1 1.Пояснительная записка Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать. Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности - один из видов декоративноприкладного искусства. Занятие творчеством любого вида способствует развитию ребенка, раскрывает его личность, творческий потенциал, способность применять полученные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения. 1.1. Актуальность программы. Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом. В настоящее время педагоги, специалисты в области развития детей, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Основной идеей образовательной программы «Пластилиновая страна» является создание картин пластилином, пластилинография. Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при 2 помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии являются руки. С данной техникой можно быстро достичь желаемого результата. Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче. 1.2 Новизна программы. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Программа «Пластилиновая страна» имеет художественную направленность, уровень программы - ознакомительный. 1.2. Программа направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно- эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка. Цель программы: развитие творческого потенциала с помощью изобразительного искусства посредством пластилинографии. Задачи: Обучающие: - обучить приемам работы с пластилином; - обучение основным техническим приемам пластилинографии; - обследование различных объектов (предметов) с помощью зрительного точечного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета; - освоить основные приемы применения пластилина в картинках (шариковый, жгутиковый, капельный) создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых объектов на горизонтальной поверхности; - освоить простейшие действия с пластилином - раскатывание, сплющивание, вытягивание, размазывание; - воспитание усидчивости, выдержки, терпения, умения доводить начатое до конца. 3 - Развивающие: - развитие мелкой моторики, координации движения рук, глазомер; - создать для ребёнка эстетическую развивающую среду; - организовать коллективную, творческую деятельность на основе взаимной - поддержки;развить специальные и творческие способностей. Сформировать у ребёнка установки на эстетическое восприятие мира; - развивать внутренний творческий потенциал ребенка. Воспитательные: -формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве; - воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг другу: - воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. 1.4 Категория учащихся и срок реализации программы Данная программа рассчитана на детей 7-14 лет. Занятия в группе проходят 2 раза в неделю по 2 часа ( 2 занятия по 45 минут). Всего 144 часа в год. Основная задача-помочь ребенку преодолеть чувство страха перед новым неизведанным; дать возможность поверить в успех и свои творческие способности; научить вести себя в коллективе; развивать мелкую моторику рук, глазомер; освоить приемы владения простейшими инструментами; прививать культуру труда. Работы выполнять по образцу. 1.5. Планируемые результаты К концу обучения учащиеся должны знать: - название инструментов, приспособлению и технику безопасности при работе с ними; - материалы и технические приемы оформления; - средства и способы передачи холодных и теплых тонов; - название основных и составных цветов; - значение терминов: эскиз, накладка пластилина, детализация картины, композиция, линия, живопись натюрморт; должны уметь: - подбирать нужные цвета пластилина в соответствии с передаваемыми образами: карандашом, пластилином, стеклом. - полностью использовать площадь ДСП, крупно изображать предметы; - формировать представления об основных понятиях: формы предмета, контрастные формы, симметрия и асимметрия, объемные формы через 4 выполнения практических заданий; - передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим изменения размеров; - выполнять декоративные оформительские работы на заданные темы. 2. Содержание программы 2.1 Учебно-тематический план 1 2 Вводная часть В мире искусства 2 6 2 2 4 3 Времена года 120 30 90 4 Мастерская художника 14 14 5 Итоговое занятие 2 2 144 34 Формы аттестации (контроля) вные интеракти кие Практичес Теория Количество часов Всего № Наименование п/п раздела темы Анализ практической работы. Выставка работ. Анализ практической работы. Выставка работ. Анализ практической работы. Отчетная выставка творческих работ Анализ практической работы. Выставка работ. 110 2.2. Содержание учебного (тематического) плана Вводное занятие (2 ч.) Теория – 2 часа: Ознакомление с программой студии. Инструменты, приспособления, материалы для работы (карандаш, пластилин, стеки, панно) Назначение каждого инструмента, правила пользования и хранения. Техники безопасности санитарно-гигиенические требования. 2. В мире искусства (6ч.) Теория 2 часа: Организация рабочего места. Беседа об искусстве, живопись. Ознакомление с 5 отдельными жанрами живописи: мифология, анимация, натюрморт, композиция. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства линия, пятно, штрих, мазок, композиция. Знакомство с пластилинографией. Практика 4часа: Формирования замысла пейзажа картины, обучение эскизу. Тональные изображение пейзажа средствами живописи. 3. Времена года (120 ч.) Теория 30ч.: Организация рабочего места. Беседа. Выполнение работы с передачей настроения. Технология выполнения декоративной работы. Средства и способы передачи холодных и теплых цветов. Знакомство с накладкой пластилина. Пластилинография. Разнообразие техник пластилинографии. Выполнение техник: прямая, мозаичная, модульная, контурная, многослойная, фактурная. Приемы накладывания пластилина: заглаживание, вытягивание, придавливание, прищипывание…. Смешивание цветов, гаммы и подбор нужного цвета. Практика – 90ч.: Выполнение техник: прямая, мозаичная, модульная, контурная, многослойная, фактурная. Приемы накладывания пластилина: заглаживание, вытягивание, придавливание, прищипывание…. Смешивание цветов, гаммы и подбор нужного цвета. Выполнение простейшей картины из пластилина. Детализация картины. Выполнение картин по теме «Времена года». Работа в технике «Мозаика». Выполнение картины в технике «Модульная». Творческая работа по выбору учащихся. 4. Мастерская художника – 12 часов Практика – 12 часов «Пластилиновые фантазии». Выполнение художественных работ для участия в конкурсах, выставках муниципального, республиканского и федерального уровней. 5. Итоговое занятие 2 часа: Обобщение знаний и умений, приобретенных в течение учебного периода. Коллективное обсуждение, анализ картин, выполненных в течение года. Выставка творческих работ. 3. Форма аттестации и оценочные материалы. 3.1.Формами контроля и аттестации являются: 1. Текущие формы контроля: беседа, педагогическое наблюдение, которое осуществляется при выполнении задания на занятии, предполагают совместный просмотр выполненных изделий, рисунков и упражнений, их коллективное 6 обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма позволяет учащимся оценивать не только чужие работы, но и свои. 2. Промежуточная и итоговая формы контроля: практические задания, творческое задание, осуществляются, когда происходит качественная оценка деятельности обучающихся по программе, выставка творческих работ. 4. Организационно-педагогические условия реализации программы. 4.1. Материально-техническое обеспечение 1. Помещение: кабинет в ДДТ 2. Приборы и оборудование - доска металлическая - столы - стулья - шкафы 3. Инструменты - механическая точилка для карандашей - ножницы 4. Канцелярские товары и материалы для творчества: - карандаши простые - ластик - иллюстрация - пластилин - ДСП - стеки - влажные салфетки - доски 4.2. Учебно-методическое обеспечение программы. Освоение содержания программного материала базируется на основе общих методологических принципов доступности: знания и практические задания, которые даются детям, должны быть понятны и соответствовать их развитию; Системности и последовательности: знания получаемые детьми должны быть в определенном порядке. Связи теории и практики: теоретические знания должны воплощаться в практической деятельности. Методы обучения, обеспечивающие усвоение материала детьми: - репродуктивный (воспроизводящий) - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала) 7 - проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения) - игровой; - групповой работы; - индивидуального подхода; - Дифференцированный метод; - опережающего задания; анализ и самоанализ; ТСО; наглядный Нетрадиционные техники в пластилиннографии: Размазывание – самый упрошенный способ пластилинографии. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе. Раскатывание- возрастающей по сложности прием работы – он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямимы движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика. Сплющивание и вытягивание – наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно-прикладных форм, например, лепешки сердечка, овала или вытянутого цилиндра. Для этого сначала раскатываем шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передовая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик. Заглаживание – прием необходим для подготовки основы будущей картины. Чтобы получить гладкую поверхность необходимо кончиками пальцев аккуратно разгладить слой пластилина. Прищипывание – используется для создания новых деталей в картине и придания ей декоративности. Учащийся прищипывает пальчиками пластилин там, где необходимо декорировать изображения. Промазывание, придавливание – приемы необходимы для плотного присоединения элементов картины. Налепливание - соединяет одну часть изображения с другой или помогает наносить необходимые детали на уже готовый рисунок. Смешивание разных цветов пластилина для получения оттенков – необходимо для декора картины. Детей учат различать разные цвета в виде накладывания. 8 4.3 Информационное обеспечение программы. Список литературы: 1. А, А. А Поделки из пластилина и соленого теста / А А. А, Анистратова, Н.И. Гришина. - М.: Оникс, 2010. - 558 c. 2. Адамчик, М. В. Все секреты пластилина. Развиваем моторику рук / М.В. Адамчик. - М.: Астрель, 2014. - 996 c. 3. Альбом. Аппликации из пластилина "Яркие пейзажи" (для детей 3-5 лет).. Москва: РГГУ, 2013. - 504 c. 4. Аппликации из пластилина: 3-6 лет. - М.: Феникс, 2015. - 300 c. 5. Багрянцева, А. Домашние животные из пластилина / А. Багрянцева. - М.: Эксмо, 2014. - 615 c. 6. Багрянцева, Алена Зоопарк из пластилина / Алена Багрянцева. - М.: Эксмо, 2012. - 588 c. 7. Багрянцева, Алена Ферма из пластилина / Алена Багрянцева. - М.: Эксмо, 2013. - 575 c. 8. Батий, Я. Страна пластилина / Я. Батий. - М.: Ранок, 2013. - 660 c. 9. Берд, Генри Н. Пластилин колец / Берд, Генри Н., Кенни, Дуглас К.. - М.: SIMPOSIUM, 2002. - 266 c. 10. Больгерт, Нелли Лепим из пластилина / Нелли Больгерт , Сергей Больгерт. М.: Робинс, 2012. - 885 c. 11. Больгерт, Нелли Мультстудия "Пластилин" / Нелли Больгерт , Сергей Больгерт. - М.: Робинс, 2012. - 658 c. 12. Веселый пластилин. 16 поделок. 3-6 лет. - М.: Искательпресс, 2013. - 995 c. 13. Веселый пластилин. Первые шаги. Выпуск 1. - М.: Фламинго, 2014. - 974 c. 14. Веселый пластилин. Первые шаги. Выпуск 2. - М.: Фламинго, 2014. - 124 c. 15. Веселый пластилин. Первые шаги. Выпуск 3. - М.: Фламинго, 2014. - 978 c. 16. Веселый пластилин. Первые шаги. Выпуск 4. - М.: Фламинго, 2014. - 925 c. 17. Волкова, Наталия Разноцветный пластилин. Оригинальные поделки для веселого творчества / Наталия Волкова. - М.: Эксмо, 2011. - 593 c. 18. Волкова, Наталья Викторовна Лепим из пластилина вместе с детьми / Волкова Наталья Викторовна. - М.: Эксмо, 2012. - 686 c. 19. Волшебный пластилин. - М.: АСТ-Пресс, 2011. - 665 c. 20. Волшебный пластилин. - М.: Ранок, 2013. - 202 c. 21. Гагин, Тимур В. Пластилин мира, или Курс "НЛП-практик" как он есть / Гагин Тимур В.. - М.: Институт психотерапии и клинической психологии (ИПиКП), 2012. - 676 c. 22. Генри, Н. Берд Пластилин колец / Генри Н. Берд, Дуглас К. Кенни. - М.: Симпозиум, 2002. - 266 c. 9 Интернет ресурсы 1. Информационный портал Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа ЬЦр://\\г\\глу.273-фз.рф 2. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru 3. Учебно - методический кабинет http://ped-kopilka.ru 4. Кладовая развлечений http://kladraz.ru/ 5. Педагогический мир http ://pedmir.ru/ 4.4. Исходные документами для составления программы 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; гл.10 ст. 75 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р) 3. Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 4. Письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; (ссылка на ст.34, часть 1 п.7 ФЗ № 273) 5. Письмо МОиН РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6. СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41. 7. Приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 08.09.2015 №613н. 10 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2019г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 10. Локальные нормативные акты: Устав МБУ ДО «Дворец детского творчества г.Буйнакск»; - Положение о правилах приема, перевода и отчисления учащихся. 11 Приложение 2 Реализация программы 12 13