МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Дворец детского творчества г.Буйнакска» «Согласовано» на МС Пр.№1 от 24.08.2021г. «Утверждено» директор ДДТ ____________Алиханова М.А. Пр. № 12 от 26.08.2021г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Игра на барабане» Направленность: художественная Возраст: 9-16 лет Срок реализации: 2года Вид программы: модифицированная Форма обучения: индивидуальная Составитель: Мамаева Т.Н., методист ДДТ г.Буйнакск , 2021 – 2022 уч.год 1 Основные характеристики программы 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игра на барабане» художественной направленности. Кавказский барабан древнейших инструмент из всех, о которых есть упоминания в старых писаниях, найденных на Кавказе. Стоит отметить, что барабан – это настоящее достояние абсолютно всех республик и народов, что проживают на территории Кавказа. Его используют не только на свадьбах и других праздниках, но и в повседневной жизни. На Кавказе считают, что каждый мужчина должен уметь не только танцевать лезгинку, но и сопровождать ее исполнение умелой игрой на барабане. 1.2. Актуальность программы. Программа способствует формированию умений и навыков у обучающихся, понимать музыку и эмоционально передавать исполняемые мелодии, развивает музыкальные и физические способности. 1.3. Педагогическая целесообразность программы заключается в реализации у учащихся своих творческих способностей в игре на барабане. В программу входит задача специального обучения детей игре на национальном барабане и овладения начальным уровнем исполнительства и поэтому программа дополнительного образования приобщает детей к индивидуальной и коллективной музыкальной деятельности. Программа адресована для детей в возрасте от 9 до 16 лет. В коллектив принимаются все желающие. 1.4. Объем и срок реализации программ: Основной курс программы рассчитан – на 180 часов: 1- й год обучения - на 72 часа, занятия проводятся по 1 часу два раза в неделю; 2 – й год обучения - на 108 часов, занятия проводятся по 1 часу три раза в неделю; Форма проведения – индивидуальная. 1.5. Формы обучения и виды занятий: очная, аудиторная. Беседа, мастерклассы, практические занятия, участие в концертах, торжественных мероприятиях. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю, по 1 часу. 1.6. Цель и задачи программы 2 Цель программы: формирование и развитие творческих, музыкальных способностей у обучающихся через игру на барабане. Задачи: 1. Сформировать навыки игры на музыкальном инструменте - барабане. 2. Способствовать развитию слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, координации движения. 3. Воспитать творческую активность, чувство коллективизма, эмоциональную отзывчивость, трудолюбие. 2. Учебно-тематический план 1-й год обучения № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Наименование тем Вводное занятие. Т./Б. История инструмента, его появления Устройство барабана. Правила обращения с барабаном. Правила игры на барабане Основные приемы игры на барабане Игра на барабане Импровизация. Шоу – трюки во время игры Подготовка концертного номера Итоговое занятие Итого: 3 Всего Теория Практика 1 1 - 1 1 - 16 29 6 10 8 1 2 - 15 27 6 10 8 1 1 - 72 ч. 7ч. 65ч. Учебно-тематический план 2-й год обучения № I. II. III. IV. V. VI. Наименование тем Всего Вводное занятие. Введение в программу 2-го года обучения. Правила по технике безопасности. Продолжение повторения материала 1-го года обучения. Правила обращения с барабаном. Правила игры на барабане. Постановка рук. Основные приемы игры на барабане Игра на барабане Импровизация. Активизация и развитие творческих способностей Подведение итогов года Итого: 1 Практика 1 - 1 1 26 3 23 59 3 17 7 - 52 3 17 1 1 - 12ч. 96ч. 108ч. 4 Теория 2.1 Содержание программы 1-й год обучения 1. Вводное занятие. Инструктаж. (1ч.) История инструмента, его появления. Правила по технике безопасности. 2. Устройство барабана. Правила обращения с барабаном. Правила игры на барабане (1ч.) 3. Основные приемы игры на барабане (16ч.): Теория (1ч.)- Специфика музыки как вида искусства (отражение действительности в звуковых образах). Масштабы её художественных возможностей (отображение картин природы, быта, народной жизни, внутреннего мира человека). Выразительные средства музыки (мелодия, лад, гармония, ритм, темп, тембр и т.д.); взаимодействие выразительных средств в музыкальном произведении. Практика (15ч.) - Показ разнообразных приемов игры на барабане. Постановка рук при игре на ударных инструментах. Преодоление мышечной зажатости рук. Тренировка мышц кистей рук при игре. ке и в левой руке, в обеих руках одновременно); на отработку ударов (одиночных, двойных, тройных, четверных); на расслабление кистей рук, локтевого сустава и предплечья. Основы метра и ритма. Ритмические упражнения на барабане в соответствии с длительностью звучания нот. Дробь, постановка рук при ее игре, упражнения для ее отработки. Темпы при исполнении. Одиночные удары длительностью в 1/4, 1/8, 1/16 (в умеренном движении). 4. Игра на барабане (29ч.): Теория (2ч.)- Основная стойка с инструментом, звукоизвлечение, приемы игры. Основные приемы игры на ударных инструментах. Музыкальный звук. Его свойства и качества. Звук как физическое явление. Практика (27ч.) - Разучивание: ритмы лезгинки, Грузии, Осетии, Абхазии, южные ритмы Азербайджана и Армении. Обучение игре на палочках взрывные ритмы Северного Кавказа. Отработка упражнений. Импровизация(6ч.): Самовыражение в музыке. Основные приёмы импровизации: сольная импровизация; импровизация под метрономом; импровизация в музыке; импровизация в совместной игре. 5. 6. Шоу – трюки во время игры (10ч.): Разновидности трюковых приемов с палочками, кручение палочки между пальцами; подкидывание палочки; перевороты палочек во время игры; перебросы палочек; жонглёрские трюки. Отработка упражнений. 5 7. Подготовка концертного номера (8ч.): Постановка номера. Репетиционная работа. Правила поведения во время выступления, на концерте, на сцене и за кулисами. 8. Итоговое занятие (1ч.): Подведение итогов года. 2.1 Содержание программы 2-й год обучения I. Вводное занятие – 2часа: Теория (1ч.)- Введение в программу 2-го года обучения. Правила по технике безопасности. Практика (1ч.)- Продолжение повторения материала 1-го года обучения. Правила обращения с барабаном. Правила игры на барабане. Постановка рук. II.Основные приемы игры на барабане (26ч.): Теория (3ч.)- Звук как физическое явление. Постановка ударов. Звуки «дум», «лях», «дробь»; постановка рук при их игре, упражнения для отработки. Темпы при исполнении. Одиночные удары длительностью в 1/4, 1/8, 1/16 (в умеренном движении). Практика (23ч.)- Показ разнообразных приемов игры на барабане. Постановка рук при игре на национальном барабане. Преодоление мышечной зажатости рук. Тренировка мышц кистей рук при игре как в правой и в левой руке, в обеих руках одновременно); на отработку ударов (одиночных, двойных, тройных, четверных); на расслабление кистей рук, локтевого сустава и предплечья. Основы метра и ритма. Ритмические упражнения на барабане в соответствии с длительностью звучания нот. «Дробь», «лях», «дум», совмещение звуков с палочками и без палочек. III. Игра на барабане (59ч.): Теория (7ч.)- Основная стойка с инструментом, звукоизвлечение, приемы игры. Основные приемы игры на национальном барабане. Музыкальный звук. Его свойства и качества. Звук как физическое явление. Практика (52ч.) - Разучивание: ритмы лезгинки, Грузии, Осетии, Абхазии, южные ритмы Азербайджана и Армении. Обучение игре на палочках и без палочек - взрывные ритмы Северного Кавказа, характерные ритмы. Отработка упражнений. IV. Импровизация(3ч.): Практика (3ч.) - Самовыражение в музыке. Основные приёмы импровизации: сольная импровизация; импровизация в совместной игре. 6 V. Активизация и развитие творческих способностей (17ч.) Практика (17ч.)- Исполнение национальных ритмов с палочками и руками. Совмещение национальных ритмов, Выполнение переходов ритма. Создание несложного собственного дефиле с барабаном. Создание собственных новых элементов с барабанными палочками. Развитие через составление собственных несложных элементов воображения, зрительной и эмоциональной памяти. Постановка номера. Репетиционная работа. Правила поведения во время выступления, на концерте, на сцене и за кулисами. VI. Итоговое занятие (1ч.): Подведение итогов года. 3.Форма аттестации и оценочный материал 3. 1. Учет социальной и творческой активности обучающихся. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамоты, фото- и видеоматериалы. Итоговая аттестация обучающихся в форме: творческие выступления, участие в конкурсах различного уровня. 3.2. Результативность усвоения планируемого материала: должны знать: - историю инструмента, его появления; - устройство барабана, правила обращения; - знать основные приемы игры на ударных инструментах; - знать основные правила поведения на сцене во время выступления. должны уметь: - уметь правильно стоять, держать инструмент; - уметь исполнять простейшие перестроения; - уметь выполнять простейшие приемы импровизации; - уметь выполнять простейшие трюковые приемы с палочками; - владеть навыками построения ритмических рисунков в разных темпах. 4.Организационно-педагогические условия реализации программы 4.1. Техническое оснащение 1. Кабинет, национальные барабаны, концертные костюмы. 2. Наглядный материал (стенды); уголок безопасности; наглядные пособия. 3. Видеозаписи упражнений игры на барабане. Музыкальный центр. Диски. 7 4.2. Методические материалы: Особенности организации образовательного процесса – очно. Применяемые технологии: технология личностно-ориентированного образования; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные; Выбор метода обучения зависит от содержания занятий, уровня подготовки и опыта обучающихся: 1) По источнику передачи и восприятия знаний: - словесные (рассказ, беседа, инструктаж, поощрение); - наглядные (демонстрация), - практические (упражнения) 2) По характеру познавательной деятельности: - репродуктивный метод (демонстрация); - частично-поисковый (эвристический). Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация. Средства обучения: средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля. Методы контроля: наблюдение, показательные выступления. Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая; Формы организации учебного занятия: практическое занятие; Формы проведения итогов по каждому разделу – выполнение упражнений, оценка техники игры на барабанах, исполнение разученных ритмов. Основные принципы реализации программы: поэтапность (усвоение программы рассчитано на 2 года, содержание построено с учетом психолого-педагогических возрастных особенностей детей); доступность (теоретический материал адаптирован для учащихся определенной возрастной группы); систематичность (построение и содержание каждого занятия основано на знаниях, умениях и навыках, полученных учащимися на предыдущих занятиях); индивидуальный подход (в процессе занятий осуществляется индивидуальная работа с детьми по формированию навыков игры на барабане). 8 4.3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Кузьмин Ю. Школа игры на ударных инструментах. Ч. I, II, - М., 1965 2. Кизант Г. Техника игры на ударных инструментах. - Киев, 1989. 3. Купинский К Школа игры на ударных инструментах. Ред. Штеймана В. - М., 1987. 4. Осадчук В. 80 ритмических этюдов для малого барабана. - М., 1956. 5. Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. - М., 1957. 6. Эскин В. Малый барабан. Соло и дуэт. Школа этюдов для всех ступеней музыкального образования. – СПб. 2014 7. Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. Ред. В. Штеймана. - М., 2000 4.4.Исходными документами для составления общеобразовательной общеразвивающей программы 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; гл.10 ст. 75 2.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р) 3.Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 4.Письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; (ссылка на ст.34, часть 1 п.7 ФЗ № 273) 5.Письмо МОиН РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6.СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41. 7. Приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 08.09.2015 №613н. 9 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2019г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 10. Локальные нормативные акты: - Устав МБУ ДО «Дворец детского творчества г.Буйнакск»; - Положение о правилах приема, перевода и отчисления учащихся. 10 Приложение 2 11 12