Новое поколение

1

1.

Пояснительная записка

Стремительные политические, социально-экономические изменения,
происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации
самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию
образования.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020
года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных
представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное
поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического
воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной
жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в
общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской
безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным
влияниям среды.
Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков
социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять
приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в
условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других
людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения
отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять
внешнему давлению. “ Стратегия модернизации содержания общего образования
” определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся
определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику
средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы
людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их
деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В
России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений,
которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское
движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого
– добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально
значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной
извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с
ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в
данном виде деятельности.
Направленность данной программы: социально-гуманитарная.
2

1.1. Актуальность данной программы определяется тем, что в условиях
современной социальной среды в период стремительной глобализации и
информатизации жизненного пространства подросток каждый день должен
делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять
свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретѐнном
опыте.
Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно
программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской
позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической
жизни страны и государственной деятельности.
Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской
безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным
влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков
навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им
противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ,
алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения
общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и
уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением
окружающих, противостоять внешнему давлению.
1.2. Новизна. Развитие молодежного добровольческого движения входит в
число приоритетных направлений государственной молодежной политики.
Добровольчество является одним из эффективных способов получения
молодежью новых знаний, развитию навыков общественной деятельности,
формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и
изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требует новых
подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых
форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано
способствовать формированию и совершенствованию политической и
социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтѐрское движение
может стать одной из таких форм работы.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие чтолибо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или
добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных
каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как
правило, с благотворительностью, милосердием.
В России сегодня действует много молодежных волонтерских
объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни.
Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных
3

причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная
социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка и
навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в
единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности
человека в данном виде деятельности.
Миссия нашего волонтерского объединения «Новое поколение»– внести
вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь
окружающих светлее и ярче. Мы понимаем, что невозможно заставить человека
жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем
помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию
свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в
проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен
обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в
процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях,
на тренинговых занятиях, учебах и сборах. По принципу «равный – равному»
волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики и
«добрых уроках», в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга,
в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.
Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и
даже внешне. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и в то же
время научится проявлять толерантность и уважение к окружающим.
Программа «Новое поколение» предполагает включение детей в
социально-значимую деятельность, что способствует формированию их
лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности,
помогает обрести жизненный опыт.
Программа внеурочной деятельности «Новое поколение» в Дворце
детского творчества города Буйнакска преследует основную идею – воспитать
поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а
отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать и
включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем
должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу “равный равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях
профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в
ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.
1.3. Цель и задачи программы:
Развитие волонтерского движения в городе, формирование позитивных
установок учащихся на добровольческую деятельность. Снижение уровня
4

социальной напряженности подростков и молодежи посредством получения ими
позитивных эмоций при участии в мероприятиях волонтерского отряда.
Комплексная программа предусматривает решение следующих основных
задач:
1. Продвигать идеи волонтерства и поддержки молодежных волонтерских
инициатив учащихся города Буйнакска
2. Определить направления деятельности волонтеров.
3. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
4. Развитие личных и социальных компетенций участников,
необходимых в волонтерской деятельности, повышение социального статуса
волонтера через средства массовой информации.
5. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций,
тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
6. Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу,
направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения в
подростковой среде. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе
жизни.
1.4. Срок реализации программы, формы и режим проведения занятий.
Программа рассчитана на одногодичное обучение – 216 часов в год. Занятия
проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.
С учетом возрастной периодизации детей, лучшее время для начала
занятий по данной программе – с 11 - 17 лет. Форма занятий групповая. Для
зачисления в объединение, работающее по программе «Новое поколение»,
специальных знаний и подготовки не требуется, зачисляются все желающие.
1.5.Планируемые результаты:
В результате освоения программы обучающийся должен уметь:
- работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим
мнением и аргументировано отстаивать свое мнение;
- организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
- организовывать и проводить социально значимые акции и проекты для
детей, оставшихся без попечения родителей.
В результате освоения обучающийся должен знать:
- историю развития волонтерского движения;
- понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;
- правила составления информационного буклета;
- методику организации и проведения конкурсной программы,
познавательной игры, КТД;
5

- возрастные психологические особенности людей пожилого возраста,
детей младшего школьного возраста;
- правила выхода из конфликтной ситуации;
- влияние психоактивных веществ на организм человека, способы отказа от
употребления психоактивных веществ.
- требование к созданию социальной рекламы;
- технологию социального проектирования;
- возрастные психологические особенности подростков, понятие и
причины девиантного поведения;
- биологические и социальные последствия наркотической зависимости.
- принципы работы волонтера;
- варианты проведения мероприятий с детьми.
2.Содержание программы
2.1. Учебно-тематический план
№
п/п

Наименование темы, разделов

1.

Мониторинг. Введение в курс на
учебный год

Количество часов

Формы аттестации
(контроля)

Всего
3

Теория
1

Практика
2

Организационные вопросы
деятельности добровольческого
объединения
Социально - значимая
деятельность и информационные
технологии в работе волонтеров
Самовыражение лидера.

18

8

10

Практические задания,
игровые тренинги

84

12

72

36

6

30

Воспитание инициативы путем
игрового взаимодействия
Развитие ораторского мастерства.

24

-

24

21

7

14

7.

Специальная подготовка
волонтеров

21

8

13

Задания для развития
личностных качеств
лидеров
Практическое задание,
упражнения и
тренинги
Игровые тренинги для
сплочения коллектива
Практическое задание,
самостоятельная
работа, игровые
тренинги, устный
опрос
Быстрый круг,
мозговой штурм

8.

Итоговое занятие.

3

-

3

3.

4.

4.

5.
6.

ИТОГО:

216

42

Тестирование
учащихся

Срезы ЗУН
(тестирование,
практические задания)

174

6

2.2. Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие – 3ч.:
Теория-1ч.: мифы и правда о волонтерстве,
Практика – 1ч.: игра –знакомство «Снежный ком», «Назови свое имя»
2. Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения18ч.
Теория- 8ч.: Социальная работа и социальное служение. История
добровольчества. Деятельность общественного объединения волонтеров.
Управление волонтерской деятельностью. Формы волонтерской деятельности со
сверстниками.
Практика- 10ч.: Как создать волонтерский добровольческий отряд. Отработка
технологии «фандрайзинг». Взаимодействие некоммерческих организаций с
объектами внешней среды. Тренинг толерантности.
3. Социально – значимая деятельность и информационные технологии в
работе волонтеров- 84ч.
Теория- 12ч.: Социальные акции по Региональному плану Российского
движения школьнив. Беседы на тему основных проблем общества.
Практика- 72ч.: Разработка и проведение социально – значимых акций.
Социальная реклама. Социальный плакат. Социальный видеоролик.
4. Самовыражение лидера – 36
Теория –6 часов: Приемы и способы самораскрытия; самовыражения.
Информация о способах уверенного поведения. Упражнения на повышение
самооценки обучающихся, на профилактику агрессивных проявлений.
Практика – 30: упражнения на развитие навыков самовыражения. Отработка
навыков преодоления препятствий. Обучение постановке целей. Закрепление
полученных знаний с помощью игровых техник.
5. Воспитание путем игрового взаимодействия – 24
Практика -24 часа: игровая диагностика, направленная на выявление
организаторских и лидерских качеств учащихся
6. Развитие ораторского мастерства - 21
Теория – 7 час: Личность оратора. Знания, умения и навыки, необходимые
оратору. Роды и виды ораторского искусства. Что значит говорить ясно и
понятно. Будем последовательны в изложении. Не нужно себе
противоречить. Аудитория ждёт обоснования и утверждений. Требования
логики к аргументам. Как построить умозаключения.
Практика- 14 час:
упражнение для развития ораторского мастерства.
Творческие вечера. Упражнения для развития речи. Логика в речи оратора.
Секреты успешного выступления
7.
Специальная подготовка волонтеров- 21ч.
7

Теория- 8ч.: Игровая программа. Коллективное творческое дело. Разработка и
защита социальных проектов, творческие задания, игровой практикум. Формы
волонтерской деятельности со сверстниками. Особенности работы с детьми
сиротами, детьми и подростками, оставшихся без попечения родителей.
Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности работы с пожилыми людьми. Особенности работы с подростками
асоциального поведения.
Практика- 13ч.: Тренинг толерантности. Подготовка к проведению
тематического квеста для подростков «группы риска». Оказание помощи
ветеранам и пожилым людям.
5. Итоговое занятие- 3ч.
Практика- 3ч.: Презентация видеоролика о работе волонтерского
объединения.
3. Формы аттестации и оценочные материалы
Для определения достижения учащимися планируемых результатов
воспитанники сдают ЗУН
Вопросы:
1. Основные направления работы добровольческих объединений. Самые
крупные ДО в России?
2. Что такое Российское движение школьников и какие направления в нем
есть?
3. Какие виды волонтерства вам известны? Вид волонтерства которым вам
хотелось бы заниматься и почему?
4. Как развивать навыки уверенного поведение? Упражнение «5 качеств»
5. Основные аспекты развития самоуважения.
6. Инициатива и ее важность в современном обществе.
7. Стресс и навыки снятия стресса.
8. Влияние развития ораторского мастерства на организаторскую
деятельность учащегося?
9. Что такое КТД? Последовательность подготовки к мероприятию
10.Важность ЗОЖ. Основные аспекты ЗОЖ
11.У РДШ сколько основных направления (перечислить):
1. Два направления,
2. 4 направления,
3. 6 направлений
4. Направлений нет, только проекты
12.События в организации это:
1. Комплекс мероприятий и дел
8

2. Сценарии заседаний детских советов
3. Тематические встречи
13.Результат это:
1. Итоговый информационный продукт
2. Проведенное дело
3. Презентация опыта
4. Все ответы правильные
14. Психотропные и наркотические вещества
15.Основные принципы организаторской деятельности.
Практические задания (формы проведения итоговой оценки):
- анкетирование, изготовление буклета по теме, оценки личного участия в
мероприятиях, акциях, результаты участия в конкурсах по волонтерской
деятельности;
- написание социального проекта по теме (учащимся предлагается
самостоятельно разработать творческий проект /коллективно-творческое дело и
презентовать его).
4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1.Рекомендуемый перечень учебного оборудования
Для реализации данной программы требуется: аудиторное
обеспеченное необходимыми техническими средствами.
Технические средства:
 компьютеры с доступом в Интернет;
 мультимедиа;
 Интернет-ресурсы

помещение,

4.2. Учебно-методическое обеспечение программы
Эффективность развития добровольчества в школе зависит от адекватного
экспертного проектирования соответствующих организационных форм в
конкретной образовательной среде.
Таким образом, именно высокотехнологичная инфраструктура развития
волонтерства в общеобразовательной организации может обеспечить
взаимодействие субъектов добровольческой активности. Разработка и внедрение
социальных проектов в школьной среде, в свою очередь, становится мощным
стимулом социальной рекламы философии волонтерства и благотворительности
и формирует благоприятную атмосферу процесса институционализации
«воспитания добровольчеством». Как уже рассматривалось в предыдущем
разделе, одним из наиболее существенных способов мотивирования волонтёров
9

является организация участия волонтёров в обучающих тренингах и курсах. Это
не только способствует их личностному росту, но и позволяет приобрести
специальные социально-психологические компетенции, необходимые для их
дальнейшей деятельности в волонтёрской организации. Существует множество
интересных методов обучения волонтёров школьников: тренинг –
систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и
поведения участников тренинга;
кейс-метод или метод ситуаций – техника обучения, использующая описание
реальных социальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать
ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и
выбрать лучшее из них;
деловая игра – способ определения оптимального решения различных задач
путем имитации или моделирования ситуации и правил поведения участников;
инструктирование – мягкий способ организационного воздействия,
заключающийся в разъяснении обстановки, задач, возможных трудностей и
последствий неправомерных действий человека, в предостережении от
возможных ошибок и т.д. Обычно инструктирование принимает форму
консультационной, информационной и методической помощи человеку,
направленной на защиту его прав и свобод;
Рабочий инструктаж – практика обучения на рабочем месте, включающая
выбор и подготовку преподавателя и обучающегося к прохождению обучения;
объяснение и демонстрация процесса преподавателем; закрепление знаний на
рабочем месте.
Базовое содержание информационного блока, отрабатываемого в ходе
обучения волонтёров-школьников и выполнения ими специальных тренинговых
упражнений:
Определение волонтёрства.
Качества волонтёра.
Определение соответствия себя образу волонтёра.
Особенности добровольческого опыта.
Понятие команды. Особенности работы в команде.
Основы социального проектирования. Практика подготовки проекта к
реализации.
Реализация собственного социального проекта.
4.3. Информационное обеспечение программы
Список литературы программы
1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003

10

2. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А.
Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. –
СПб. - Тверь, 2009
3. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А.
Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев.
Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009
4. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. –
Волгоград, 2006
5. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой
наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой
наркомании. – М., 2004
6. Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Моё
действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005
7. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. –
М., 2005
8. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее
преодоления / Воспитание школьников – 2008 - № 3
9. Волохов А.В. , Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы
деятельности волонтеров. М., 2011
10. Галеева Н. Формирование организаторских умений у
школьников/Воспитание школьников – 2008 - № 3
11. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности
Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011
12. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных
руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007
14. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и
подросткового алкоголизма.- М., 2004
15. Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений
подростков в детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7
16. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки
социально-психологических тренингов.- М.,1996
17. Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. /
Воспитание школьников – 2009 - № 725
Интренет – ресурсы:
https://fadm.gov.ru/
волонтерыпобеды.рф
http://volonter.ru/
http://www.isovet.ru/

11

4.4.Исходными документами для составления
программы «Новое поколение» являются:

общеразвивающей

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; гл.10 ст. 75
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№1726-р)
3. Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
4. Письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
(ссылка на ст.34, часть 1 п.7 ФЗ № 273)
5. Письмо МОиН РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
6. СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций
дополнительного
образования
детей»,
утверждённый
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 года № 41.
7. Приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» от 08.09.2015 №613н.
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2019г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
10. Локальные нормативные акты:
- Устав МБУ ДО «Дворец детского творчества г.Буйнакск»;
- Положение о правилах приема, перевода и отчисления учащихся.

12

Приложение 2

Реализация программы

13

14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87237)2-68-94

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».