1 1. Пояснительная записка Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению. “ Стратегия модернизации содержания общего образования ” определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Направленность данной программы: социально-гуманитарная. 2 1.1. Актуальность данной программы определяется тем, что в условиях современной социальной среды в период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретѐнном опыте. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению. 1.2. Новизна. Развитие молодежного добровольческого движения входит в число приоритетных направлений государственной молодежной политики. Добровольчество является одним из эффективных способов получения молодежью новых знаний, развитию навыков общественной деятельности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требует новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтѐрское движение может стать одной из таких форм работы. Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие чтолибо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных 3 причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка и навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Миссия нашего волонтерского объединения «Новое поколение»– внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. По принципу «равный – равному» волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики и «добрых уроках», в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и в то же время научится проявлять толерантность и уважение к окружающим. Программа «Новое поколение» предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт. Программа внеурочной деятельности «Новое поколение» в Дворце детского творчества города Буйнакска преследует основную идею – воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку. Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу “равный равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. 1.3. Цель и задачи программы: Развитие волонтерского движения в городе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность. Снижение уровня 4 социальной напряженности подростков и молодежи посредством получения ими позитивных эмоций при участии в мероприятиях волонтерского отряда. Комплексная программа предусматривает решение следующих основных задач: 1. Продвигать идеи волонтерства и поддержки молодежных волонтерских инициатив учащихся города Буйнакска 2. Определить направления деятельности волонтеров. 3. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров. 4. Развитие личных и социальных компетенций участников, необходимых в волонтерской деятельности, повышение социального статуса волонтера через средства массовой информации. 5. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.) 6. Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения в подростковой среде. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни. 1.4. Срок реализации программы, формы и режим проведения занятий. Программа рассчитана на одногодичное обучение – 216 часов в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. С учетом возрастной периодизации детей, лучшее время для начала занятий по данной программе – с 11 - 17 лет. Форма занятий групповая. Для зачисления в объединение, работающее по программе «Новое поколение», специальных знаний и подготовки не требуется, зачисляются все желающие. 1.5.Планируемые результаты: В результате освоения программы обучающийся должен уметь: - работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать свое мнение; - организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения; - организовывать и проводить социально значимые акции и проекты для детей, оставшихся без попечения родителей. В результате освоения обучающийся должен знать: - историю развития волонтерского движения; - понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции; - правила составления информационного буклета; - методику организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры, КТД; 5 - возрастные психологические особенности людей пожилого возраста, детей младшего школьного возраста; - правила выхода из конфликтной ситуации; - влияние психоактивных веществ на организм человека, способы отказа от употребления психоактивных веществ. - требование к созданию социальной рекламы; - технологию социального проектирования; - возрастные психологические особенности подростков, понятие и причины девиантного поведения; - биологические и социальные последствия наркотической зависимости. - принципы работы волонтера; - варианты проведения мероприятий с детьми. 2.Содержание программы 2.1. Учебно-тематический план № п/п Наименование темы, разделов 1. Мониторинг. Введение в курс на учебный год Количество часов Формы аттестации (контроля) Всего 3 Теория 1 Практика 2 Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения Социально - значимая деятельность и информационные технологии в работе волонтеров Самовыражение лидера. 18 8 10 Практические задания, игровые тренинги 84 12 72 36 6 30 Воспитание инициативы путем игрового взаимодействия Развитие ораторского мастерства. 24 - 24 21 7 14 7. Специальная подготовка волонтеров 21 8 13 Задания для развития личностных качеств лидеров Практическое задание, упражнения и тренинги Игровые тренинги для сплочения коллектива Практическое задание, самостоятельная работа, игровые тренинги, устный опрос Быстрый круг, мозговой штурм 8. Итоговое занятие. 3 - 3 3. 4. 4. 5. 6. ИТОГО: 216 42 Тестирование учащихся Срезы ЗУН (тестирование, практические задания) 174 6 2.2. Содержание учебного (тематического) плана 1. Вводное занятие – 3ч.: Теория-1ч.: мифы и правда о волонтерстве, Практика – 1ч.: игра –знакомство «Снежный ком», «Назови свое имя» 2. Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения18ч. Теория- 8ч.: Социальная работа и социальное служение. История добровольчества. Деятельность общественного объединения волонтеров. Управление волонтерской деятельностью. Формы волонтерской деятельности со сверстниками. Практика- 10ч.: Как создать волонтерский добровольческий отряд. Отработка технологии «фандрайзинг». Взаимодействие некоммерческих организаций с объектами внешней среды. Тренинг толерантности. 3. Социально – значимая деятельность и информационные технологии в работе волонтеров- 84ч. Теория- 12ч.: Социальные акции по Региональному плану Российского движения школьнив. Беседы на тему основных проблем общества. Практика- 72ч.: Разработка и проведение социально – значимых акций. Социальная реклама. Социальный плакат. Социальный видеоролик. 4. Самовыражение лидера – 36 Теория –6 часов: Приемы и способы самораскрытия; самовыражения. Информация о способах уверенного поведения. Упражнения на повышение самооценки обучающихся, на профилактику агрессивных проявлений. Практика – 30: упражнения на развитие навыков самовыражения. Отработка навыков преодоления препятствий. Обучение постановке целей. Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник. 5. Воспитание путем игрового взаимодействия – 24 Практика -24 часа: игровая диагностика, направленная на выявление организаторских и лидерских качеств учащихся 6. Развитие ораторского мастерства - 21 Теория – 7 час: Личность оратора. Знания, умения и навыки, необходимые оратору. Роды и виды ораторского искусства. Что значит говорить ясно и понятно. Будем последовательны в изложении. Не нужно себе противоречить. Аудитория ждёт обоснования и утверждений. Требования логики к аргументам. Как построить умозаключения. Практика- 14 час: упражнение для развития ораторского мастерства. Творческие вечера. Упражнения для развития речи. Логика в речи оратора. Секреты успешного выступления 7. Специальная подготовка волонтеров- 21ч. 7 Теория- 8ч.: Игровая программа. Коллективное творческое дело. Разработка и защита социальных проектов, творческие задания, игровой практикум. Формы волонтерской деятельности со сверстниками. Особенности работы с детьми сиротами, детьми и подростками, оставшихся без попечения родителей. Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Особенности работы с пожилыми людьми. Особенности работы с подростками асоциального поведения. Практика- 13ч.: Тренинг толерантности. Подготовка к проведению тематического квеста для подростков «группы риска». Оказание помощи ветеранам и пожилым людям. 5. Итоговое занятие- 3ч. Практика- 3ч.: Презентация видеоролика о работе волонтерского объединения. 3. Формы аттестации и оценочные материалы Для определения достижения учащимися планируемых результатов воспитанники сдают ЗУН Вопросы: 1. Основные направления работы добровольческих объединений. Самые крупные ДО в России? 2. Что такое Российское движение школьников и какие направления в нем есть? 3. Какие виды волонтерства вам известны? Вид волонтерства которым вам хотелось бы заниматься и почему? 4. Как развивать навыки уверенного поведение? Упражнение «5 качеств» 5. Основные аспекты развития самоуважения. 6. Инициатива и ее важность в современном обществе. 7. Стресс и навыки снятия стресса. 8. Влияние развития ораторского мастерства на организаторскую деятельность учащегося? 9. Что такое КТД? Последовательность подготовки к мероприятию 10.Важность ЗОЖ. Основные аспекты ЗОЖ 11.У РДШ сколько основных направления (перечислить): 1. Два направления, 2. 4 направления, 3. 6 направлений 4. Направлений нет, только проекты 12.События в организации это: 1. Комплекс мероприятий и дел 8 2. Сценарии заседаний детских советов 3. Тематические встречи 13.Результат это: 1. Итоговый информационный продукт 2. Проведенное дело 3. Презентация опыта 4. Все ответы правильные 14. Психотропные и наркотические вещества 15.Основные принципы организаторской деятельности. Практические задания (формы проведения итоговой оценки): - анкетирование, изготовление буклета по теме, оценки личного участия в мероприятиях, акциях, результаты участия в конкурсах по волонтерской деятельности; - написание социального проекта по теме (учащимся предлагается самостоятельно разработать творческий проект /коллективно-творческое дело и презентовать его). 4. Организационно-педагогические условия реализации программы 4.1.Рекомендуемый перечень учебного оборудования Для реализации данной программы требуется: аудиторное обеспеченное необходимыми техническими средствами. Технические средства: компьютеры с доступом в Интернет; мультимедиа; Интернет-ресурсы помещение, 4.2. Учебно-методическое обеспечение программы Эффективность развития добровольчества в школе зависит от адекватного экспертного проектирования соответствующих организационных форм в конкретной образовательной среде. Таким образом, именно высокотехнологичная инфраструктура развития волонтерства в общеобразовательной организации может обеспечить взаимодействие субъектов добровольческой активности. Разработка и внедрение социальных проектов в школьной среде, в свою очередь, становится мощным стимулом социальной рекламы философии волонтерства и благотворительности и формирует благоприятную атмосферу процесса институционализации «воспитания добровольчеством». Как уже рассматривалось в предыдущем разделе, одним из наиболее существенных способов мотивирования волонтёров 9 является организация участия волонтёров в обучающих тренингах и курсах. Это не только способствует их личностному росту, но и позволяет приобрести специальные социально-психологические компетенции, необходимые для их дальнейшей деятельности в волонтёрской организации. Существует множество интересных методов обучения волонтёров школьников: тренинг – систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга; кейс-метод или метод ситуаций – техника обучения, использующая описание реальных социальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них; деловая игра – способ определения оптимального решения различных задач путем имитации или моделирования ситуации и правил поведения участников; инструктирование – мягкий способ организационного воздействия, заключающийся в разъяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий человека, в предостережении от возможных ошибок и т.д. Обычно инструктирование принимает форму консультационной, информационной и методической помощи человеку, направленной на защиту его прав и свобод; Рабочий инструктаж – практика обучения на рабочем месте, включающая выбор и подготовку преподавателя и обучающегося к прохождению обучения; объяснение и демонстрация процесса преподавателем; закрепление знаний на рабочем месте. Базовое содержание информационного блока, отрабатываемого в ходе обучения волонтёров-школьников и выполнения ими специальных тренинговых упражнений: Определение волонтёрства. Качества волонтёра. Определение соответствия себя образу волонтёра. Особенности добровольческого опыта. Понятие команды. Особенности работы в команде. Основы социального проектирования. Практика подготовки проекта к реализации. Реализация собственного социального проекта. 4.3. Информационное обеспечение программы Список литературы программы 1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003 10 2. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009 3. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009 4. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006 5. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004 6. Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Моё действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005 7. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2005 8. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / Воспитание школьников – 2008 - № 3 9. Волохов А.В. , Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011 10. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/Воспитание школьников – 2008 - № 3 11. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011 12. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007 14. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004 15. Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7 16. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социально-психологических тренингов.- М.,1996 17. Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание школьников – 2009 - № 725 Интренет – ресурсы: https://fadm.gov.ru/ волонтерыпобеды.рф http://volonter.ru/ http://www.isovet.ru/ 11 4.4.Исходными документами для составления программы «Новое поколение» являются: общеразвивающей 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; гл.10 ст. 75 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р) 3. Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 4. Письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; (ссылка на ст.34, часть 1 п.7 ФЗ № 273) 5. Письмо МОиН РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 6. СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41. 7. Приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 08.09.2015 №613н. 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2019г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 10. Локальные нормативные акты: - Устав МБУ ДО «Дворец детского творчества г.Буйнакск»; - Положение о правилах приема, перевода и отчисления учащихся. 12 Приложение 2 Реализация программы 13 14 15