Игра на барабане модиф

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

«Дворец детского творчества г.Буйнакска»

«Согласовано» на МС
Пр.№1 от 24.08.2021г.

«Утверждено»
директор ДДТ
____________Алиханова М.А.
Пр. № 12 от 26.08.2021г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Игра на барабане»

Направленность: художественная
Возраст: 9-16 лет
Срок реализации: 2года
Вид программы: модифицированная
Форма обучения: индивидуальная

Составитель: Мамаева Т.Н., методист ДДТ

г.Буйнакск , 2021 – 2022 уч.год
1

Основные характеристики программы
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Игра на барабане» художественной направленности. Кавказский барабан древнейших инструмент из всех, о которых есть упоминания в старых писаниях,
найденных на Кавказе. Стоит отметить, что барабан – это настоящее достояние
абсолютно всех республик и народов, что проживают на территории Кавказа. Его
используют не только на свадьбах и других праздниках, но и в повседневной
жизни. На Кавказе считают, что каждый мужчина должен уметь не только
танцевать лезгинку, но и сопровождать ее исполнение умелой игрой на барабане.
1.2. Актуальность программы. Программа способствует формированию умений
и навыков у обучающихся, понимать музыку и эмоционально передавать
исполняемые мелодии, развивает музыкальные и физические способности.
1.3. Педагогическая целесообразность программы заключается в реализации у
учащихся своих творческих способностей в игре на барабане. В программу
входит задача специального обучения детей игре на национальном барабане и
овладения начальным уровнем исполнительства и поэтому программа
дополнительного образования приобщает детей к индивидуальной и
коллективной музыкальной деятельности.
Программа адресована для детей в возрасте от 9 до 16 лет. В коллектив
принимаются все желающие.
1.4. Объем и срок реализации программ: Основной курс программы рассчитан
– на 180 часов:
1- й год обучения - на 72 часа, занятия проводятся по 1 часу два раза в неделю;
2 – й год обучения - на 108 часов, занятия проводятся по 1 часу три раза в
неделю;
Форма проведения – индивидуальная.
1.5. Формы обучения и виды занятий: очная, аудиторная. Беседа, мастерклассы, практические занятия, участие в концертах, торжественных
мероприятиях.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в
неделю, по 1 часу.
1.6. Цель и задачи программы
2

Цель программы: формирование и развитие творческих, музыкальных
способностей у обучающихся через игру на барабане.
Задачи:
1.
Сформировать навыки игры на музыкальном инструменте - барабане.
2.
Способствовать развитию слуха, музыкальной памяти, чувства ритма,
координации движения.
3.
Воспитать творческую активность, чувство коллективизма, эмоциональную
отзывчивость, трудолюбие.
2. Учебно-тематический план
1-й год обучения
№
1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.

Наименование тем
Вводное занятие. Т./Б. История
инструмента, его появления
Устройство барабана. Правила
обращения с барабаном. Правила
игры на барабане
Основные приемы игры на барабане
Игра на барабане
Импровизация.
Шоу – трюки во время игры
Подготовка концертного номера
Итоговое занятие
Итого:

3

Всего

Теория

Практика

1

1

-

1

1

-

16
29
6
10
8

1
2
-

15
27
6
10
8

1

1

-

72 ч.

7ч.

65ч.

Учебно-тематический план
2-й год обучения
№
I.

II.
III.
IV.
V.
VI.

Наименование тем

Всего

Вводное занятие. Введение в
программу 2-го года обучения.
Правила по технике
безопасности.
Продолжение повторения
материала 1-го года обучения.
Правила обращения с
барабаном. Правила игры на
барабане. Постановка рук.
Основные приемы игры на
барабане
Игра на барабане
Импровизация.
Активизация и развитие
творческих способностей
Подведение итогов года
Итого:

1

Практика

1

-

1

1

26

3

23

59
3
17

7
-

52
3
17

1

1

-

12ч.

96ч.

108ч.

4

Теория

2.1 Содержание программы 1-й год обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж. (1ч.) История инструмента, его появления.
Правила по технике безопасности.
2. Устройство барабана. Правила обращения с барабаном.
Правила игры на барабане (1ч.)

3. Основные приемы игры на барабане (16ч.):

Теория (1ч.)- Специфика музыки как вида искусства (отражение
действительности в звуковых образах). Масштабы её художественных
возможностей (отображение картин природы, быта, народной жизни,
внутреннего мира человека). Выразительные средства музыки (мелодия, лад,
гармония, ритм, темп, тембр и т.д.); взаимодействие выразительных средств в
музыкальном произведении.
Практика (15ч.) - Показ разнообразных приемов игры на барабане. Постановка
рук при игре на ударных инструментах. Преодоление мышечной зажатости рук.
Тренировка мышц кистей рук при игре. ке и в левой руке, в обеих руках
одновременно); на отработку ударов (одиночных, двойных, тройных,
четверных); на расслабление кистей рук, локтевого сустава и предплечья.
Основы метра и ритма. Ритмические упражнения на барабане в соответствии с
длительностью звучания нот. Дробь, постановка рук при ее игре, упражнения
для ее отработки. Темпы при исполнении. Одиночные удары длительностью в
1/4, 1/8, 1/16 (в умеренном движении).
4. Игра на барабане (29ч.):
Теория (2ч.)- Основная стойка с инструментом, звукоизвлечение, приемы
игры. Основные приемы игры на ударных инструментах. Музыкальный звук.
Его свойства и качества. Звук как физическое явление.
Практика (27ч.) - Разучивание: ритмы лезгинки, Грузии, Осетии, Абхазии,
южные ритмы Азербайджана и Армении. Обучение игре на палочках взрывные ритмы Северного Кавказа. Отработка упражнений.
Импровизация(6ч.): Самовыражение в музыке. Основные приёмы
импровизации: сольная импровизация; импровизация под метрономом;
импровизация в музыке; импровизация в совместной игре.

5.

6. Шоу – трюки во время игры (10ч.): Разновидности трюковых приемов с
палочками, кручение палочки между пальцами; подкидывание палочки;
перевороты палочек во время игры; перебросы палочек; жонглёрские трюки.
Отработка упражнений.
5

7. Подготовка концертного номера (8ч.): Постановка номера. Репетиционная
работа. Правила поведения во время выступления, на концерте, на сцене и за
кулисами.
8. Итоговое занятие (1ч.): Подведение итогов года.
2.1 Содержание программы 2-й год обучения
I. Вводное занятие – 2часа:
Теория (1ч.)- Введение в программу 2-го года обучения. Правила по технике
безопасности.
Практика (1ч.)- Продолжение повторения материала 1-го года обучения.
Правила обращения с барабаном. Правила игры на барабане. Постановка рук.
II.Основные приемы игры на барабане (26ч.):
Теория (3ч.)- Звук как физическое явление. Постановка ударов. Звуки «дум»,
«лях», «дробь»; постановка рук при их игре, упражнения для отработки. Темпы
при исполнении. Одиночные удары длительностью в 1/4, 1/8, 1/16 (в умеренном
движении).
Практика (23ч.)- Показ разнообразных приемов игры на барабане. Постановка
рук при игре на национальном барабане. Преодоление мышечной зажатости рук.
Тренировка мышц кистей рук при игре как в правой и в левой руке, в обеих руках
одновременно); на отработку ударов (одиночных, двойных, тройных, четверных);
на расслабление кистей рук, локтевого сустава и предплечья. Основы метра и
ритма. Ритмические упражнения на барабане в соответствии с длительностью
звучания нот. «Дробь», «лях», «дум», совмещение звуков с палочками и без
палочек.
III. Игра на барабане (59ч.):
Теория (7ч.)- Основная стойка с инструментом, звукоизвлечение, приемы игры.
Основные приемы игры на национальном барабане. Музыкальный звук. Его
свойства и качества. Звук как физическое явление.
Практика (52ч.) - Разучивание: ритмы лезгинки, Грузии, Осетии, Абхазии,
южные ритмы Азербайджана и Армении. Обучение игре на палочках и без
палочек - взрывные ритмы Северного Кавказа, характерные ритмы. Отработка
упражнений.
IV. Импровизация(3ч.):
Практика (3ч.) - Самовыражение в музыке. Основные приёмы импровизации:
сольная импровизация; импровизация в совместной игре.
6

V. Активизация и развитие творческих способностей (17ч.)
Практика (17ч.)- Исполнение национальных ритмов с палочками и руками.
Совмещение национальных ритмов, Выполнение переходов ритма. Создание
несложного собственного дефиле с барабаном. Создание собственных новых
элементов с барабанными палочками. Развитие через составление собственных
несложных элементов воображения, зрительной и эмоциональной памяти.
Постановка номера. Репетиционная работа. Правила поведения во время
выступления, на концерте, на сцене и за кулисами.
VI. Итоговое занятие (1ч.): Подведение итогов года.
3.Форма аттестации и оценочный материал
3. 1. Учет социальной и творческой активности обучающихся.
Формы отслеживания и фиксации образовательных
результатов: грамоты, фото- и видеоматериалы.
Итоговая аттестация обучающихся в форме: творческие выступления, участие в
конкурсах различного уровня.
3.2. Результативность усвоения планируемого материала:
должны знать:
- историю инструмента, его появления;
- устройство барабана, правила обращения;
- знать основные приемы игры на ударных инструментах;
- знать основные правила поведения на сцене во время выступления.
должны уметь:
- уметь правильно стоять, держать инструмент;
- уметь исполнять простейшие перестроения;
- уметь выполнять простейшие приемы импровизации;
- уметь выполнять простейшие трюковые приемы с палочками;
- владеть навыками построения ритмических рисунков в разных темпах.
4.Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Техническое оснащение
1. Кабинет, национальные барабаны, концертные костюмы.
2. Наглядный материал (стенды); уголок безопасности; наглядные пособия.
3. Видеозаписи упражнений игры на барабане. Музыкальный центр. Диски.
7

4.2. Методические материалы:
Особенности организации образовательного процесса – очно.

Применяемые технологии:

технология
личностно-ориентированного
образования;
здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные;

Выбор метода обучения зависит от содержания занятий, уровня подготовки
и опыта обучающихся:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
- словесные (рассказ, беседа, инструктаж, поощрение);
- наглядные (демонстрация),
- практические (упражнения)
2) По характеру познавательной деятельности:
- репродуктивный метод (демонстрация);
- частично-поисковый (эвристический).

Методы
воспитания:
убеждение, поощрение, упражнение,
стимулирование, мотивация.

Средства обучения: средства объяснения нового материала, средства
закрепления и повторения и средства контроля.

Методы контроля: наблюдение, показательные выступления.

Формы организации образовательного процесса:

индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая;

Формы организации учебного занятия: практическое занятие;

Формы проведения итогов по каждому разделу – выполнение упражнений,
оценка техники игры на барабанах, исполнение разученных ритмов.
Основные принципы реализации программы:

поэтапность (усвоение программы рассчитано на 2 года, содержание
построено с учетом психолого-педагогических возрастных особенностей
детей);

доступность (теоретический материал адаптирован для учащихся
определенной возрастной группы); систематичность (построение и содержание
каждого занятия основано на знаниях, умениях и навыках, полученных
учащимися на предыдущих занятиях);

индивидуальный подход (в процессе занятий осуществляется
индивидуальная работа с детьми по формированию навыков игры на барабане).


8

4.3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кузьмин Ю. Школа игры на ударных инструментах. Ч. I, II, - М., 1965
2. Кизант Г. Техника игры на ударных инструментах. - Киев, 1989.
3. Купинский К Школа игры на ударных инструментах. Ред. Штеймана В. - М.,
1987.
4. Осадчук В. 80 ритмических этюдов для малого барабана. - М., 1956.
5. Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. - М., 1957.
6. Эскин В. Малый барабан. Соло и дуэт. Школа этюдов для всех ступеней
музыкального образования. – СПб. 2014
7. Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. Ред. В. Штеймана. - М.,
2000
4.4.Исходными документами для составления общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; гл.10 ст. 75
2.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№1726-р)
3.Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
4.Письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
(ссылка на ст.34, часть 1 п.7 ФЗ № 273)
5.Письмо МОиН РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
6.СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41.
7. Приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» от 08.09.2015 №613н.
9

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2019г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
10. Локальные нормативные акты:
- Устав МБУ ДО «Дворец детского творчества г.Буйнакск»;
- Положение о правилах приема, перевода и отчисления учащихся.

10

Приложение 2

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87237)2-68-94

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».