1 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Базовая программа «Пресс-медиа» направлена на развитие у учащихся мотивации к познанию, к творчеству, к самовыражению и адаптации к социуму. Программный материал предусматривает формирование творческой личности учащегося и подготовку его к практической жизни. Образовательная программа является авторской, по направлению деятельности – социально-гуманитарная. Учащиеся клуба «Пресс-медиа» уже не первый год реализуют свой познавательнотворческий потенциал в статьях, публикуемых на страницах газеты «Переменка» для детей и подростков. В ней публикуются статьи и заметки воспитанников клуба со всех школ города. Цель работы с воспитанниками клуба заключается не только в усвоении азов журналистики. Важно сформировать способность подходить к работе ТВОРЧЕСКИ. Что сегодня нужно для молодежи, в основном учащихся школ? Что интересует? Какие проблемы волнуют? Какова их точка зрения на происходящее в семье, в школе, на улице, в городе, в стране в целом? И самое главное: КАК ДОНЕСТИ ИНФОРМАЦИЮ ДО ЧИТАТЕЛЕЙ, ЧТОБЫ ОНИ РАЗМЫШЛЯЛИ? Круг этих вопросов и входит в понятие ТВОРЧЕСТВО в журналистской деятельности. Занятия в клубе «Пресс-медиа» способствуют формированию у воспитанников активной жизненной позиции. Юные корреспонденты преодолевают социальный барьер: экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми, интервью способствуют развитию навыков общения, расширению общего кругозора. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными. У них складывается более правильное видение, представление об окружающей действительности и событиях, происходящих не только в нашей стране, но и за ее пределами. На страницах газеты «Переменка» проводится много конкурсов. Дети пишут стихи, сказки, рассказы, заметки о событиях в школе, городе, мире. Принимают активное участие в республиканских и федеральных конкурсах. Неоднократно «Переменка» занимала и занимает призовые места в номинации «Лучшая газета для детей и подростков» по республике Дагестан. 1.1. Актуальность программы. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, пейджинговые и мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нем, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета. Остро встает проблема социальной дезадаптации 2 подрастающего поколения. Эта проблема зачастую является следствием несформированности у подростков коммуникативной культуры, адекватной самооценки, позитивного опыта эмоционально - ценностного отношения к миру, активной жизненной позиции. Необходимо одновременно помогать воспитанникам в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своем социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в нашей программе «Пресс-медиа». Программный материал формирует достаточный уровень знаний в области интеллектуального мышления и развивает творческие способности учащихся. 1.2. Новизна данной программы состоит в том, что она дает возможность использовать знания, умения, полученные по ознакомительной программе «Прессцентр». Обучаясь по базовой программе «Пресс-медиа», учащиеся усваивают основы журналистского мастерства, включаясь в систему средств массовой коммуникации общества. Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия. Количество учащихся в учебной группе не должно превышать 10–15 человек: 1.3. Цель и задачи программы: познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества, развить творческие способности подростков. Задачи программы Развивающие: – развитие образного и логического мышления; – развитие умения устного и письменного выступления. Обучающие: – формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля; – овладение основными навыками журналистского мастерства. Воспитывающие: – формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства; – формирование нравственных основ личности будущего журналиста. 3 Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики являются: интерес к журналистике как профессии; желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, прессконференциях, творческих конкурсах. 1.4. Срок и формы реализации общеобразовательной программы Настоящая программа рассчитана на один год – 216 часов. Занятия проводятся в неделю 2 раза по 3 часа, всего в неделю – 6 часов. Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 13–16 лет и может преподаваться в учреждениях дополнительного образования, а также слушателям факультативов в гуманитарных школах. Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребенка. 1.5. Ожидаемые результаты 1) к концу реализации программы обучающиеся должны владеть основными теоретическими знаниями в области печатной журналистики, а также методами практической работы, предусмотренными программой, то есть осуществлять следующие виды деятельности: Поисково-творческая журналистская деятельность: поиск исходных данных (сведений о людях, фактах, проблемах, ситуациях) для подготовки материала, предварительное ознакомление с существующими сведениями по данной теме и определение хода дальнейшей работы над нею; «полевая» работа на объекте: сбор и анализ информации, необходимой для подготовки материала (непосредственное наблюдение событий, беседы с людьми, обращение к другим источникам информации с целью изучения фактов, ситуаций, проблем); формирование замысла будущей публикации, составление плана; реализация профессионально-творческого замысла — непосредственное создание журналистского материала в определенном жанре с использованием необходимых средств и компонентов (иллюстративного и других материалов). Редакторская деятельность: (приведение предназначенных к публикации материалов в соответствие с требованиями, нормами, принятыми в издании): оценка степени готовности материала к печати; редактирование, литературная правка печатного текста. Проектная деятельность: участие в разработке макета газетного номера, рубрики, авторского проекта и т. д.; планирование собственной работы; 4 участие в коллективном планировании редакционной работы и анализе ее результатов (редакционные «летучки» и другие формы совместной рефлексии). Производственно-технологическая деятельность: (макетирование издания, подготовка текстов к печати, работа с ретранслируемой информацией): участие в разработке макета будущего издания; подготовка текстов и иллюстраций к печати; набор материала на компьютере; подготовка к публикации ретранслируемой информации (получение, анализ, отбор, компоновка материалов полученных из различных источников — справочники, энциклопедии, Интернет, службы изучения общественного мнения и т. д.); участие в верстке и оформлении номера; 2) Результатом освоения перечисленных видов деятельности становится выпуск газеты «Переменка» с использованием различных жанров, выразительных средств русского языка, фотоматериалов, иллюстраций, а также знаний, полученных в ходе обучения основам дизайна и верстки. Каждый из номеров выпускаемой газеты представляет собой отдельный проект, позволяющий проводить мониторинг полученных знаний, умений и навыков обучающихся, корректировать дальнейшую образовательную деятельность. 5 2. Содержание программы 2.1. Учебный (тематический) план № п/п Наименование раздела, темы 1 Вводное занятие. 2 СМИ и общество 3 Речевая культура Количество часов Всего Теори Практика я 2 1 2 Опрос 15 6 9 15 6 9 Коллективное обсуждение, диспут Упражнения Задания карточки Тесты, карточки Публикации в газете и СМИ Тексовые творческие задания публикации Тексовые творческие задания публикации Тексовые творческие задания публикации 4 Основы журналистики 27 9 18 4.1 Жанры информационной публицистики Работа с текстом 24 8 16 4.2 Жанры аналитической публицистики 9 3 6 4.3 Жанры художественной публицистики 24 8 16 4.4 Интернет-журналистика (жанры: – оперативно-новостные – заметка во всех ее разновидностях; – оперативно-исследовательские – интер-вью, репортажи, отчеты; – исследовательско-новостные – корре-спонденция, комментарий (колонка), рецензия; – исследовательские – статья, письмо, обо-зрение; – исследовательско-образные (художе-ственно-публицистические) – очерк, эссе, фе-льетон, памфлет) 4.5 5 Блогосфера Формы аттестации (контроля) Мини-тесты Публикации в соц.сети текстовв различных интернет-жанрах 9 3 6 Блоговая страница в соц.сети 24 8 16 Самостоятельная практическая коллективноиндивидуальная работа Итоговый практикум корреспондента 6 39 6 2 24 Интервью, беседа, встречи, участие в творческих конкурсах Практикум корреспондента: конкурсы, мероприятия 3 8 Ежемесячный обзор и коллективное обсуждение собранного материала для газеты «Переменка» Сбор и обработка материла для газеты «Переменка». 24 7 37 3 Заключительное занятие 216 Итого: 52 Тесты ЗУН итоговая аттестация Отчет юных корреспондентов о проделанной работе за учебный год 164 2.2 Содержание учебного (тематического) плана 1. Вводное занятие – 3 часа Теория – 1час Ознакомление с программой и задачами клуба «Пресс-центр», решение организационных вопросов. Практика – 2 часа: Практическая часть предусматривает участие членов «Прессцентра» в ежегодном празднике, посвященном началу учебного года «День открытых дверей» 2. СМИ и общество – 15 часов Теория – 6 часов: обобщение и систематизация имеющихся знаний и представлений о журналистике. Новые термины. Профессия мультимедийного журналиста. Мультимедийная журналистика. Мультимедиа материал. Универсальный журналист. Роль журналистики в обществе. Постановка проблемных вопросов и поиск ответов. Журналистика и общественное мнение. Практика – 9 часов: знакомство со статьей «Журналистика и общественное мнение. Ответы на вопросы». Творческие работы на темы: « Журналист 21 века», «Журналист и свобода слова», «Журналист и общественное мнение», «Известные журналисты XXI века» 7 3. Речевая культура журналиста – 15 часов Теория – 6 часов Ознакомление учащихся с культурой речи, основами риторики. Усвоение и различение таких понятий как: разговорный и литературный язык; Практика – 9 часов практические занятия проводятся в виде письменных работ и диктантов. Также применяются задания индивидуального характера: тесты, карточки; 4. Основы журналистики 4. 1. Жанры информационной публицистики – 27 часов Теория - 9 часов Хроника, информация, заметка, корреспонденция, репортаж, интервью, комментарий, отчет, опрос, пресс-релиз. Практика - 18 часов оформление информационного сообщения в определенном жанре. 4.2. Жанры аналитической публицистики - 24 Теория - 8 часов Отчет, корреспонденция, интервью, беседа, круглый стол, комментарий, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, прогноз, версия, эксперимент, письмо, рекомендация. Практика - 16 часов написание статей в определенном жанре 4.3 Жанры художественной публицистики – 9 часов Теория – 3 часа Очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, анекдот, лирика, игра. Практика – 6 часов написание статей в определенном жанре 4.4. Интернет-журналистика – 15 часов Теория – 6 часов: изучение жанров – оперативно-новостные – заметка во всех ее разновидностях; – оперативно-исследовательские – интервью, репортажи, отчеты; – исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия; – исследовательские – статья, письмо, обозрение; 8 – исследовательско-образные (художественно-публицистические) – очерк, эссе, фельетон, памфлет Практика – 9 часов: составление текстов соответственно журналистским жанрам интернет сети 4.5. Блогосфера – 9 часов Теория – 3 часа усвоение знаний, умений, навыков создания текста для блога и ведения собственного блога. Особенности. Принципы работы над блогом Практика – 6 часов практическое применение полученных знаний, умений, навыков – оформление текстов и ведение блога 5. Итоговый практикум корреспондента – 24 часа практики Самостоятельное проведение интервью, репортажа, социальной акции, коллективное выполнение творческого проекта, проведение журналистского расследования. По балловым результатам определяется качество усвоения программы юными журналистами 6. Сбор и обработка материла для газеты «Переменка» - 39 часов Теория – 2 часа: Знакомство с принципами поисково-творческой деятельности журналиста Практика – 37 часов: В этом разделе учащиеся отбирают лучшие материалы, собранные ими в течение месяца для предоставления в редакцию газеты «Переменка». Лучшие работы публикуются в газете 7. Практикум корреспондента: конкурсы, мероприятия – 28 часов Практика – 24 часа участие в городских, республиканских, федеральных конкурсах, а также в мероприятиях Дворца детского творчества, освещение и публикация статей в газете «Переменка» 8. Заключительное занятие - 3 часа практики. Подведение итогов года, обсуждение плана работы на следующий год, награждение грамотами отличившихся членов «Пресс-центра» 3. Формы аттестации и оценочные материалы 3.1. Формы контроля разнообразны: – самостоятельные работы в различных жанрах журналистики; – занятия-практикумы по изученной теме; – творческие конкурсы; 9 – публикации. В ходе обучения предметная диагностика проводится в форме опросов, творческих заданий и тестов. По итогам курса у каждого воспитанника имеется портфолио, состоящее из его работ, просмотр которого также обеспечивает контроль за результатами обучения. Каждая тема предполагает выполнение практической работы, которая служит для закрепления теоретического материала, а также способствует обеспечению текущего контроля. Все практические работы хранятся в электронном виде, что позволяет сравнивать работы и отбирать лучшие для участия в конкурсах. На занятиях работы систематически обсуждаются всем коллективом. Обучающиеся учатся анализировать свои творческие достижения и давать оценку своей работе. По окончании изучения тематических разделов программы проводятся просмотры работ обучающихся, организуются открытые показы и открытые уроки. Самые лучшие работы воспитанников участвуют в различных фестивалях, конкурсах, выставках, что так же способствует объективности оценки итогов реализации данной программы. Индивидуальной формой подведения итогов творческой деятельности в объединении для каждого ребенка является формирование портфолио, т.е. папка с показателями личных достижений. В портфолио отражаются все успехи ребенка в виде благодарностей, грамот, свидетельств, фотоматериалов, отзывов об индивидуальной проектной деятельности. ТЕСТЫ ЗУН 1 . Кто такой журналист? а. человек, который занимается сбором, обработкой и распространением информации б. человек, который занимается выпуском газеты в. человек, рекламирующий газеты и журналы 2. Какие качества журналиста являются профессиональными? а.коммуникативность б.вежливость в.Грамотность г.оперативность 10 д.объективность 3. Что относится к средствам массовой информации? (перечислить) 4. Источники информации: а.мобильный телефон б. телевидение в. Человек г.радио д.группа людей е.документы 5. Пути распространения информации: а.интернет б.люди в. Радио г.магазин д.телевидение е.журналы и газеты 6. Газета - это... а. фотография, к которой требуется небольшой текст б. печатное, периодически выпускаемое издание в.собрание сочинений 7. Рубрика - это... а.заголовок раздела в газете б.название статьи в.план статьи 8. Макет газеты - это... а.схематическое изображение газеты б. перечень статей в газете в. примерный вид будущей газеты 9. а. б. в. Кто такой редактор? человек, который собирает материал для газеты человек, который отвечает за газету человек, который печатает газету 10. Выделите три основных действия, связанных с информацией а. купля, продажа, обмен б. посев, жатва, сбор в. сбор, обработка и распространение 11 11.Перечислите жанры журналистики а. б. в 12. К информационным жанрам относятся: а. Рассказ б. Заметка в. Юмор г. новость 13. Расположите в правильном порядке составные части заметки а. боди б. лид в. заголовок 14. Новость бывает двух видов: а. краткая и подробная б. мягкая и жесткая в. горячая и холодная 15. Заголовок должен быть: а. кричащим и ярким б. броским и информационным в. громким и скандальным 16. Интервью - это... а. статья, где обсуждаются проблемы города б. заметка о важном событии в. информация, где есть вопрос журналиста 17. Что необходимо учитывать, в первую очередь, при подготовке к интервью? а. где, когда и как проводить б. зачем, с кем и о чем задавать вопросы в. в какой одежде проводить 18. Каким тоном корреспондент берет интервью? а. Кокетливым б. Крикливым в. учтивым 19. В чем особенность репортажа в отличии от других жанров журналистики? а. эффект присутствия журналиста на месте события 12 б. в. собеседник должен быть очевидцем происшествия участником происшествия должен быть милиционер 20. Что вас привлекает в работе журналиста? а. возможность общаться с интересными людьми б. путешествие по разным странам в. высокая зарплата 4. Организационно-педагогические условия реализации программы 4.1. Материально-техническая база Помещение для занятий – кабинет в ДДТ Компьютеры – набор текстов, макетирование и верстка газеты. Сканер – отбор фотоматериалов, работа над макетированием и т.д. Принтер – макетирование, верстка номера. Фотоаппаратура – съемка необходимой фотоинформации. Диктофон Микрофон Проектор 4.2. Учебно-методическое обеспечение программы Освоение содержания программного материала базируется на основе общих методологических принципов: научности: знания, которые получают учащиеся, должны быть доказаны и обоснованы; системности и последовательности:знания получаемые детьми должны быть в определенном порядке; доступности: знания и практические задания, которые даются детям, должны быть понятны и соответствовать их развитию связи теории и практики: теоретические знания должны воплощаться я в практической деятельности. Методы обучения, обеспечивающие усвоение материала детьми: -игровой; -групповой работы, -индивидуального подхода; -дифференцированный метод; -опережающего задания; анализ и самоанализ; ТСО; наглядный. Формы занятия, предусмотренные программой: 1) свободная творческая дискуссия; 2) ролевые игры; 3) выполнение творческих заданий; 13 4) активные методы формирования системы общения; 5) практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе). - лекции; - конкурсы; - беседы; - практическая работа; - опросы –тестирование; - юнкоровские рейды; - тематические дискуссии; - пресс-конференции; - анкетирование; 4.3. Информационное обеспечение программы 1. Научно-методические основы модели саморазвивающегося информационно-образовательного пространства. М., 2014. 2. Памятка юного москвича для ориентирования в информационном пространстве. М., 2013. 3. Печищев И.М. Визуальные коммуникации. Создание мультимедийного контента. Пермь, 2013. 4. Руденко И.А. Детская и юношеская пресса // Типология периодической печати. М., 2007. С. 188–204. 5. Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография/ И.А.Фатеева. - Челябинск: Челяб.гос.ун-т, 2007. 270 с. 6. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. - Ростовна-Дону: Изд-во ООО «ЦР», 2001. 7. Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. 8. Федоров А.В., Челнышева И.В. Медиаобразование в России: краткая история развития. – Таганрог: Изд-во «Познание», 2002. 9. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2003. 1929. Цымбаленко С.Б. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования. - М.: НИИ школьных технологий, 2010. 10. Челышева И.В. Медиаобразование и медиакомпетентность: работа со школьными учителями и преподавателями вузов: учеб.пособие / под ред.проф. А.В.Федорова. - Таганрог, 2011. Литература для детей Головин, Б.Н. Основы культуры речи. – М.,1980 Голуб, И.Б., Розенталь, Д Э. Книга о хорошей речи. – М., 1997 Ворон Н. И., Газанджиев С. Г. и др. Местная печать Москвы и Подмосковья. – М., 2005. – 136 с. 14 Газетное оформление. Теория и практика моделирования. – М., 1981. – 91 с. Глазычев В. Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. – М., 1970. – 192 с. Журбина, Е И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. – М., 1999 Кудрявцев А. И. Шрифт. – М., 2003. – 248 с. Ляхов В. Н. Проблемы методики художественного конструирования книги // Книга как художественный предмет. Ч. 2. – М., 1990. – С. 239–290. Настольная книга газетного дизайнера. М., 2011. Оформление газет и журналов за рубежом. – М., 1978. – С. 98–146. Оформление периодических изданий / под ред. А. П. Киселева. – М., 1988. – 160 с. Сэндидж Ч., Фрайбргер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. – М., 1989. – С. 281–322. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения. М., Просвещение, 1995. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 2009. Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. – СПб., 2004. – 496 с. Шицгал А. Г. Русский типографский шрифт. – М., 1985. – 256 с. 4.4. Исходными документами для составления программы «Пресс-медиа» являются: Нормативно-правовые акты и документы 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; гл.10 ст. 75 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р) 3.Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 4.Письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; (ссылка на ст.34, часть 1 п.7 ФЗ № 273) 5.Письмо МОиН РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6.СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41. 15 7.Приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 08.09.2015 №613н. 8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2019г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 10. Локальные нормативные акты: - Устав МБУ ДО «Дворец детского творчества г.Буйнакск»; - Положение о правилах приема, перевода и отчисления учащихся. Интернет-ресурсы: 1. http://ynpress.com 2. http://iast.pro/projects/mediakuznitsa/ 3. http://apple.com/ru/imovie 4. http://sila.media/multimedia/whatismultimedia/ 5. 4brain.ru 16 Реализуем журналистское творчество в социальных условиях жизни, т.е. шагаем активно от теории и первичных навыков программы «Пресс-центр» к углубленной практике программы «Пресс-медиа» Приложение 2 Городская акция, посвященная Всемирному Дню памяти жертв ДТП Городская акция, посвященная Дню солидарности в борьбе с терроризмом Участие в Акции читаем Расула Гамзатова 17 Неделя толерантности Практикум корреспондентов, посвященный чествованию чемпиона 18 К 100-летию: Булач Гаджиев – человек легенда Посещение музея Городская Акция ПДД: будьте осторожны зимой на дорогах «Международный день белой трости – о сострадании к людям с ограниченными возможностями Участие в дистанционных Акциях и конкурсах, посвященных 75-летию Победы 1. «Читаем о победе» 19 2. Соцсетевая акция «Спасибо вам, врачи» Участие в конкурсах, посвященных Дню защиты детей 20 Интервью, беседы, встречи… ВЕСЕЛАЯ «ЛЕТУЧКА» Работа в соц.сети 21