «Веселый дворик», «На ферме Джека и Джейн» Сюжетно-ролевая игра «Теремок» Рисование животных Цвета V. Введение лексики с опорой на наглядный материал Игра «Корабли» с раздаточным дидактическим материалом Игра-опрос I. Количество часов всего 2 теория практика 1 1 Формы аттестации, контроля Беседа Беседа о 8 4 4 Игра Диалог Коллективная работа Коллективное исполнение песни Опрос. Работа с сигнальными картами 12 4 8 Подвижные игры Фонетические упражнения 16 6 10 Сюжетноролевые игры Рисунок-ответ Загадки Рассказ описание 16 8 8 Опрос Игра Работа с сигнальными знаками 5 Контроль VI. понимания с помощью игры «Разноцветные звери» Договорки про цвета (загадки) Изображение детьми радуги Времена года Беседа о временах года с опорой на схематические рисунки Игра «Живой календарь» Активизация речевых навыков с помощью мини-диалогов Разучивание песенки «The Seasons» Составление монологов и диалогов по теме Моя семья Введение лексики с опорой на наглядный материал Диалог-расспрос Обыгрывание ситуации знакомства Разучивание стихотворения «My family» Рассказ-описание по теме «My family» Разучивание песенки «My dear Mummy» Еда VIII. Введение лексики с опорой на наглядный материал (муляжи фруктов и овощей) Фонетические игры Игра «What is missing» с использованием новой лексики Беседа о значении слова «please» Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Игра «У нас в гостях Карлсон» Контроль понимания с помощью разыгрывания ситуации «За обедом» Разучивание стихотворений «Голодный скворчонок», «Раз, два, три» Подвижная игра «Съедобное несъедобное» Посуда IX. Предъявление лексического материала с использованием игрушечной посуды, картинок Фонетическая игра Диалог-расспрос Игра «Угадай, что в мешке» Подвижная игра «Великаны-лилипуты» Игра «Что исчезло?» Инсценировка ситуации «Мы обедаем» Рисование детьми картинок с изображением посуды VII. Загадки 12 4 8 Беседа Игра Контрольное исполнение песни Диалог-распрос 16 4 12 Диалог-распрос Рассказ-описание Контрольное исполнение песни 16 8 8 Конкурс меню Подвижные игрыопросы Сюжетно-ролевая игра 16 8 8 Диалог-расспрос Сюжетно-ролевая игра Рисование картинок-ответов 6 X. XI. В гостях у Мэри Введение новых слов с помощью игры с игрушечной мебелью Игра «Волшебник на закрепление лексического материала Подвижная игра Touch a chair Рисование на тему «Мой дом» Путешествие в волшебную страну. Обобщение. инсценирование различных ситуаций (в магазине, школе, кафе.) Загадывание загадок Игры, проводимые в течение года Проведение диагностического тестирования Всего: 12 6 6 Рассказ Рассказ-описание, конкурс «Мой дом» 18 6 12 Викторина «Знатоки английского языка» 144 59 85 2.2. Содержание учебного плана I. Вводное занятие- 2 часа Теория – 1ч.: Знакомство с правилами поведения на занятиях. Формирование представления о существовании различных языков, рассказ о пользе знания английского языка, об англоязычных странах. Определение уровня общего развития детей (беседа, наблюдение). Практика – 1ч.: Знакомство с формами приветствия, прощания; введение слов Yes, No. Знакомство с речевыми образцами: «My name is ...» «What is your name? » II.Знакомство – 8часов Теория – 4.: Введение р. о. «I am Sveta», вопроса «Who are you?», выражений школьного обихода: «Stand up, sit down, come here, who wants?», введение слов «a girl, a boy». Знакомство с английским алфавитом. Практика- 4ч.: работа над артикуляцией. III.Спортивный праздник – 12часов Теория- 4ч.: Введение глаголов, обозначающих основные движения, в форме повелительного наклонения, знакомство с соединительным союзом, формой множественного числа существительных. Введение существительных, обозначающих части тела: «head, shoulders, legs, knees, nose, lips», глаголов «put, play». Предлоги места. Практика- 8ч.: подвижная игра «Спортивные развлечения». 7 IV. Цирк зверей -16часов Теория- 6ч.: Введение существительных, обозначающих названия зверей, введение глагола «have», знакомство с неопределённым артиклем. Введение существительных, обозначающих названия домашних животных и птиц: «sheep, goat, horse, cow, pig, hen, cock, duck». Введение речевого образца «Let us play!», «It is a pig». Практика- 10ч.: Работа над артикуляцией, введение выражений «Let us do morning exercises! Clap your hands!». V. Цвета -16часов Теория – 8ч.: Знакомство с прилагательными, обозначающими цвета, размер, вкусовые качества предметов, введение местоимения «my». Грамматика: множественное число существительных, способы построения вопросов, отрицательная форма глаголов. Практика- 8ч.: Тренировка его в употреблении в р. о. «My cat is black» . VI. Времена года -12часов Теория- 4ч.: Введение лексических единиц: spring, summer, autumn, winter. Введение счёта до 5, введение выражений «Take the picture! Listen to me!». Практика- 8ч.: Тренировка в употреблении речевого образца «Spring is green». VII. Моя семья -16часов Теория- 4ч.: Введение лексики: mother, father, sister, brother, grandmother, grandfather. Выражения «I have got a brother, I have no sister», речевого образца «All together!». Активизация приобретённых умений и навыков. Введение глаголов «read, write, draw, sing, dance, ski, skate», модального глагола «can». Практика -12ч.: Работа над произношением. Составление рассказа о себе из 8-10 фраз, составление диалогов по теме. VIII. Еда-16часов Теория-8ч.: Введение существительных, обозначающих название фруктов и овощей: «cabbage, carrot, apple, pear, orange, etc», прилагательных, обозначающих форму предметов, вкусовые качества: «spicy, sweet etc». Введение лексики, обозначающей продукты питания, слова «please», знакомство с глаголом «like» и употребление его в р. о. Практика-8ч.: Работа над артикуляцией. Ведение речевых образцов «I like milk», «I am hungry! I want no eat! Let us lay the table! Give me please…». Тренировка в употреблении р. о. «The apple is red and round». 8 IX.Посуда-16часов Теория-8часов: Введение лексики, обозначающей посуду, знакомство с грамматическим правилом постановки вопросительных предложений. Практика-8часов: Работа над произношением английских звуков. Подвижные игры, инсценировки. X. В гостях у Мэри – 12часов Теория-6ч.: Введение существительных, обозначающих домашнего обихода, введение речевого образца «Touch a chair!». Практика-6ч. : дидактическая игра «Мой дом» предметы XI. Путешествие в волшебную страну (обобщение, контроль) -18 часов Теория-6ч.: Введение существительных, обозначающих школьные принадлежности: «pen, pencil, book etc». Выражение школьного обихода: «Go to the blackboard!», «Repeat after me», «All together», «The lesson is over» Практика-12ч.: Тренировка в употреблении р. о. «Give me , please a pen», «Take a book».Аудирование текстов, составление детьми рассказов-описаний, диалогов. Определение уровня знаний, умений, навыков, приобретенных в ходе освоения программы первого года обучения. 3. Формы аттестации и оценочные материалы Способами проверки результатов освоения программы являются: педагогическое наблюдение, тестирование, игры, обобщающие занятия и итоговая диагностика, которые позволяют выявить уровень усвоения учебного материала и личностного развития учащихся. Результаты обучения представляются на открытых занятиях, на различных воспитательно-массовых мероприятиях. При дальнейшем изучении английского языка дети могут участвовать в различных фестивалях и конкурсах по данному направлению деятельности. Формы контроля и подведения итогов реализации программы. Оценка качества реализации программы включает в себя вводный, промежуточный и итоговый контроль учащихся. Вводный контроль: определение исходного уровня знаний и умений учащихся, осуществляется в начале первого года обучения. Промежуточный контроль: осуществляется в конце первого и второго годов обучения и направлен на определение уровня усвоения изучаемого материала. Итоговый контроль: осуществляется в конце освоения учебного материала программы и направлен на определение результатов работы и степени усвоения 9 теоретических и практических знаний, умений, навыков, сформированности личностных качеств учащихся. Учебный план каждого года обучения содержит в себе вводное и итоговое занятие. Вводное занятие включает в себя начальную диагностику и введение в программу, итоговое занятие - промежуточную или итоговую диагностику. Параметры, по которым проходит оценка результативности, соответствуют результатам и соотносятся с уровнями: высоким, средним, низким. Данные мониторинга оформляются в таблицы (Приложение 2) Оценочные материалы Развитие познавательных процессов: - «Веселая викторина про английские буквы», “Happy English” (лото); - загадки, кроссворды, задания на сопоставление правописания слов и картинок с их изображением, грамматические упражнения, тесты по темам программы. Личностное развитие учащихся: Тест «Воспитанные мальчики и девочки»; Игра «Фантастический выбор». 4.Организационно-педагогические условия реализации программы 4.1. Для успешного осуществления обучения по программе необходимо следующее материально-техническое оснащение: оборудованное помещение: магнитная доска, мебель, соответствующая возрасту учащихся. цифровое оборудование: компьютер, мультимедийная установка, электронные носители: CD-диски и USB- носители. Информационное обеспечение: необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. В условиях реализации программы необходим доступ учащихся к фонду интернетресурсов. Кадровое обеспечение: педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы. Санитарно-гигиенические требования: занятия должны проводиться в просторном помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. 10 4.2. Учебно-методическое обеспечение программы Образовательный процесс, организуемый в рамках данной программы, осуществляется в очной форме. Формы занятий различны: беседа, сюжетноролевая игра, творческая игра, зачёт, тест, практические занятия, конкурсы, праздники, в зависимости от поставленных целей занятия. В конце изучения каждой темы проводится итоговое занятие, где обсуждаются результаты работы, определяется степень усвоения учебного материала. Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией визуального ряда, а также практическую деятельность, являющуюся основой, необходимой для закрепления информации в виде создания стенгазет, открыток, приглашений, писем, составление рассказов и диалогов по теме, подготовки и участия в театрализации. Учитывая основные виды деятельности обучающихся указанного возраста, выделяются основные приёмы работы на занятиях: - имитация; - использование игр, которые развивают мышление, память, воображение, внимание, способность к самоконтролю, сравнению, классификации. Разыгрывание в творческих играх сюжетов с куклами, игрушками стимулируют мотивацию и готовность к говорению на иностранном языке. Увеличение объёма лексики и расширение грамматических структур происходит путём постепенного ввода новых лексических единиц и усложнение грамматических конструкций. Применяемые педагогические технологии способствуют наиболее успешному освоению учебного материала программы: личностно - ориентированное обучение; игровые педагогические технологии; здоровьесберегающие; коллективно-творческая деятельность; технология уровневой дифференциации; развивающего обучения. Необходимое дидактическое обеспечение: набор букв, цифр и знаков с магнитным креплением; наборы демонстрационных предметных, сюжетных и серийных картинок по различным темам программы; раздаточный материал с разнообразными заданиями по темам программы; настольные развивающие игры; аудио и видеозаписи; специализированная литература. 11 4.3. Информационное обеспечение программы Литература для педагога 1. Биболетова М.З. «Enjoy English» Книга для учителя с поурочным планированием издательство «Титул» 2003. 2. Верхогляд В.А. “Английские стихи для детей. Книга для чтения на английском языке”, М. “Просвещение”, 1992г 3. Дольников Р.А. УМК. Как детишек нам учить по-английски говорить, 2002 4. Дзюина Е.В. “Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке” 1 – 4 классы, М. “Вако”, 2006г. 5. Дзюина Е.В. “Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке”, 5–9-е классы, М.: “Вако”, 2007 г 6. Живенко Т.Г. Занимательный английский «Учитель», 2010г. 7. Журнал «Иностранные языки в школе» №№1,2,3,4,5,6 2005. 8. Журнал «Speak Out» №№54,55 2006. 9. Здоровова Б.Б. “Запевай! Сборник песен на английском языке для учащихся средней школы”, М.: “Просвещение”, 1990 г. 10. Кулиш В.Г. “Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории”, М.: “Сталкер”, 2001 г. 11. Клементьева Т. Счастливый английский, 2007г. 12. Лебедева Г.Н. Внеклассная работа по иностранному языку на начальном этапе обучения. – М.: Глобус, 2006. 13. Мещерякова В. Развивающая методика преподавания английского языка, Москва 2006 14. Негневицкая Е.М. «Обучение английскому языку детей 5-6 лет» М. 1999г. 15. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 16. Первое Сентября (приложение) 2006-2008, Москва 17. Программа общеобразовательных учреждений 1-4 классов начальной школы. 18. Роуз Р. «Английский язык с мамой»М., 1998 г. 19. Скульте В. «English for children»М. 2000г. 20. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка, 1999 21. Шишкова, И.А., Вербовская, М.Е. «Английский для малышей» под редакцией Н.А. Бонк. Учебник / И.А. Шишкова, М.Е.Вербовская. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2005. 12 22. Шишкова, И.А., Вербовская М.Е. «Английский для младших школьников» под редакцией Н.А. Бонк. Учебник. Часть 1 / И.А. Шишкова, М.Е. Вербовская. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2011. 23. E.Gray Skills Builder1 2007 (изд.Express Publishing) 24. K.Methold «Let’s read and write in English» II (изд. «Титул» 2001) Литература для детей 1. 2. 3. 4. «Play and learn English» (учебное пособие). «Английский язык в картинках» Белова Е. А. 2002 г. Английский для малышей, Видео для дома, 2000. Большой словарь Диснея, Walt Disney Production, 2000. Интернет-ресурсы 1.www.youtube.com/user/MinooAngloLink 2.www.youtube.com/user/duncaninchina 3.www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/language 4. www.amalgama-lab.com 5. http://aclil2climb.blogspot.com 6. www.study.ru 7. www.ostrovok-tepla.ru/articles/14/101/ 4.4. Исходными документами для составления общеразвивающей программы «Разговорный английский» являются: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; гл.10 ст. 75 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р) 3. Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 4. Письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; (ссылка на ст.34, часть 1 п.7 ФЗ № 273) 5. Письмо МОиН РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6. СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый 13 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41. 7. Приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 08.09.2015 №613н. 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2019г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 10. Локальные нормативные акты: - Устав МБУ ДО «Дворец детского творчества г.Буйнакск»; - Положение о правилах приема, перевода и отчисления учащихся. 14 Приложение 2 Критерии оценки учащихся объединения «Разговорный английский» (1 полугодие) ФИО педагога ____________________________________________№ группы_____________ДАТА_________ № 1 1 2 3 … Фамилия, Диалог Диалог Алфавит Лексика Стихотворение Имена Личные имя «Приветствие, «Знакомство «Школьные «Good числительные местоимения учащихся прощание» » принадлежности» morning” (0-100) (стихотворение) 2 3 4 5 6 7 8 9 Часы и время 10 Лексика «Животные » 11 Лексика «Цвета» 12 Сред ний балл 13 Критерии оценки учащихся объединения «Разговорный английский» (2 полугодие) ФИО педагога ____________________________________________№ группы_____________ДАТА_________ № п/п Фамилия, имя учащихся 1 2 Лексика Лексика «Части «Времена тела» года» 3 4 Лексика Модальный «Моя семья» глагол 5 6 Лексика «Фрукты и овощи» Лексика «Посуда» Лексика «Мебель» 7 8 9 Чтение гласных в 1типе слога 10 Чтение гласных во 2типе слога Средний балл 11 12 1 2 3 … Критерии оцениваются по 5-ти бальной системе: высокий уровень – 5 баллов; средний уровень- 4 балла; низкий уровень – 3 балла. 15 Приложение 3 16 17