Программа мастерская художника

1

1. Пояснительная записка
В любой профессии, в любом труде творческая способность является
основой движения вперёд. Изобразительное искусство таит в себе огромный
творческий потенциал. Занятия дают много возможностей для самовыражения и
развития способностей
Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в
искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в
окружающих предметах.
Обучаясь на занятиях изобразительного искусства, учащиеся стремятся
делать красивые вещи, находятся под влиянием условий, формирующих у них
эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Всё это
воспитывает эстетический вкус, развивает стремление к совершенствованию
своих умений.
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и
воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии,
пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует
раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс
формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной
отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области
художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить
потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими
силами.
Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств,
развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать
прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в
настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику
ребенка.
Кроме того, изучение лучших произведений искусства, художественного
творчества пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к
культуре своего народа.
Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие
задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как
уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение
радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять
лидерские качества.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение
изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие
художественного творчества школьников через систему дополнительного
образования детей становится особенно актуальным.
Программа
«Мастерская
художника»
имеет
художественную
направленность, является базовой и рассчитана на 1 год обучения – 216
часов в год.

2

1.1.Актуальность программы.
Актуальность программы обусловлена сближением содержания программы
с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых
подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать
современные задачи эстетического восприятия и развития личности в
целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения
особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и
понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры
чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и
творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости,
чувства взаимопомощи, что даёт возможность творческой самореализации
личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным
средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения,
навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои
работы.
Главный смысл программы – возможность связи искусства с
жизнью человека, его роль в повседневном бытии.
В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и
творческие способности, но и воспитываются определённые качества
личности. Появляется оптимизм, потому что с помощью педагога дети
учатся
организовывать свой досуг весело, интересно, обретают бодрый
эмоциональный настрой. Деятельная дружественная атмосфера в коллективе
помогает пробудить у них чувство радости от общения друг с другом, интерес к
жизни других людей.
1.2.Новизна программы заключается в ее построении, которое дает
возможность обучаться в одной группе детям разного возраста и уровня
подготовки, при этом последовательно развивать художественные способности
всех обучающихся. Данная программа позволяет решать не только собственно
обучающие задачи, но и создает условия для нравственного и духовного
обогащения, формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе,
доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам
товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества, а
также помочь определиться с профессиональным выбором.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания
материалов и инструментов. Технология их выполнения интересна и доступна
любому ребенку.
Поэтому восприятие таких жанровых
понятий
изобразительного искусства как портрет, пейзаж, натюрморт происходит очень
органично.
В соответствии требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта
общего
образования,
образовательные
программы
по
изобразительному искусству должны способствовать формированию основ
3

художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры
родного края.
Знакомство с духовными ценностями, заключенными в художественной
культуре народов, населяющих РД (Дагестан) может многое дать детям не
только для осознания культурно-исторических корней, воспитание
художественного вкуса, но и для создания прочной основы формирования
культуры межнационального общения. Основной целью реализации
регионального компонента является приобщение обучающихся к творческому
подходу изображения пейзажей, натюрмортов и других жанров живописи в
нетрадиционной технике рисования.
1.3.Цель:
Приобретение
практических
навыков
изобразительного
искусства.
Формирование художественной культуры, воспитание человека-творца с
развитой индивидуальностью, богатого духовными интересами и запросами,
способного понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями
отечественной культуры и искусства, способного к творческому труду, создание
наиболее благоприятных условий для обучения детей основам изобразительной
грамоты и развитие творческих способностей детей с учетом их
индивидуальности.
Задачи:
Для реализации цели программы осуществляются следующие задачи:
1. Задачи в обучении:
- научить практическим приемам и навыкам изобразительного мастерства
(в рисунке, живописи, композиции)
- изучить разновидности техник выполнения в изобразительном искусстве,
- научить раскрывать тему в изображении .
2. Задачи в развитии:
- развить умения грамотно сочетать цвета, используемые в деятельности,
- развивать фантазию, воображение, образное мышление, представление,
используя занятия на цвет и фактуру и т.д.
- развить способность достигать профессионального уровня в
изобразительном творчестве, сформировать интерес к творчеству, путём
посещения музеев, выставок.
3. Задачи в воспитании:
- воспитать любовь к народным традициям,
- сформировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему
миру
через художественное творчество,
- воспитать чувство красоты,
4

- воспитать аккуратность,
- воспитать терпение в работе, - воспитать целеустремлённость,
- поддержать одарённых и талантливых детей.
1.4. Категория учащихся и срок реализации программы
Программа «Мастерская художника» рассчитана на детей 12-16 лет
Включает 216 часов. Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа.
1.5. Планируемые результаты
К концу обучения учащиеся должны
знать:
- особенности материалов применяемых в художественной деятельности;
- разнообразие выразительных средств: цвет, свет, объем, композиция, ритм;
- творчество художников связанных с изображением природы.
Должны уметь:
- пользоваться гуашью, акварелью, тушью;
- пользоваться графическими материалами и инструментами;
- работать в цветовой гамме;
- добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов
несложной формы;
- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
- рисовать кистью элементы растительного орнамента.

2. Содержание программы
2.1. Учебно-тематический план
№
п/п

Наименование
раздела,

Количество часов

Формы аттестации
5

1

Вводная часть

2

Основы художественной
грамоты

3

Пленэр

Практи
ка
(интеракт
ивные
занятия)

Всего

Теория

темы

2
178

1
34

1
144

Анализ практической
работы. Выставка
работ.
Анализ практической
работы. Выставка работ

24

4

20

4

Мастерская художника

10

-

10

5

Итоговое занятие

2

-

2

39

177

Итого

2.2

216

(контроля)

Анализ практической
работы. Выставка работ
Анализ практической
работы. Отчетная
выставка работ

Содержание учебного (тематического) плана

Вводное занятие - 2 часа
Теория – 1 час: Ознакомление с программой изостудии.
Инструменты, приспособления, материалы для работы (карандаш, акварель,
гуашь, альбомы). Назначение каждого инструмента, правила пользования и
хранения. Техника безопасности, санитарно-гигиенические требования.
Практика – 1час: Творческие задания для выявления индивидуальных
способностей детей.
2.
Основы художественной грамоты -178 часов:
Теория – 34 часа
Свойства живописных материалов, приемы работы с ними: акварель, гуашь.
Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные
сочетания в природе.
Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Художественный язык
рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
Основы живописи. Цвет - язык живописи.
Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия»,
«уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
Беседы по истории искусств, о натюрморте, как о жанре живописи.
Практика – 144 часа
Упражнения на выполнение линий разного характера.
Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с
6

фигурами людей, животных.
Создание творческих тематических композиций. Экскурсии на выставки,
натурные зарисовки в городе, на природе. Орнаментальные композиции.
Натюрморт из трех предметов.
3. Пленэр – 24 часа:
Теория - 4 часа
Организация рабочего места.
Беседа.
Экскурсия.
Передача кратковременного состояния природы. Наброски, этюды, зарисовки.
Средства и способы передачи фактуры предметов.
Практика – 20 часов
Упражнения на выполнение линий разного характера.
Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с
фигурами людей, животных.
Создание
творческих
тематических
композиций.
Иллюстрирование
литературных произведений.
Экскурсии на выставки, натурные зарисовки в городе, на природе.
Орнаментальные композиции.
4. Мастерская художника- 10 часов
Практика – 12 часов: Выполнение художественных работ для участия в
муниципальных, республиканских, федеральных конкурсах детского творчества.
5. Итоговое занятие – 2 часа: Отчетная выставка.

3. Формы аттестации и оценочные материалы
Формами аттестации являются:
1. Текущие формы контроля: беседа, педагогическое наблюдение, которые
осуществляется при выполнении задания на занятии, предполагают
совместный просмотр выполненных изделий, рисунков и упражнений, их
коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма позволяет
учащимся оценивать не только чужие работы, но и свои.
2. Промежуточная и итоговая формы контроля: тестирование, практические
задания, творческое задание, осуществляются, когда происходит качественная
оценка деятельности обучающихся по программе, выставка творческих работ.
Задания по контролю ЗУН ( тесты, практическое задание, вопросы):
1. Какие виды искусств относятся к изобразительным?
а) графика
б) архитектура
в) дизайн
г) живопись
7

д) скульптура
2. Запишите последовательность цветов спектра.
3.Какой цвет не относится к основным цветам?
а) красный
б) желтый
в) зелёный
г) синий
4. Какой цвет не относится к составным цветам?
а) оранжевый
б) зеленый
в) фиолетовый
г) жёлтый
5. В цветовом круге дополнительные цвета находятся:
а) строго напротив друг друга
б) рядом друг с другом
6. Чтобы получить светлоту нужно добавить:
а) жёлтый цвет
б) белый цвет
в) серый цвет
7. Колорит это:
а) световые волны определённой длины
б) полярное противопоставление
в) взаимосвязь всех цветовых элементов
8. Распределение света на поверхности предмета
а) светотень
б) тень
в) полутень
9. Какие бывают рефлексы?
а) воздушные и линейные
б) цветовые и световые
в) воздушные и световые
10. Участки перехода света к тени
а) светотень
б) тень
в) полутень
11. Назовите виды тени
а) падающая, полутень, светотень
б) тень, падающая, собственная
в) полутень, падающая, собственная
12. Вид изобразительного искусства, в котором действительность отражается в объеме и
пластике
а) рисунок;
8

б) скульптура;
в) живопись;
13.Задуманное художником цветовое сочетание, с помощь которого он
создает художественный образ, называют
a) гармонией;
б) гармоникой;
в) колоритом;
г) гаммой цвета.
14. Что является основным в художественном языке живописи
a) Линия;
б) Штрих;
в) Декоративность;
г) Цвет.
15.Какое из перечисленных понятий основано на ритмичном повторении
каких-либо элементов, мотивов.
a) Портрет;
б) Орнамент;
в) Колорит;
г) Формат.
16. Чтобы правильно расположить рисунок на листе, необходимо
a)Выбрать формат;
б)Выбрать размер рисунка;
в)Выбрать место рисунка;
г)Разместить изображение.
17.Натюрморт - это
a)Изображение человека и животных;
б) Изображение неподвижных, неживых вещей;
в)Изображение живой природы
г) Изображение родственных предметов.
18. Живопись - это:
a)Изображение объектов с помощью воды;
б) Изображение предметов на плоскости;
в)Изображение на картонной плоскости любого объекта тушью, маслом,
акварелью,(т.е.красками);
г) Изображение живой природы пастельными мелками или углем.
19. Говоря о композиции натюрморта, мы рассуждаем о расположении на картинной
плоскости
a)Рек, гор, полей, домов;
б) Сказочных персонажей;
в)Предметного мира, рассказывающего о характере человека.
20. Портреты изображают:
a)Врачей;
б)Любых людей;
в)Все живое и неживое.
9

21. Художник - это тот
a)Кто умеет видеть;
б)Кто умеет рисовать;
в)Кто умеет чувствовать красоту.
22. Художник-это: …
а) человек, умеющий рисовать
б) профессия человека, создающего произведения
искусства
в) маляр

4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1.Материально-техническое обеспечение
1. Помещение: кабинет в ДДТ
2. Приборы и оборудование:
- ЖК монитор,
- доска металлическая,
- столы,
- стулья,
- мольберты.
3. Инструменты:
- ножницы,
- механическая точилка для карандашей.
4. Канцелярские товары и материалы для творчества:
- карандаши простые,
- карандаши цветные,
- кисточки для клея и красок,
- краски акварельные и гуашевые,
- ластик,
- линейки,
- фломастеры, маркеры,
- мелки цветные,
- баночки для воды,
- бумага акварельная,
- цветная бумага,
- цветной картон,
- клей – карандаш и ПВА,
- палитры.
- иллюстрации,
- книги,
- бытовая утварь для составления натюрмортов,
- электронные видео и презентации.

10

4.2. Учебно-методическое обеспечение программы
Освоение содержания программного материала базируется на основе
общих методологических принципов:
научности: знания, которые получают учащиеся, должны быть доказаны и
обоснованы;
системности и последовательности: знания получаемые детьми должны быть
в определенном порядке;
доступности: знания и практические задания, которые даются детям, должны
быть понятны и соответствовать их развитию
связи теории и практики: теоретические знания должны воплощаться я в
практической деятельности.
Методы обучения, обеспечивающие усвоение материала детьми:
-игровой;
-групповой работы,
-индивидуального подхода;
-дифференцированный метод;
-опережающего задания; анализ и самоанализ; ТСО; наглядный.
Программа детского объединения связана с процессами восприятия,
познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека,
свойственной ему на различных ступенях развития. Работа учащихся
дополнительного образования в студии «Мастерская художника» может сыграть
немаловажную роль в формировании у них знаний, умений нравственных
качеств, составляющих в совокупности фундамент готовности к труду и выбору
профессии. Однако, работая в студии, невозможно выпускать продукцию не зная
основ художественного искусства, поэтому необходимо практические занятия
чередовать с теоретическими.
Художественное восприятие в состоянии решать настолько важные задачи,
связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место,
отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть
второстепенным.
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование,
наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными
материалами в разных техниках расширяют пространственное воображение
конструкторские способности.
Программа включает в себя нравственное формирование, эстетическую
отзывчивость. Формирование художественно творческой активности учащихся в
области искусства посредствам формирования художественных знаний умений и
навыков.

4.3. Информационное обеспечение программы
Литература, использованная при составлении программы:
1. Аксёнов Ю.Г. Цвет и линия. – М., 1986.
2. Алексеева В.В. Что такое искусство. – М., 1986.
11

3. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – М., 1993.
4. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративноприкладного творчества: Учебно-методическое пособие. – Ростов р/Д:
Феникс, 2006.
5. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989.
6. Борев Ю.Б. Эстетика. – М., 2005.
7. Ватагин В.А. Изображение животного. – М., 1996.
8. Волков Г. . Изобразительное искусство: Словарь – М., 1999.
9. Карцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М., 1992.
10.Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа
рисунка. – М.,
1981.
11.Русская изба: Внутреннее пространство избы, мебель и убранство избы,
домашняя и хозяйственная утварь: Иллюстрированная энциклопедия. Авт.сост. Д. Баранов, О. Баранова, Е. Мадлевская и др. – СПб., 1999.
12. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми – по ступенькам творческого роста:
Дополнительное образование, 2004. №7.
13.Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М., 1981.
14.Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 - 4 классах. – М.:
Просвещение, 2005.
15.Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. –
М.: Просвещение, 1981.
16.ФГОС НОО. – М.: Просвещение, 2011.
17. Портреты художников: В. Васнецова, В. Серов, В. Васнецов, Б. Кустодиев,
И. Левитан, И. Шишкин, А. Пластов, А. Саврасов.
18. Детские книги для чтения: стихи о Родине, о природе вологодских поэтов,
рассказы, загадки о животных, сказки русских и зарубежных писателей,
народные сказки.
Ресурсы Интернет :
1. Информационный портал Реализация Федерального закона «Об
образовании в Российской
Федерации» [Электронный ресурс]. —Режим доступа http://www.273-фз.рф
2. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru
3. Учебно – методический кабинет http://ped-kopilka.ru
4. Кладовая развлечений http://kladraz.ru/
5. Педагогический мир http://pedmir.ru/
4.4.

Исходные документами для составления программы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; гл.10 ст. 75
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№1726-р)
3.Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка
12

организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
4.Письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
(ссылка на ст.34, часть 1 п.7 ФЗ № 273)
5.Письмо МОиН РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
6.СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41.
7.Приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» от 08.09.2015 №613н.
8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2019г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
10. Локальные нормативные акты:
- Устав МБУ ДО «Дворец детского творчества г.Буйнакск»;
- Положение о правилах приема, перевода и отчисления учащихся.

13

Приложение 2

Реализация программы

14

15

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87237)2-68-94

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».