Ментальная арифметика старт

1

1.
Пояснительная записка
Направленность программы: социально-гуманитарная.
1.1. Актуальность программы.
Ментальная арифметика представляет собой систему развития детей
средствами математических вычислений, специальных упражнений по
синхронизации полушарий мозга, развитию восприятия, внимания, мышления,
памяти, речи. Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное
развитие головного мозга происходит у детей с рождения до десяти лет. Навыки,
приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на
долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на
успешное будущее вашего ребенка. Данные международных исследований
свидетельствуют о положительном влиянии ментальной арифметики на
умственное развитие детей.
Особенности организации образовательного процесса
Программа обучения Менар строится в соответствии с психофизическими
закономерностями возрастного развития. Адекватность требований и нагрузок,
предъявляемых ребёнку в процессе занятий способствует оптимизации занятий,
повышению эффективности.
1.2. Новизна программы является то, что ментальная арифметика
способствует совершенствованию вычислительных навыков с помощью абакуса.
Абакус дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе, о
смысле сложения и вычитания. При работе с абакусом у детей одновременно
включаются и визуальное, и слуховое, и кинестетическое восприятия.
Абакус отличается от традиционных счетов тем, что числа откладываются
на нем горизонтально слева направо. Числовую информацию мы читаем,
произносим, пишем слева направо. Устные вычисления производим тоже слева
направо. При работе с абакусом не нарушается этот алгоритм, что способствует
улучшению вычислительных навыков обучающихся.
В отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые дети
осваивают рано, и которые могут тормозить мозговую деятельность, счет на
абакусе наоборот повышает умственное развитие комплексом манипуляций.
Кроме обучения, в процессе занятий дети учатся правильно общаться с разными
детьми. Развитие социальности дает возможность активно и плодотворно
работать, быть адаптированным в современном быстро меняющемся обществе,
чувствовать себя нужным, общительным, толерантным и отзывчивым,
одновременно помогая более слабым
1.3. Цель программы: развитие интеллектуальных и познавательных
способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и
обработки информации посредством обучения счету на абакусе.
Основная цель программы:
Обучающие:
2

- совершенствование вычислительных навыков с помощью арифметических
счет Абакус;
- обучение умению выстраивать мысленную картину чисел на абакусе,
увеличивая тем самым объем долговременной и визуальной памяти.
Развивающие:
- развитие концентрации внимания, фотографической памяти и
оперативного мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности,
способности к визуализации;
- развитие мелкой моторики детей для активации внутреннего
интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
- развитие познавательной активности через применение технологии
личностно-ориентированного деятельностного подхода;
Воспитывающие:
- воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе.
- воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике.
- воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей 7-14 лет. Плавающий возрастной барьер
обусловлен тем, что вхождение в программу «Ментальная арифметика»
возможно для детей с 7 до 14 лет в любой промежуток времени, так как по
принципу персонализации дополнительного образования посредством
выстраивания индивидуальных образовательных траекторий выставляются свои
цели, задачи и планируемые результаты. В объединение принимаются дети
разных возрастов и категорий (ЗПР, ЗПРР, ЗРР, РАС) на основе просмотра детей
и рекомендаций ПМПк. Принимаются все желающие дети без конкурсного
отбора.
1.4. Срок реализации программы, формы и режим проведения занятий.
Общеобразовательная программа «Ментальная арифметика» (сложение и
вычитание) рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий
Занятия по общеобразовательной программе дополнительного образования
«Ментальная арифметика» на протяжении всего курса обучения проводятся:
для детей 7-14 лет - 2 раза в неделю по 2часу продолжительностью 45
минут. Всего – 4 часа в неделю; в год – 144часа.
1.5. Формы обучения – очная и дистанционная. Совместное
взаимодействие педагога, ребенка и семьи, направленно на создание условий для
более успешной реализации способностей ребёнка
Индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только
после полного усвоения материала предыдущего этапа.

3

1.6. Планируемые результаты
В результате освоения программы дети должны:
- иметь элементарное представление о ментальной арифметике, об Абакусе
и его конструкции (братья и друзья);
- знать правила передвижения бусинок (цифры от 0 до 9), использования
большого и указательного пальцев;
- уметь правильно использовать обе руки при работе с абакусом;
- уметь набирать числа (1-10000) на абакусе;
- освоить простое сложение и вычитание на абакусе;
- освоить метод сложения и вычитания «Помощь брата» на абакусе;
- освоить метод сложения и вычитания «Помощь друга» на абакусе;
- освоить комбинированный метод сложения и вычитания.
- иметь конкретные представления о составе многозначных чисел;
- уметь оперировать многозначными числами на абакусе.
В результате прохождения программы у обучающихся повысятся
вычислительные навыки и улучшится успеваемость в школе.
У обучающихся повысится познавательная активность, улучшится
интеллектуальные и творческие способности, а также возможности восприятия и
обработки информации посредством обучения счету на абакусе
Обучающиеся станут более социально адаптированными, общительными,
отзывчивыми, уверенными в себе,
2. Содержание программы
2.1 Учебно–тематический план
№
п/п

Количество
часов

Название темы
Всего

1

2

3

Вводное занятие. Знакомство
с детьми. Инструктаж по ТБ
детей. Знакомство с
ментальной арифметикой.
Организационные вопросы.
Знакомство с числами 1-9 на
абакусе. Выполнение заданий
на простое сложение и
вычитание в пределах 1-9.
Набор чисел от 10 до 99.
Выполнение упражнений на
простое сложение и вычитание
в пределах 10-99.

Теория Практика

Формы
аттестации
/контроля

2

2

-

Устный опрос

16

4

12

Мониторин.
Устный опрос.

12

4

8

Работа по
флешкартам и
таблице Шульте.

4

Набор трехзначных чисел от
100 до 999 на абакусе.
Выполнение упражнений на
простое вычитание и сложение
в пределах 100-999.
Сложение и вычитание с 5
методом «Помощь брата».
Вычитание с 5 методом
«Помощь брата».

12

4

8

Решение
примеров на
скорость. По
группам и
индивидуально.

26

10

16

6

Сложение и вычитание с 10
методом «Помощь друга».
Формулы добавления чисел 19. Базовые упражнения на
сложение с 10.

36

16

20

7

Сложение и вычитание
комбинированным методом.
Формулы и базовые
упражнения сложения
комбинированным метод

24

8

16

8

Многозначные числа.
Простое сложение вычитание
многозначных чисел.
Сложение и вычитание
многозначных чисел с 5 и с 10,
методами «Помощь брата»,
«Помощь друга»,
комбинированным методом.
Диагностика.
Подведение итогов года

14

4

10

Показательное
выступление.
Практические
занятия с
детьми.
Показательное
выступление.
Наблюдение,
решение
примеров на
время.
Мониторинг.
Проверка
умения
складывать и
вычитать числа
на абакусе
комбинированн
ым методом.
Групповые
соревнования на
абакусе и
ментально.

2

-

2

56

88

4

5

Мониторинг

9
Итого

144

2.2Содержание учебно-тематического плана
1. Вводное занятие 2 часа:
Теория- 2ч.: Знакомство с детьми. Инструктаж по ТБ детей. Знакомство с
ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья».
Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного
пальцев.
5

Раздел 2. Знакомство с числами 1-9 на абакусе. Выполнение заданий на
простое сложение и вычитание в пределах 1-9 – 16 часов:
Теория-4ч.: Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на
абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4. Изучение чисел 5-9 на
абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 5-9. Выполнение заданий на
простое сложение и вычитание в пределах 1-9.
Практика- 12ч.: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление
темы (6часа)
Раздел 3. Набор чисел от 10 до 99. Выполнение упражнений на простое
сложение и вычитание в пределах 10-99 – 12 часов:.
Теория (4 ч.): Набор чисел от 10 до 99. Определение чисел с абакуса.
Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99
Практика(8 ч.): Выполнение заданий, решение примеров на закрепление
темы
Раздел 4. Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе. Выполнение
упражнений на простое вычитание и сложение в пределах 100-999 – 12
часов:
Теория-4ч.: Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе. Определение
чисел с абакуса в пределах 100-999. Простое сложение в пределах 100-999.
Решение примеров на простое сложение в пределах 100-999. Простое вычитание
в пределах 100-999. Решение примеров на простое вычитание в пределах 100999. Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в пределах 100999
Практика-8ч.: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление
темы
Раздел 5. Сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата».
Вычитание с 5 методом «Помощь брата» - 26 часов:
Теория-10ч.: Сложение с 5 методом «Помощь брата». Формулы добавления
чисел 1-4. Базовые упражнения на сложение с 5. Решение примеров на сложение
методом «Помощь брата».
Вычитание с 5 методом «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4.
Базовые упражнения на вычитание с 5. Выполнение примеров методом «Помощь
брата». Сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата». Решение примеров
на сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата»
Практика-16ч.: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы

6

Раздел 6 Сложение и вычитание с 10 методом «Помощь друга». Формулы
добавления чисел 1-9. Базовые упражнения на сложение с 10 – 36 часов:
Теория-16ч.: Сложение с 10 методом «Помощь друга». Формулы добавления
чисел 1-9. Базовые упражнения на сложение с 10. Решение примеров на
сложение с 10 методом «Помощь друга».
Вычитание с 10 методом «Помощь друга». Формулы вычитания с 10 методом
«Помощь друга». Базовые упражнения на вычитание с 10. Решение примеров на
вычитание с 10 методом «Помощь друга». Выполнение заданий на сложение и
вычитание с 10 методом «Помощь друга».
Практика 20ч.: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление
Раздел 7. Сложение и вычитание комбинированным методом. Формулы
и базовые упражнения сложения комбинированным метод – 24часа:.
Теория-8ч.: Сложение комбинированным методом. Формулы и базовые
упражнения сложения комбинированным методом.
Вычитание комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения
вычитания комбинированным методом.
Практика-16ч.: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы
Раздел 8. Многозначные числа. Простое сложение вычитание многозначных
чисел – 14 часов:
Теория-4ч.: Многозначные
числа.
Простое
сложение
вычитание
многозначных чисел.
Сложение и вычитание многозначных чисел с 5 и с 10, методами «Помощь
брата», «Помощь друга», комбинированным методом. Диагностика .
Практика-10ч.: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление
темы
Раздел 9. Подведение итогов года – 2часа:
Практика-2ч.: Итоговое занятие. Повторение пройденного материала.
Мониторинг.
Формы аттестации и оценочные материалы
Тематический контроль по курсу
«Ментальная арифметика»
3.1. Решение детьми примеров на время, проверка освоения детьми первого
(второго, третьего, четвертого) уровня работы с абакусом, показательные
выступления одаренных детей.
Мониторинг проводится после каждого уровня счета на скорость.
Высокий уровень (ребенок говорит ответ в течении 5 секунд)
Средний уровень (ребенок говорит ответ в течении 6 -7 секунд
Низкий уровень (ребенок говорит ответ в течении 8 секунд и более)
3.

7

3.2Таблица индивидуального мониторинга освоения программы
(диагностическая карта)
ФИО обучающегося ___________________________
Возраст (класс) _______________________________
Показатели для
мониторинга
Эмоциональная
вовлеченность ребенка в
работу на занятии
Умение набирать и
распознавать числа 1-1000
на абакусе (работа двумя
руками, работа пальцами)
Умение складывать и
вычитать числа на абакусе
простым способом
Умение складывать и
вычитать числа на абакусе с
пятеркой методом «Помощь
брата»
Умение складывать и
вычитать числа на абакусе с
десяткой методом «Помощь
друга»
Умение складывать и
вычитать числа на абакусе
комбинированным методом
Ментальный счет
Сформированы
увлеченность, толерантное
поведение, готовность и
способность вести диалог со
сверстниками и педагогом
Способен к
самостоятельному поиску
методов решения
практических задач:
- на счётах «Абакус»
- при ментальном счете
(скорость, кол-во чисел)

Уровень на начало
учебного года

Уровень на конец
учебного года

8

По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и
определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в
зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка
для наиболее успешного овладения.
Уровни освоения программы
1 балл - ДОСТАТОЧНЫЙ – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными
полученными знаниями.
2 балла - СРЕДНИЙ – ребёнку нравится выполнять задания с числами.
Ребёнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью
педагога.
3 балла - ВЫСОКИЙ – ребёнок активен при выполнении операции с числами.
Самостоятелен при выполнении заданий.
Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального
развития ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только
относительно его предшествующих результатов.
4.Организацинно-педагогические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение дополнительной
общеобразовательной программы
Материал
Ноутбук
Интерактивный стол
Индивидуальные счёты Абакус
Демонстрационные счеты
Абакус
Стол, стул
Принтер
Флеш-карты
Настольно-печатные игры
Интерактивные, онлайн игры

Количество
1
1
11
1
5,11
1
11

Примечание
Для работы педагога
Для демонстрации
информации
Для работы детей в классе и
дома
Для работы педагога
Индивидуальное рабочее
место ребенка
Для распечатки материала
Для работы педагога и детей

Информационное обеспечение: видео (ютуб) «Ментальная арифметика
для каждого», «Маленькие гении»
Кадровое обеспечение: педагог ДО Кужагильдина В.Р., образование
высшее педагогическое
9

4.1. Иформационное обеспечение программы
Особенности организации образовательного процесса:
Основная группа детей будет обучаться на занятиях. Некоторые дети
выбрали дистанционное обучение.
Методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительноиллюстративный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация, упражнения.
Формы организации образовательного процесса: групповая (в группе 810 человек).
Формы организации учебного занятия: беседы, практические занятия,
соревнование в решении примеров на время.
Педагогические технологии: личностно-ориентированное системнодеятельностное обучение, технология индивидуализации обучения, технология
разноуровневого обучения, технология дистанционного обучения.
Алгоритм учебного занятия: организационно-мотивационная часть,
актуализация знаний по теме, информационная часть, усвоение новых знаний и
способов действий, проверка понимания, практические задания с объяснением
соответствующих правил, тренировочные упражнения, обобщение и
систематизация знаний, анализ успешности достижения цели, рефлекция,
итоговая часть.
4.2. Список литературы
1. The Soroban / Abacus Handbook is © 2001-2003 by David Bernazzani
Rev 1.0 March 9, 2003
2. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 45 лет. М., БИОПРЕСС, 2009г.
3. Бенджамин А. Секреты ментальной математики. 2014— ISBN: N/A.
4. Бенджамин А., Шермер М. «Магия чисел». Моментальные вычисления в уме
и другие математические фокусы. Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2013г.
5.Депман И.Я. История арифметики. Пособие для учителей. Издание второе,
исправленное. М., Просвещение, 1965г.
6. Карпушина Н.М. «Liber аbaci» Леонардо Фибоначчи. Журнал «Математика
в школе» №4, 2008 г.
7. М. Куторги «О счётах у древних греков» («Русский вестник», т. СП, стр. 901 и
след.)
8. Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 1,2; 2016 г.
9. Ментальная арифметика «Абакус» Упражнения к урокам, 2016г.
10.Новикова В.П. Математические игры в детском саду и начальной школе.
Начальная подготовка. М., 2009г
11.Эрташ С. Ментальная арифметика. Сложение и вычитание Часть 1,2.
10

Учебное пособие для детей 4-6 лет.Траст, 2015г.
12.Х. Шен. «Менар. Абакус1,2,3,4,5,6»
13. Г.П. Шалаева «Решаем задачи»; «Меры измерения»
14. Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. № 5
(77). С. 53-59.
15. Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности дошкольника
// Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.
16. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный
метод обучения устному счёту дошкольников // Международный научный
журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.
17.Михеева Людмила Александровна «Ментальная арифметика»
18.Учебник по ментальной арифметике
19.Книга Малсан Би «Ментальная арифметика для всех»
Для обучающихся:
1. Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 1,2; 2016 г.
2. Ментальная арифметика «Абакус» Упражнения к урокам, 2016г.
Для родителей:
1. Ганиев Р., Багаутдинов Р. Ментальная арифметика. Знакомство. Траст, 2017г.
2. Малсан Би. Ментальная арифметика. Для всех. Ridero, 2017г.
Электронные ресурсы
1. www.abakus-center.ru
2. www. advancecenter.kz
3. ru.wikipedia.org/wiki/Арифметика
4. Онлайн платформа Компании «AmaKids»
5. http://menar.ru.com
6.YouTube «Ментальная арифметика для каждого
7.Онлайн-тренажер «Абакус»

11

Приложение 2

Реализация программы

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87237)2-68-94

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».