1 1.Пояснительная записка Декоративно прикладное творчество-это чудесная страна. Помогая ребенку войти в нее, мы делаем жизнь маленького человека интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими приемами позволит постигнуть тайны художественного мастерства - бисероплетения. Бисер - один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером - работа очень тонкая, кропотливая, требующая особого терпения, бесконечной любви к этому делу. Осваивая технику нанизывания бисера, дети познают еще одну грань красоты мира искусств, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира. Поразительно, сколько разных вещей можно изготовить из этого на первый взгляд не слишком изысканного материала. Бисерные работы - живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом. Бисерное рукоделие существует давно и хранит много секретов, а именно как слагаются из маленьких бусинок – бисера прекрасные и неповторимые изделия. Каждая выполненная из бисера вещь индивидуальна, хранит тепло рук мастера и может стать оригинальным сувениром и подарком для друзей и близких. Творческое воображение и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке. Для реализации своих идей ребенок очень часто выбирает бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. Практическая работа является основной формой обучения кружковцев, в процессе которого дети осваивают приемы и методы, навыки бисероплетения с учетом современных методов и технологий. 1.1. Актуальностьпрограммы. В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности, национальных традиций. Образовательная программа "Бисероплетение", являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Данная программа может быть использована как самостоятельный предмет, а также дает возможность каждому ребенку проявить себя, как личность и раскрыть свой внутренний мир, пробуждая к дальнейшему освоению народного творчества. Мода на украшения из бисера стремительно растет, все чаще голливудские звезды и музыкальные дивы предпочитают надеть легкое бисерное колье. В связи с этим актуальным становится организация кружка бисероплетения в рамках дополнительного образования. 1.2. Целью данной программы является создание условий для творческого развития личности, воспитание эмоциональной культуры ребенка через освоение им бисерного искусства, приобщение детей к ценностям прикладного творчества. 2 Активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению. Программа ставит следующие задачи: Обучающие: - углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения; - формирование знаний по основам композиции, цветоведение; - научить основным приемам и техникам в бисероплетении, используя схемы; - ознакомить с основными условными обозначениями; - обучить правильному положению рук при работе с бисером, пользоваться соответствии с правилами техники безопасности. инструментами в Развивающие: - развитие моторных навыков; - развитие образного мышления, внимания, фантазии; - развитие творческих способностей; - формирование эстетического художественного вкуса. Воспитательные: - привитие интереса к культуре и истокам народного творчества; - воспитание эстетического отношения к действительности; - трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца; - воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи при выполнении работ; -экономного отношения к используемым материалам; - привитие основ культуры труда. 1.3. Педагогическая целесообразность. Программа способствует: - овладеванию секретами древнего искусства - низания, плетения бисером; - расширению кругозора, вырабатывают художественное чутье и, самое главное, воспитывает хороший вкус, изучая произведения изобразительного и народного искусства; - изучению техник и технологий плетения из бисера; - плавному переходу к конструированию изделия на основе собственного замысла, используя знания, умения и навыки, заложенные программой, и как результат - создание от украшений, аксессуаров до картин. Темы программы расположены в определенной системе: от простого - к более сложному. Программа является вариативной, педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Теоретическая часть проводится в форме бесед с просмотром иллюстраций, наглядного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Овладение искусством бисероплетения начинается с изготовления изделий по образцу путем прямого повторения за педагогом. Не следует 3 перегружать детей, необходимо создавать условия для самовыражения и развития творческой и самостоятельной деятельности. 1.4. Срок реализации программы, формы и режим проведения занятий. Данная программа рассчитана на 1 год обучения, уровень обучения – ознакомительный. Занятия в группе 1-го года обучения проходят 2 раза в неделю по 2 часа (два занятия по 45 минут); 144 часа – в год. В группы первого года обучения принимаются все учащиеся школьного возраста. Специального отбора не производится. В программу первого года обучения входят знакомство учащихся с историей бисероплетения, с инструментами, приспособлениями и материалами, правилами по технике безопасности, способами и методами нанизывания бисера на проволоку и леску (работы и схемы представлены в порядке от простого - к сложному. 1.5. Планируемые результаты. К концу первого года обучения учащиеся должны знать: - об организации трудового процесса; - о разделении труда, его качестве; - виды материалов, их свойства; название, назначение. - приемы безопасной работы с инструментами и приспособлениями, - последовательность изготовления изделия; - основы культурного поведения. должны уметь: - организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы; - под руководством педагога планировать последовательность изготовления изделия и осуществлять контроль результатов практической работы по образцу изделия, рисунку - работать индивидуально и группами, с опорой на готовый образец; - осуществлять контроль качества работы друг друга; - соблюдать правила безопасной работы с инструментами; - эстетично оформлять изделия; - проявлять элементы творчества. 4 2. Содержание программы 2.1. Учебно – тематический план № п.п I II III IV Наименование тем, разделов Введение в программу. Технология изготовления изделий из бисера на леске. Плоские изделия на леске переходящие в полуобъем. Объемные изделия на основе плоского плетения. VI Технология изготовления изделий из бисера на проволоке. Фантазии из бисера. VII Итоговое занятие. V Итого: Количество часов Формы аттестации (контроля) Всего Теория Практика 2 1 1 34 6 28 10 2 8 42 8 34 22 4 18 32 4 28 2 - 2 144 25 119 Анкетирование, устный опрос Устный опрос, практические задания, тестирование, выставка лучших творческих работ Мини презентации. Выполнение самостоятельных работ в конце каждого раздела. Отчётная выставка творческих работ 5 2.2. Содержание программы 1-й год обучения Введение в программу (2часа). Теория- 1 час. Ознакомление с программой клуба. Волшебство блестящих шариков – из чего они сделаны. История развития бисерного творчества, материалы и инструменты, необходимые для работы с бисером. Практика - 1 час Организация рабочего места (освещение с левой стороны, правильная посадка). Полезные советы. Подбор инструментов и материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволоки, лески, салфетки 20:20). I. II. Технология изготовления изделий из бисера на леске (34 часа). Теория- 6 часов. Упражнения с самыми простыми для изготовления цепочками и плетениями. Терминология. Условные обозначения и работа со схемами. Правильная заделка и добавления лески. Работа с литературой. Практика – 28 часов. Выполнение цепочек «в крестик», «ступенчатой» цепочки, «колючей» цепочки, мозаичного и ажурного плетения, разработка на их основе более сложных плетений. Изготовление изделий, используя схемы, эскизы на базе всех перечисленных цепочек. Во время каникул проводится воспитательно-массовая работа для всех кружковцев ДДТ в виде конкурсов и викторин. III. Плоские изделия на леске, переходящие в полуобъем (10 часов) Теория– 2часа. Технология изготовления плоских изделий на леске таких как: «листик», «цветочек». Соединение их друг с другом, для получения оригинального и очень красивого украшения. Дать понятие о полуобъеме. Практика– 8часов. Упражнения для изготовления листочков, используя 2-а конца лески в технике «ступенчатая» цепочка. Плетение «бисерного тюльпанчика» на основе «колючей» цепочки и изготовление полуобъемного цветка, соединяя детали цветка в единое целое. IV. Объёмные изделия на основе плоского плетения (42часа). Теория – 8часов. Дать понятие объёма. Последовательность выполнения работы. Параллельное. ажурное и мозаичное плетения, используемые для создания объёмных изделий. Полезные советы. Практика –34часа. Выполнение эскиза будущего изделия. Подбор материала. Изготовление объёмных игрушек, на основе плоских плетений. Прошивание фигурок для придания объёма. V. Технология изготовления изделий из бисера на проволоке (22 часа). Теория – 4 часа. 6 Основные приёмы и методы низания на проволоку. Условные обозначения. Терминология. Правила по технике безопасности. Практика– 18часов. Плетение листочков, трилистника, веточек на основе плетения петельками, дугами, параллельного плетения, веточек из стекляруса. VI. Фантазии из бисера (32 часа). Теория – 4часа. Плоские изделия на проволоке. Способы соединение плоских и полуобъемных цветов. Приемы составления композиций. Практика – 2 8часа. Низание различных плоских изделий (цветы, бабочки, корзинки, рыбки и т.д.). Создание объёма и полуобъема цветов. Ознакомление с искусством создания «икебан» и «бонсай», а также с их простейшими принципами. Составление букетов и композиций, панно и деревьев (по выбору учащихся). VII. Итоговое занятие(2часа). Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся. Награждение лучших кружковцев. 3.Формы аттестации и оценочные материалы 3.1. Для контроля качества усвоения программы имеется разработанная система контроля результативности ЗУН в различной форме: тесты, вопросы, практические задания. ТЕСТЫ для проведения срезов ЗУН с учащимися клуба «Бисероплетения» 1. Из чего изготавливают бисер? 1. бумага 2. дерево 3. стекло 4. железо 5. пластмасса 6. пластилин 7. керамика 2. Какого вида бисера НЕ существует: 1. рубка (рубленный бисер) 2. резка (резанный бисер) 3. стеклярус 7 3. Материал для нанизывания бисера, придающий изделию любую форму: 1. швейные нитки 2. нитки мулине 3. проволока 4. леска 4. Форма стекляруса: 1. круг 2. трубочка 3. звездочка 5.Плетение цепочки в крестик представляет собой: 1. густую сетку с крестообразно расположенными бисеринами 2. овальные круги из бисера 3. ажурную сетку 6. Плетение цепочки в «крестик» двумя иглами: 1. выполняют при помощи одной иглы и нитки 2. выполняют при помощи двух игл и двух ниток 3. выполняют при помощи двух игл и одной нитки 7.Наплетение на цепочку: 1. используется крупный бисер, чем цепочка 2. используется более мелкий бисер, чем цепочка 3. используется такой же бисер как цепочка 8.Плетение цепочки цветы: 1. цепочки цветы плетут из одного цвета бисера 2. цепочки цветы плетут из одного размера бисера 3. цепочки цветы плетут из двух различных цветов бисера и разного размера бисера 9. Ажурное плетение: 1. напоминает сетку с ячейками разной формы 2. напоминает плотное полотно 3. напоминает цепочку цветы 10. Снизка - это: 1. нитка 2. проволока 3. нитка или проволока с нанизанными на нее бусами, бисером, стеклярусом и т.д. 11. Плетение НЕ бывает: 1. параллельное 2. перпендикулярное 3. игольчатое 4. «монастырское» 5. «французское» 8 12.Объемные изделия: 1. имеют верхние и нижние ряды 2. ряды лежат в одной плоскости 3. плетутся только в одной технике 13. Мозаичное плетение: 1. бисерины располагаются одна над другой в шахматном порядке 2. набираются три или более бисерин 3. плетение похоже на кирпичную кладку 14. Кирпичное плетение - это: 1. цепочка «Цветы» 2. плотное полотно 3. ажурное полотно 15. Цветы из бисера на проволоке плетутся: 1. параллельным плетением 2. мозаичным 3. ажурным 4. «французским» 5. игольчатым 16. Цветы на леске плетутся: 1. параллельным плетением 2. мозаичным 3. ажурным 4. «французским» 5. игольчатым 17. Чем обматывают стебель цветов: 1. нитками «Мулине» 2. проволокой 3. изолентой 4. флористической лентой 5. оставить необмотанным Для оценки результативности ЗУН помимо тестовых заданий оцениваются творческие работы учащихся. 4. Организационно-педагогические условия реализации программы 4.1. Техническое оснащение: 1.Наличие инструментов: - леска; 9 - проволока диаметром 0,3; 0,4; 0,5мм; - ножницы, кусачки, круглогубцы; - бисерные иглы №11 или №12; - фетровая салфетка 20*20см; - органайзеры для хранения бисера. 2. Наличие материалов: - бисер, бусины, стеклярус, рубка, пайетки разного диаметра и цветов; - флорлента, нитки «мулине»; 3. Специальная литература. 4. Интернет ресурсы. 5. Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы: - таблица «Основные приёмы плетения бисером»; - образцы всех видов бисера; - образцы низиния и плетения; - изделия из бисера; - инструкционные карты; - интернет-ресурсы. В учебном помещении рекомендуется развернуть действующую выставку с работами учащихся. При оформлении выставки необходимо учитывать следующие требования: - изделие должно располагаться так, что бы его можно было хорошо рассмотреть; - плоские композиции лучше закрепить на стенды или оформленные в рамки размещать на стене. - объемные работы рассматривают на столе или специальных подставках, располагая на разных уровнях высоты; - все работы, размещенные на выставке, должны представлять собой, единое и законченное целое по содержанию, композиции, цвету. - каждое изделие должно иметь бирку с именем, фамилией и возрастом учащегося. Для проведения занятий педагогу необходимы образцы изделий, дидактический материал к каждому занятию; схемы, таблицы с основными приемами бисероплетения, инструменты, материалы и приспособления. 4.2. Учебно-методическое обеспечение программы Образовательный процесс, включает в себя различные методы обучения: - репродуктивный (воспроизводящий); - объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); - проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); В проведении занятий запланированы игровые разминки, зарядки для глаз. 10 4.3. Информационное обеспечение программы Список литературы № I II III Наименован ие раздела Введение в программу. Технология изготовления изделий из бисера на леске. Плоские изделия на леске переходящие в полуобъем. IV Объемные изделия на основе плоского плетения. V Технология изготовления изделий из бисера на проволоке. Фантазии из бисера. VI VII Итоговое занятие. Список используемой литературы Образовательная программа клуба «Бисероплетения»; специальные журналы: «Чудесные мгновения», «Сабина», «Лена», «Бурда-специал» и др. Книги по бисероплетению. А.Харш-Синсируло «Модные украшения и аксессуары из бисера», Москва, «Контэнт», 2011г. Л.Божко «Бисер- уроки мастерства», Тверь, «Мартин», 2006г. Э.Исакова, К.Стародуб, Т.Ткаченко «Сказочный мир бисера- плетение на леске», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006г. Е.В.Даикевич «Моя первая книгабисер», Москва, «Астрель», 2010г Ю.С.Лындина «Игрушечки из бисера», Культура и традиции, 2006г. Ф.Майклер, Т.Беккер, С.Кох «Чудесный бисер - объемные фигурки»,Харьков, Белгород, «Клуб семейного досуга» 2012 Л.Катио «Фигурки из бисера. Животные. Птицы. Насекомые» Москва, «Контэнт», 2010г. Т.Ткаченко, К.Стародуб «Сказочный мир бисера - плетение на проволоке» Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004г. Специальные журналы по курсу вязания. Наглядно-дидактический материал Панно с режимом работы, инструкции по ТБ и ПБ; Выставка работ уч-ся разных годов обучения. Схемы с условными обозначениями. Образцы изделий выполненных в этой технике. Образы плетений. Видиоматериал. Схемы. Готовые изделия; Счетные схемы, цветные карточки. Схемы плетений, иллюстрации, демонстрационный материал Видео-материал схемы плетений, иллюстрации, демонстрационный материал Тестовые задания, выставка работ учащихся 11 4.4. Исходными документами для составления общеразвивающей программы «Фантазии из бисера» являются: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; гл.10 ст. 75 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р) 3. Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 4. Письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; (ссылка на ст.34, часть 1 п.7 ФЗ № 273) 5. Письмо МОиН РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6. СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41. 7. Приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 08.09.2015 №613н. 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2019г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 10. Локальные нормативные акты: - Устав МБУ ДО «Дворец детского творчества г.Буйнакск»; - Положение о правилах приема, перевода и отчисления учащихся. 12 Приложение 2 Реализация программы 13 14