Основы скорочтения старт

Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования
«Дворец детского творчества г.Буйнакска»

Принята на заседании
методического совета
Протокол № 1
От «24» августа 2021 года

«Утверждено»
директор ДДТ
_____________ Алиханова М.А.
Приказ «12 » от «26. 08. 2021г.»

Общеобразовательная общеразвивающая программа
дополнительного образования детей

«Основы скорочтения»
Направленность – социально – гуманитарная
Уровень программы – стартовый (ознакомительный)
Возраст детей - 7 – 10 - лет
Срок реализации – 1- год (144 часа)

Составитель:
Гаджимагомедова Саида Рамазановна ,
ПДО МБУ ДО ДДТ

г. Буйнакск, 2021- 2022 учебный год

1

1. Пояснительная записка
Общеобразовательная общеразвивающая программа к курсу «Основы скорочтения
и понимание текста» составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, на
основе автора книги «Хорошо читаем, думаем, запоминаем» Экгардта Р.Н.
Скорочтение» и авторской методики Ш.Ахмадуллина-М: Билингва – 2015г. и Г.
Абдулиной.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих
занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на один год обучения. При
составлении программы использованы авторские теоретические и практические
материалы.
Значение скоростного и смыслового чтения для успешного освоения учебного
материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения
на основе скорочтения является фундаментом учебных действий на всех этапах жизни.
Через смысловое чтение формируются: поиск,
понимание, преобразование, интерпретация, оценка.
1.1. Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе
диагностических фактов у учащихся низкая скорость чтения, они допускают
при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги,
искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и
испытывают трудности при слогослиянии, то в большинстве случаев все
затрудняют детям понимание прочитанного. От скорости чтения зависит также
процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и
устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит
умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в
начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения
ребѐнок имел скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но при этом читал
осознанно, правильно, выразительно.
1.2. Новизна представленной программы заключается в том, что ученики имеют
возможность в полной мере получить знания не только по осмысленному чтению,
но и улучшить зрительную и слуховую память, а также улучшить свою речь.
Более того, объяснит сам механизм чтения и восприятия прочитанного,
подскажет, как стать по-настоящему грамотным читателем и успешнее плыть в море
современной печатной продукции.
1.3. Цель реализации программы: создание условий для развития навыков
рационального чтения, повышения скорости чтения и усвоения информации.
Задачи:

развитие
способностей;

познавательной

и

творческой

2

активности,

интеллектуальных

совершенствование
информационном потоке;

умения

ориентироваться

в

постоянно-меняющемся
способностей

обучающихся;
переключаясь на другое задание;
формирование практических
психологической деятельности;

навыков

по

скорочтению,

умственной

и

1.4. Срок и формы реализации общеобразовательной программы
Целостный процесс обучения по ознакомительной программе «Основы скорочтения и
понимания текста» реализуется в течение 1 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю
по 2 часа (144 часа в год)
- количество детей в группе 15человек.
1.5. Ожидаемые результаты:
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
овые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей
успешной учѐбы, активизации познавательной деятельности
при работе с учебным материалом
Метапредметные результаты
Регулятивные:

умственной работоспособности
времени и усилий, вложенные в чтение;
Познавательные:
нализа, сравнения, обобщения,
классификации, систематизации

Коммуникативные:
бщения,
классификации, систематизации;
обоснованно делать выводы, доказывать
улучшения качества устной речи

3

Основной показатель качества освоения программы - личностный рост
обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском
коллективе.
Обучающиеся научатся:

ь и качество запоминания текстов;
-15 минут;

2. Содержание программы
2.1. «Учебный (тематический) план»
№
п/п

1
I.
1.1

1.2.
1.3.
II.
2.1.
2.2.
2.3.
III.
3.1.
3.2.
3.3.

Наименование
раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория Практика

Вводное занятие

2

Слоги. Слова. Текст. Три закона
чтения.
Чтение простейших слогов. Работа с
таблицами по цифрам и алфавиту 3
закона беглого чтения
Работа с текстами на время.
Отработка ускорения. Работа с
карандашом. Осмысленное чтение
текста

44

6

38

16

2

14

14

2

12

Слоговые и словесные таблицы

14

2

12

Активация полушарий головного
мозга
Упражнения для развития
артикуляции
Работа с карточками и текстами для
расширения поля зрения
Работа с карточками и текстами для
развития правого и левого
полушария мозга

46

10

36

14

4

10

16

2

14

16

4

12

Развитие памяти и внимания

46

6

40

Работа с карточками и текстами для
развития внимания
Работа с карточками и текстами для
развития памяти
Работа с текстами, с использованием
полной организацию внимания.

16

2

14

12

2

10

8

2

6

4

2

Формы
аттестации
(контроля)
опрос

3.4.

Работа с текстами, с использованием
оперативной памяти.
Тренинг: закрепление навыков
скорочтения

10
4

4

Итоговая аттестация

2

2

144

Всего:

2

22

8

122

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие.
Теория – 1час
Цели и задачи занятий, знакомство с планом и расписанием на год, регулярностью
встреч. Знакомство с обучающимися. Вводный инструктаж.
Практика – 1 часа
Диагностика. Проверка правильности и скорости чтения. Заполнение диагностической
таблицы
I.

Работа с текстом – 44 часа

1.1. Чтение простейших слогов. Работа с таблицами по цифрам и алфавиту – 16
часов
Теория – 2 часа
Техника слогового чтения. Три закона чтения. Понятие о трех законах чтения. Слоги.
Ударение.
Практика – 14 часов
Работа со слогами с учетом трех слогов чтения, работа с наглядным материалом. Дети
составляют схемы слогов и слов. Тренируют внимание, скорость, технику плавного и
беглого чтения с использованием множества техник скорочтения.
1.2. Работа с текстами на время. Отработка ускорения – 14 часов
Теория -2 часа
Техника скоростного чтения. Методы чтения вслух. Определение понимания
прочитанного.
Практика – 12 часов
Работа с текстом, работа с наглядным материалом. Отработка ускорения. Упражнение
«Потерянный текст», «Кувырком», «Замочек». Метод «Шторка»: узкая шторка /
широкая шторка.
1.3. Слоговые и словесные таблицы – 14 часов
Теория – 2 часа
Техника скоростного чтения с помощью работы со слоговыми и словестными
таблицами.
Практика – 12 часов
5

Работа в тетради, работа с наглядным материалом. Работа со слоговыми и словесными
таблицами.
II. Активизация полушарий головного мозга 46 часов
2.1. Упражнения для развития артикуляции – 14 часов
Теория – 4 часа
Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Чисто и-скороговорки.
Практика – 10 часов
Работа с наглядным материалом. Выполнение артикуляционной и дыхательной
гимнастики. Отработка чисто и-скороговорок. Упражнение на развитие слуховой
памяти, чтение слогов, текста; упражнения на слуховую память;
2.2. Работа с карточками и текстами для расширения поля зрения – 16 часов
Теория – 2 часа
Знакомство с упражнениями на расширение поля зрения.
Практика -14 часов
Работа в тетради, работа с наглядным материалом. Работа с клиновидными таблицами,
таблицами Шульте. Упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие
прямой взгляд; упражнения на концентрацию внимания.
2.3. Работа с карточками и текстами для развития правого и левого полушария
мозга – 16 часов
Теория – 4 часа
Упражнения для развития правого и левого полушария мозга.
Практика – 12 часов
Работа в тетради, работа с наглядным материалом. Знакомство и отработка
упражнений: «Алфавит», «Устный счет», «Рисование двумя руками».
III. Развитие памяти и внимания – 46 часов
3.1. Работа с карточками и текстами для развития внимания – 16 часов
Теория – 2 часа
Упражнения для развития внимания.
Практика – 14 часов
Работа в тетради, работа с наглядным материалом. Работа со струп-тестом. Знакомство
и отработка упражнения «Корректурная проба». Упражнения на концентрацию
внимания; упражнения на логическое мышление.
3.2. Работа с карточками и текстами для развития памяти – 12 часов
Теория – 2 часа
Упражнения для развития памяти.
Практика – 10 часов
Работа в тетради, работа с наглядным материалом. Знакомство с играми: «Начни
сначала», «Ваша карта бита», «Разведчики».
3.3. Работа с текстами с использованием полной организации внимания – 8 часов
Теория – 2 часа
6

Упражнения на развитие полной организации внимания.
Практика – 6 часов
Работа в тетради, работа с наглядным материалом. Знакомство и отработка карточек:
анаграммы и пиктограммы.
3.4. Работа с текстами с использованием оперативной памяти – 10 часов
Теория – 2 часа
Упражнения для развитие оперативной памяти.
Практика – 8 часов
Работа в тетради, работа с наглядным материалом. Знакомство и отработка
упражнений: «Переключалка», «Найди букву», «Лишние буквы».
Тренинг – 4 часа
Контроль знаний на усвоение материала по программе. обобщение пройденного
материала. Анализ выполненных работ.
Итоговая аттестация – 2 часа
Практика: Проверка техники чтения на правильность, скорость, осмысление.
Заполнение выходного диагностического листа
3. Формы аттестации и оценочные материалы
3.1. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы
проходит в форме итогового контроля в середине и конце года. Проводится
мониторинг усвоения ЗУНов.
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Эффективность реализации программы будет оцениваться, основываясь на
постепенно возрастающий уровень мастерства обучающихся, на приобретаемые ими
познания и навыки работы по критериям. По каждому критерию выставляется уровень
(высокий, средний, низкий).
Мониторинг образовательной деятельности (мониторинг освоения программы)
проводится педагогом, ведущим занятия с обучающимися. С помощью мониторинга
образовательной деятельности оценивается степень продвижения обучающегося в
усвоении общеразвивающей программы. Проведение мониторинга предполагает:
- наблюдение за активностью и эмоциональным настроем обучающегося в
различные периоды пребывания в группе;
- наблюдение за результатами освоения программы в период обучения;
- наблюдение за адаптацией обучающегося в коллективе.
Данные о результатах мониторинга заносятся в карту наблюдения, которая
ведется в рамках реализации программы. Анализ карт развития позволяет оценить
эффективность программы и организацию образовательной деятельности в группе.
По каждому параметру выставляется уровень (высокий, средний, низкий).
Практическая подготовка обучающихся:
1. Уровень владения работы с текстом, понимание прочитанного:
Высокий: может самостоятельно работать с текстом большого объема (более 1000
слов), полностью понимает прочитанное 80-100%.
7

Средний: может самостоятельно работать с текстом среднего объема (до 700 слов),
полностью понимает прочитанное 50-75%.
Низкий: может самостоятельно работать с текстом малого объема (до 300 слов),
полностью понимает прочитанное менее 50%.
2. Свобода владения специальным наглядным материалом (карточки):
Высокий: Свободно владеет специальным наглядным материалом.
Средний: Владеет специальным наглядным материалом не в полном объёме.
Низкий: Не владеет специальным наглядным материалом
Воспитанность обучающихся - культура межличностных отношений:
Высокий: Демонстрирует высокую культуру межличностных отношений.
Средний: Демонстрирует среднюю культуру межличностных отношений.
Низкий: Демонстрирует низкую культуру межличностных отношений.
Уровень владения специальными упражнениями для развития скорочтения:
Высокий: Знает и самостоятельно применяет на практике специальные упражнения для
развития скорочтения.
Средний: Знает и самостоятельно применяет на практике специальные упражнениями
для развития скорочтения, но присутствуют неточности.
Низкий: Не может без помощи педагога правильно применить на практике
специальными упражнениями для развития скорочтения.
3.2 .ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Тестовые задания для входного контроля.
1. Задание по теме «Работа с текстами на время. Отработка ускорения».
Обучающемуся необходимо прочитать текст и ответить на вопросы.
Фиксируется результат: количество прочитанных слов за 1 минуту, количество
правильных ответов на поставленные вопросы.
Текст для обучающихся 7 лет.
Лисица и журавль.
Басня
Лисица позвала журавля на обед и подала похлёбку на тарелке. Журавль ничего
не мог взять своим длинным носом, лисица сама всё поела.
На другой день журавль к себе позвал лисицу и подал обед в кувшине с узким
горлом. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а журавль всунул свою долгую шею
и всё выпил один.
(56 слов)
1. Как лиса решила обмануть журавля?
2. Как журавль перехитрил лису?
3. Как назывался рассказ?
4. Перескажи отрывок близко к тексту?

8

Текст для обучающихся 8 -9 лет.
Стойкий оловянный солдатик.
Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков. Все они были
сыновьями одной матери – старой оловянной ложки – и, значит, приходились друг
другу родными братьями. Они были очень красивы: ружьё на плече; грудь колесом,
мундир красный с синим. Чудо что за солдатики!
Они лежали все двадцать пять в картонной коробке. В ней было темно и тесно.
Но вот однажды коробка открылась.
-Ах, оловянные солдатики! – закричал маленький мальчик и от радости захлопал
в ладоши.
Ему подарили оловянных солдатиков в день рождения. Счастливый мальчик
сейчас же принялся расставлять солдатиков на столе. Двадцать четыре солдатика были
совершенно одинаковые, а двадцать пятый солдатик был одноногий.
(100 слов)
Вопросы к тексту:
1. Сколько было в коробке оловянных солдатиков?
2. Кто была их мама?
3. Как они выглядели?
4. Кому подарили этих солдатиков?
5. Что случилось с последним солдатиком?
Текст для обучающихся 10 лет.
Заяц хваста.
Жил – был заяц в лесу. Летом ему было хорошо, а зимой плохо – приходилось к
крестьянам на гумно ходить овес воровать. Приходит он к одному крестьянину на
гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал хвастать:
- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи – я никого не
боюсь.
Зайцы и рассказали вороне про эту хвасту. Тетка ворона пошла хвасту
разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался: 74
- Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
- А как ты хвастал?
- А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапиши, не зубы, а зубищи.
Вот она его маленько и потрепала.
- Боле не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили, и давай мять, а заяц это
увидел: «Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидели зайца, бросили ворону – да за ним.
Ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
(150 слов)
9

Ответить на вопросы к тексту:
1.Как назвала ворона зайца?
2. Что приходилось ему делать зимой?
3. Как он хвастался крестьянину?
4. Как проучила его ворона?
5. Что случилось с вороной?
2. Задание по теме «Упражнения на расширения поля зрения».
Клиновидная таблица. Глядя на центральную линию, увидеть все цифры, которые
находятся по разным сторонам.
Фиксируется результат: центральная цифра, на которой обучающийся может
правильно назвать цифры сверху и снизу.

3. Задание по теме «Упражнения для развития артикуляции».
Обучающийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:
Фиксируется результат: количество согласных звуков произнесенных на одном
выдохе.
ТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
4. Задание по теме «Упражнения для развития памяти и внимания».
Обучающемуся необходимо в течении 1 минуты посмотреть на карточки, задача
запомнить и назвать наибольшее количество картинок.
Фиксируется результат: количество карточек, которые обучающийся запомнил за 1
минуту.

10

Тестовые задания для итогового контроля.
Динамика усвоения программы фиксируется на основании результатов входного и
итогового контроля.
1. Задание по теме «Работа с текстами на время. Отработка ускорения».
Обучающемуся необходимо прочитать текст и ответить на вопросы.
Фиксируется результат: количество прочитанных слов за 1 минуту, количество
правильных ответов на поставленные вопросы.
Текст для обучающихся 7 лет.
Три медведя.
(Отрывок)
Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу
домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.
Дверь была отворена: она
посмотрела в дверь, видит — в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три
медведя. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.
(54 слова)
1. Кто жил в домике?
2. «Дверь была отворена» — как можно сказать иначе?
3. Как назывался рассказ?
4. Перескажи отрывок близко к тексту?
Текст для обучающихся 8-9 лет.
Солнце и радуга
Басня
Раз после дождя выглянуло солнышко и появилась семицветная дуга — радуга. Кто ни
взглянет на радугу, всяк ею любуется, смотрит на нее не налюбуется. И каждый, кто на
нее посмотрит говорит:
- Какая радуга красавица! Нигде такой красоты больше нет!
Радуга радовала всех, но прошло время, загордилась радуга, да и стала хвастаться, что
она красивее самого солнца. Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива —
это правда, но ведь без меня и радуги не бывает». А радуга только смеётся да пуще
хвастается, что она самая красивая, яркая и цветная. Тогда солнышко очень
рассердилось и спряталось за тучу - и радуги как не бывало.
(100 слов)
1. После чего появилась радуга?
2. Сколько цветов в радуге?
3. Что делала радуга?
4. Без чего не бывает радуги?
5. Что обиделось на радугу?
11

Текст для обучающихся 10 лет.
Кто без крыльев летает.
Оказывается, бывают такие летуны и их много. Белка – летяга взбирается на
дерево повыше, растопыривает свои лапки и прыгает вниз. Она скользит по воздуху. У
нее между пальцами натянута складка кожи. Лапки и эта складка создают парус,
помогающий ей летать. Стартуя с верхушки большой сосны, она может пролететь 50
метров. В конце пути зверек летит со скоростью поезда, это быстро.
Приземляясь, она вытягивает задние лапки вперед и становится в воздухе почти
вертикально, резко тормозя. Острыми коготками она цепляется за кору дерева,
оканчивая свой полет.
Есть и летучие рыбы. Разгоняясь в море, они выпрыгивают из воды и парят в
воздухе на широких грудных плавниках.
Есть лягушки пилоты. Водятся они в Индонезии. На каждой лапке у них по
парашюту. Пальцы у нее длинные, перепонки между ними широкие, много шире чем у
других лягушек. На этих перепонках лягушка и летает. Пролетает она метров двадцать.
Это во сто раз больше, чем может прыгнуть обычная лягушка.
(150 слов)
Вопросы к тексту:
1. Что помогает белке – летяге парить в воздухе?
2. Какое расстояние может преодолеть белка – летяга?
3. Какую скорость она может развить?
4. Как белка – летяга приземляется?
5. Как летают рыбы?
Скорость чтения.
Высокий уровень – скорость чтения увеличилась более, чем на 100%;
Средний уровень - скорость чтения увеличилась, от 50 до 100%;
Низкий уровень - скорость чтения увеличилась менее, чем на 50%.
Понимание текста.
Высокий уровень – понимание текста более, чем на 80%;
Средний уровень - скорость чтения увеличилась более, от 40 до 80%;
Низкий уровень - скорость чтения увеличилась менее, чем на 40%.
2. Задание по теме «Упражнения на расширения поля зрения».
Клиновидная таблица. Глядя на центральную линию, увидеть все цифры, которые
находятся по разным сторонам.
Фиксируется результат: центральная цифра, на которой обучающийся может
правильно назвать цифры сверху и снизу.

12

Высокий уровень – увеличение угла зрения более, чем на 80%;
Средний уровень - увеличение угла зрения более, от 40 до 80%;
Низкий уровень - увеличение угла зрения менее, чем на 40%.
3. Задание по теме «Упражнения для развития артикуляции».
Обучающийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:
Фиксируется результат: количество согласных звуков произнесенных на одном
выдохе.
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
Высокий уровень – увеличение количества согласных звуков более, чем на 80%;
Средний уровень - увеличение количества согласных звуков более, от 40 до 80%;
Низкий уровень - увеличение количества согласных звуков менее, чем на 40%.
4. Задание по теме «Упражнения для развития памяти и внимания».
Обучающемуся необходимо в течении 1 минуты посмотреть на карточки, задача
запомнить и назвать наибольшее количество картинок.
Фиксируется результат: количество карточек, которые обучающийся запомнил за 1
минуту.

Высокий уровень – увеличение карточек, который запомнил обучающийся более, чем
на 80%;
Средний уровень - увеличение карточек, который запомнил обучающийся более, от 40
до 80%;
Низкий уровень - увеличение карточек, который запомнил обучающийся менее, чем на
40%.
13

Карта наблюдения за результатами обучающихся при проведении входного и итогового тестирования
№ п/п

ФИО
1

Входной контроль
2
3
4
5

Параметры оценивания
Итоговый контроль
6
1
2
3
4
5
6

*7

Уровень владения работы с текстом, понимание прочитанного.
1. Чтение слов в минуту – фиксируется результат на дату наблюдения.
2. Внимание и память - фиксируется результат на дату наблюдения.
Свобода владения специальным наглядным материалом (карточки).
3. Работа с карточками - фиксируется результат от 0 до 10, где 0 – не умеет работать с карточками, 10- работает с карточками
свободно.
Воспитанность обучающихся - культура межличностных отношений.
4. Эмоциональный настрой на обучение - фиксируется результат от 0 до 10, где 0 – не хочет посещать занятия, 10- посещает
занятия с удовольствием.
5. Активность на занятии - фиксируется результат от 0 до 10, где 0 – нет инициативы на занятиях, 10- на занятиях очень
активен.
6. Общение в коллективе - фиксируется результат от 0 до 10, где 0 – не общается с коллективом, держится обособленно, есть
конфликты, 10- с коллективом дружелюбен, конфликтных ситуаций нет.
*7. Уровень владения специальными упражнениями для развития скорочтения (только для итогового контроля).
Высокий: Знает и самостоятельно применяет на практике специальные упражнения для развития скорочтения.
Средний: Знает и самостоятельно применяет на практике специальные упражнениями для развития скорочтения, но присутствуют
неточности.
Низкий: Не может без помощи педагога правильно применить на практике специальными упражнениями для развития скорочтения.
14

4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1.
Материально-техническая база.
Материально-техническое обеспечение:
- секундомер;
- видеопроектор, экран.
Информационное обеспечение:
- учебные издания (указаны в списке литературы);
- интернет – ресурсы (указаны в списке литературы).
Кадровое обеспечение:
- педагог дополнительного образования.
4.2.

Учебно-методическое обеспечение программы
Основными принципами работы программы являются:
особенностей;

-деятельностный подход;
Для организации и проведения занятий по данной программе необходимо
следующее:
Информационно – методическое обеспечение:
- рабочая тетрадь с упражнениями и текстами для чтения – по количеству
обучающихся;
- дидактический материал, карточки с заданиями на темы для развития навыков
быстрого чтения, внимания, памяти: работа с текстом («Потерянный текст»,
«Кувырком», «Шторка»); расширение поля зрения («Клиновидная таблица», «Таблица
Шульте», «Лабиринт»); активизация полушарий головного мозга («Алфавит», «Устный
счет», «Струп тест»); развитие памяти и внимания («Переключалка», «Корректурная
проба», «Найди букву», «Найди число», «Найди отличия»).
Приемы и методы
Артикуляционная гимнастика; чтение слогов, текста; упражнения на слуховую
память; упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой
взгляд; упражнения
на
концентрацию внимания; упражнения на логическое
мышление; корректурная проба.
Принципы построения занятий:
1. От простого к сложному.
2. Каждое занятие рассчитано на 45 мин
3. Наращивание темпа выполнения заданий;
4. Смена разных видов деятельности.
15

Виды упражнений:
1. Упражнение на развитие артикуляции и дикции
2. Упражнения на внимание
3. Упражнения на расширение поля зрения
4. Чтение с указкой
5. Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
Структура занятия
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий 45 минут –
1 час.
Каждое занятие включает в себя упражнения разной направленности:
1. Упражнение на развитие артикуляции и дикции
2. Упражнения на внимание
3. Упражнения на расширение поля зрения
4. Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
5. Упражнение на развитие зрительной памяти.
6. Упражнение «Корректурная проба».
7. Упражнение на развитие слуховой памяти
8. Чтение с указкой
9. Работа со скороговорками.
10. Работа со слоговыми таблицами.
11. Чтение «марсианских» стихов.
12. Работа с «Таблицами Шульте».
13. Работа с текстом на время.
Упражнения на внимание
Первое упражнение на внимание — это струп-тест.
Струп-тест — это последовательность слов, описывающих цвета.
Например, слова зеленый, красный, синий, фиолетовый и т. д. записаны разными
цветами, при этом цвет слова не соответствует цвету, этим словом обозначаемому. То
есть слово зеленый желтого цвета, слово красный - зеленого. Ученику нужно
внимательно читать про себя и называть не слово, которое написано, а цвет, которым
это слово написано.
Следующее упражнение для тренировки внимания — это лабиринты.
Здесь никаких особенностей нет, однако очень важно, чтобы ученик не
помогал себе пальцем или указкой. Он должен лишь при помощи глаз искать выход из
лабиринта, либо соответствие какой-нибудь букве или цифре, в зависимости от
того, каково задание. Лабиринты также очень сильно тренируют внимание,
заставляют ребенка напрягать его по максимуму.
Делаем лабиринты, как в прямом, так и в обратном порядке. Лабиринты будут
повторяться, и это позволит развить и зрительную память.
Также к упражнениям, тренирующим внимание, относится упражнение «Большие и
малые числа». Оно никогда не надоедает, можно одной и той же картинкой
пользоваться бесконечное количество раз, работая то в прямом, то в обратном порядке.
Необходимо найти цифры от 1 до 99.
16

В чем особенность этого упражнения? Все числа написаны разным шрифтом,
они разного размера, и мозгу ученика приходится очень быстро перестраиваться,
чтобы выполнить данное упражнение. Вообще, мозг довольно быстро адаптируется.
Тренируется он для быстрого переключения. Ученик понимает, что характеристики
шрифта — ширина, высота, начертание, угол наклона — меняются и
единственным критерием для правильного ответа является форма написания (один
пишется так-то, два — так-то).
Упражнение «Разноцветные числа». Одна из вариаций «Больших и малых
чисел», но проще. Здесь необходимо искать числа по порядку, чередуя цвет: 1 белое
(серое), 1 черное, 2 белое (серое), 2 черное и т. д.
Упражнения на расширение поля зрения
Следующий блок упражнений — на расширение поля зрения. Логично
предположить следующее: для того чтобы увидеть достаточно большой объем
информации, ученику необходимо видеть ясным взором большую область. Это
называется «пятно ясного видения». Одно из лучших упражнений для увеличения
пятна ясного видения - это таблицы Шульте.
Таблица Шульте состоит из чисел, расположенных в произвольном порядке. Есть
разные интерпретации: от 3 х 3 (для маленьких детей) до 4 х 4 и 5 х 5.
Как работать с таблицей Шульте? Нужно расположить таблицу так,
чтобы расстояние до глаз в 3-4 раза превышало длину ее стороны. То есть если
сторона таблицы равна 10 см, то требуемое расстояние составит 30-40 см. Необходимо,
сконцентрировавшись на центре таблицы, боковым зрением находить цифры от 1 до
25.
В процессе тренировки движение глаз будет уменьшаться. Конечно,
полностью его исключить невозможно, но ученики смогут свести эти движения к
минимуму, потому что пятно ясного видения у них будет большим. Это говорит о
том, что данный навык хорошо тренируется и очень важно делать это упражнение
честно, особенно на начальных этапах.
Честность ученика во многом зависит от учителя, потому что если сильно давить
на ученика, есть вероятность, что ему захочется обмануть, показать, что он делает
лучше, чем на самом деле. Очень важно дать понять ученику следующее: чем
честнее он выполнит упражнение, тем более высоких результатов достигнет.
Следующее упражнение — на расширение горизонтальной и вертикальной
составляющей пятна ясного видения, так называемые клиновидные таблицы.
Цель этого задания — глядя на центральную линию, при каждом движении
взгляда увидеть цифры или буквы, которые находятся по разным сторонам. Тем
самым расширяется поле зрения. При ошибке необходимо вернуться на два шага
назад и продолжать.
Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
Третий блок упражнений — это упражнения на одновременную работу обоих
полушарий мозга. То есть если левое полушарие - это последовательность, логика
и структура, то правое полушарие - это интуиция, воображение, образы и т. д.

17

Есть один медицинский факт: за левую часть тела отвечает правое
полушарие мозга, а за правую часть, соответственно, левое полушарие. И все мы
знаем, что непереученные левши — личности более творческие. Еще один
практический вывод заключается в том, что, заставляя синхронно работать оба
полушария мозга, можно получать состояние сверхобучаемости, в котором
процесс обучения проходит намного легче и намного эффективнее. Поэтому в
программу внедрено большое количество упражнений на одновременную работу
обоих полушарий мозга.
Рисование обеими руками.
Ученику необходимо нарисовать рисунок двумя руками. Очень важно не давить
на него. Ученик показывает хороший результат, если у него получается на 30-4050 %. Это тот уровень, на котором нужно поддерживать достигнутый результат.
Упражнение «Алфавит» также синхронизирует оба полушария мозга. Выполнять
его необходимо следующим образом: ученик произносит громко верхнюю букву в паре
и поднимает, соответственно, правую руку, если снизу буква П, и левую руку, если
снизу буква JI. Если же это буква О, то одновременно обе руки.
В более сложной интерпретации необходимо поднимать еще и соответствующую
ногу.
Упражнение «Устный счет». Необходимо быстро считать в уме и громко
произносить ответы. Начинаете решать примеры с любого места.
Время решения — 1 минута.
Чтение с указкой
При выполнении чтения в тренинге необходимо читать с помощью указки, ведя
ручкой или карандашом под читаемым текстом и избегая возвратных движений.
При этом неважно, читает ли ученик вслух или про себя. Указку он ведет непрерывно,
не останавливаясь, и постоянно ускоряет свои движения.
В процессе обучения очень важно, чтобы у ребенка накапливались победы: чем
больше побед, тем более уверенным человеком он будет и лучшие результаты
получит.
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.
Чтение на выдохе 15 согласных букв одного ряда (звуками).
Работа со скороговорками.
«Я учусь говорить быстро» - во время проговаривания всех скороговорок звуки
должны произноситься чѐтко, ясно, не торопясь. Соединять скороговорку с
различными движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием
пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев левой и правой руки.
Скороговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков, для отработки
дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения.
Виды упражнений со слоговыми таблицами:
- «Я читаю слоги» - чтение слогов, слов - строчками и столбцами.
Упражнение выполняется на время: 1 раз ребѐнок читает 1 минуту – делается отметка,
затем читает этот же отрывок – 45 секунд со звуковыми сигналами через каждые 15

18

секунд (хлопки). Упражнение называется «Чтение на 3 хлопка». Читающий
должен успеть прочитать этот же объѐм.
- Быстрое нахождение ребенком слога, который прочитал учитель.
- «Подскажи конец словечка». Учитель произносит слово, не договаривая
последний слог.
«Марсианские» стихотворения.
Эффективный вид работы при обучении чтению. Внимание детей сосредоточено
лишь на технической стороне процесса чтения, они не смогут запомнить набор
слогов, поэтому их прочитывание может стать многократным. Отрабатывается и
подвижность артикуляционного аппарата.
Можно предложить дополнительный вид работы, придумать, о чѐм же говорят
нам «марсиане» в этом стихотворении. Если о радостном, то и прочитать следует
радостно. Если о грустном, то прочитать следует грустно.
Работа с текстом на время.
При работе с текстами используется прием «Многократное чтение». За
одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема
текста) читать несколько раз, начиная каждый раз сначала.
Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам ученик, у
которого поддерживается желание дальнейшего чтения.
Упражнения на развитие угла зрения.
Малый угол зрения – одна из причин медленного чтения. Расширяя угол зрения,
увеличивается
скорость чтения. Для этой цели рекомендуется использовать
«Таблицы Шульте». Представляют собой таблицу чисел от 1 до 25, где числа
расположены в произвольном порядке, нужно найти числа от 1 до 25 по порядку за 1
минуту.
Варианты заданий:
- Назови и покажи все числа в порядке возрастания.
- Назови и покажи все числа в порядке убывания.
- Покажи все четные числа.
Упражнения на развитие зрительной памяти.
Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать
мысленную картинку, зрительный образ. Это умение является одним из
эффективных способов запоминания, который применяется для сохранения в памяти
не только конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать его легче на
наглядном материале.
Упражнение «Корректурная проба».
На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том,
чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и
первые. Работать надо быстро и точно. Время работы — 5 минут.
Используются для развития зрительных представлений, памяти, способности к
воспроизведению определенной программы действий, мелкой моторики и внимания.
Упражнение на развитие слуховой памяти

19

Читается 10 слов, которые дети должны постараться
их запомнить. Для
запоминания составляется рассказ.
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и
дикцию)
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
1. Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух.
Задуйте одну большую свечку. 21
2. Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и
выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку.
3. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нѐм много маленьких
свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как много больше
маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
4. Обрызгайте бельѐ водой. Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды
на бельѐ.
5. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и
почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте
шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза.)
6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды
едят.
7. На дворе трава, на траве дрова, не руби
дрова на траве двора.
8. Возле горки на пригорке встали 33
Егорки: раз Егорка, два Егорка, три
Егорка и т.д.
9. Летят три пичужки через три пусты
избушки.
10. В один, Клим, клин колоти.
11. Каково волокно, таково и полотно 22
12. Клюет курка крупку, курит турка
трубку.
13. Либретто "Риголетто».
14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?
15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса,
песочку.
16. Лавировали корабли, лавировали, да
не вылавировали.

Отработка дикции
1.Выдох со счѐтом. Сделайте глубокий
вдох, на выдохе громко считайте до
тех пор, пока не кончится воздух
2. Учащийся делает глубокий вдох и
на выдохе читает 15 согласных одного
ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
3. Скороговорки
1. Водовоз вез воду из-под водопада.
2. Говори, говори, да не заговаривайся.
3. На гору гогочут гуси, под горой
огонь горит.
4. Наш голова вашего голову головой
переголовит, перевыголовит.
5. Наш дуда и туда и сюда.

4.Чистоговорки
ай – ай – ай – авторучку дай.
ам –ам –ам –песенка для мам.
ак – ак – ак – Сашенька - рыбак.
ал –ал –ал - скоро ли вокзал?
20

ла - ла - ла - очень острая игла.
лу - лу - лу - не валяйся на полу.
лы - лы - лы - наши девочки малы.
ло - ло - ло - прозрачное стекло.
да - да - да - там холодная вода.
ды — ды — ды — выходи - ка из воды.
ду - ду - ду - поскорей домой пойду.
де - де – де - подходить нельзя к воде.

бува вуве гуви дуво жуво зувы кувэ
лувю мувя
буга вуге гуги дуго жуго зугы кугэ лугю
мугя
буда вуде гуди дудо жудо зуды кудэ
лудю мудя
бужа вуже гужи дужо жужо
буза вузе гузи дузо жузо зузы кузэ лузю
музя
бука вуке гуки дуко жуко зукы кукэ
лукю мукя
була вуле гули дуло жуло зулы кулэ
лулю муля
бума вуме гуми думо жумо зумы кумэ
лумю мумя
буна вуне гун и дуно жуно зуны кунэ
луню муня
бупа вупе гупи дупо жупо зупы купэ
лупю мупя
бура вуре гури дуро журо зуры курэ
лурю муря
буса вусе гуси дусо жусо зусы кусэ
лусю муся
бута вуте гути дуто жуто зуты кутэ
лутю мутя
буфа вуфе гуфи дуфо жуфо зуфы куфэ
луфю муфя
буха вухе гухи духо жухо зухы кухэ
лухю мухя
буца вуце гуци дуцо жуцо зуцы куцэ
луцю муця
буча вуче гучи дучо жучо
буша вуше гуши душо жушо
буща вуще гущи дущо жущо

Чтение «марсианского»
стихотворения
1.Кля мтя таря
Свя зня вадя
Тмя гвя саря
Нря ктя радя
2. Слѐн млѐс вѐсли,
Бѐс нѐм гѐзли
Слѐзли газивѐли,
Млѐки теривѐли.
Жежу жувши жежуна
Жожа жунжи жедны,
Вамжа буджи мжежуна,
Грымжи гзыжи жувны
СКОРОГОВОРКИ
Карл у Клары украл кораллы
Клара у Карла украла кларнет.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке. 23
Пошѐл Ипат лопаты покупать
Купил Ипат пять лопат,
Шѐл через пруд
Зацепился за прут
Упал в пруд Ипат
Пропали пять лопат.
СЛОГИ
буба вубе губи дубо жубо зубы кубэ
лубю мубя
21

Практические упражнения по развитию памяти
Слуховая память
Наставнику:
Прочтите ребенку слова. Вмести с ним составьте рассказ, включая каждое слово после
его однократного прочтения. Проверьте сколько слов запомнил ребенок. Обсудите
причину забывания того или иного слова. Подумайте как бы надо было изменить
рассказ, чтобы слово не потерялось.
1. Компьютер 8. Поцелуй 15. Чужой 22. Мир
2. Игра 9. Обида 16. Погоня 23. Красный
3. Пулемет 10. Холод 17. Яйцо 24. Пустыня
4. Ошибка 11. Ветер 18. Ребѐнок 25. Путешествие
5. Мама 12. Дождь 19. Укрытие 26. Пирамида
6. Обувь 13. Трещина 20. Штора 27. Сокровище
7. Пальто 14. Огонь 21. Люк 28. Способность

22

Ребѐнок должен сам читать слова. Все остальные так же как в предыдущем случае.
1. Ворона 8. Записка 15. Помощь 22. Этаж
2. Чеснок 9. Лагерь 16. Глина 23. Таблетка
3. Грузин 10. Стрижка 17. Копия 24. Воск
4. Магия 11. Узор 18. Фильм 25. Гадание
5. Организм 12. Санитар 19. Орех 26. Картина
6. Отец 13. Слесарь 20. Опера 27. Макароны
7. Наволочка 14. Молоко 21. Ток 28. Телескоп
Расширение угла зрения
4.3. Информационное обеспечение программы
Литература, используемая педагогом для разработки и реализации
образовательного процесса:
1. Абдулова , Г. Скорочтение для детей / Гюзель Абдулова. – М. : Издательство АСТ,
2019. – 495 с.
2. Ахмадуллин, Ш. Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и понимать
прочитанное / Ш. Ахмадуллин - Москва: Билингва, 2015. - 160 с.
3. Ахмадуллин, Ш. Скорочтение, как научить ребенка быстро читать / Ш. Ахмадуллин
- Москва: Филипок и К, 2019. - 192 с.
4. Ахмадуллин, Ш. Как тренировать память у детей 7-10 лет / Ш. Ахмадуллин Москва: Филипок и К, 2019. - 192 с.
5. Камп, П. Скорочтение, как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее / Питер Камп ;
пер. с англ. В.Кукушкиной. – 5-е изд. М.- Манн, Иванов и Фебер, 2019. – 320 с.
6. Козловский, О.В. 600 слов в минуту: Скорочтение: Современные методики обучения
/ О.В. Козловский. – Москва : Рипол Классик, 2014. - 304 c.
7. Михайлов, Сергей Лучше, чем скорочтение. Как научиться читать быстрее / Сергей
Михайлов. - Москва: Феникс, 2010. - 256 c.
8. Сухомлинова, Т. А. Быстрочтение и долгопамять / Т.А. Сухомлинова. – Изд.2-е.Ростов н/Д : Феникс, 2019. – 94 с.
9. Хамидова, В. Как улучшить память и освоить технику скорочтения / В. Хамидова. Москва: АСТ, 2009. - 320 c.
Литература, рекомендуемая для обучающихся по данной программе:
1. Ахмадуллин, Ш. Майнд-фитнес для детей. Система тренировки интеллекта для
детей 8-9 лет за 21 день. Блокнот-тренажер / Ш. Ахмадуллин - Москва: Билингва, 2018.
- 157 с.
2. Севостьянова, Е. О. Хочу все знать: развитие интеллекта детей 5-7 лет :
индивидуальные занятия, игры, упражнения / Е. О. Севостьянова. - Москва : Творц.
центр Сфера, 2005. – 77с.
23

3. Минько, Э.В. Динамическое чтение, конспектирование и восприятие информации /
А.Э. Минько Э.В. Минько. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2017. - 490c.
Интернет-ресурсы:
1. Скорочтение. Как научиться быстро читать. Онлайн-тренажер [Электронный
ресурс]:
- Режим доступа: https://4brain.ru/skorochtenie/.

2. Тренажер скорочтения онлайн [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://readster.club/
3. Викиум. Тренажеры для мозга [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
https://wikium.ru/;
Компьютерные эксперименты на расширение (измерение) угла зрения
http://magicspeedreading.com/rus/corner_vision.html
http://magicspeedreading.com/rus/letters_perception.html
http://magicspeedreading.com/urok/ugol_para_colors.html
http://magicspeedreading.com/rus/shultc.html
http://magicspeedreading.com/urok/perception.html
Компьютерные эксперименты на восприятие текста
http://magicspeedreading.com/rus/rotation_letters.html
http://magicspeedreading.com/rus/strips.html
http://magicspeedreading.com/rus/mix_letters.html
http://magicspeedreading.com/rus/perception.html
http://magicspeedreading.com/rus/remove_letters.html
http://magicspeedreading.com/rus/words_flash.html
http://magicspeedreading.com/urok/decon_sharik.html
Другие компьютерные тренинги на освоение навыка скорочтения:
http://magicspeedreading.com/rus/words_perception01.html
http://magicspeedreading.com/rus/words_perception02.html
http://magicspeedreading.com/rus/shultc_change.html
http://magicspeedreading.com/rus/shultc_change.html
http://magicspeedreading.com/rus/shultc02.html
24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87237)2-68-94

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».