Пресс-центр ознак

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского творчества г.Буйнакска»

Принята на заседании
методического совета
Протокол № 1
От «24» августа 2021 года

«Утверждено»
директор ДДТ
_____________ Алиханова М.А.
Приказ «12 » от «26. 08. 2021г.»

Общеобразовательная общеразвивающая программа
дополнительного образования детей

«ПРЕСС - ЦЕНТР»
Направленность – социально – гуманитарная
Уровень программы – стартовый (ознакомительный)
Возраст детей - 9-14 лет
Срок реализации – 1- год (144 часа)

Автор - составитель:
Гаджимагомедова Саида Рамазановна,
ПДО МБУ ДО ДДТ

г. Буйнакск, 2021- 2022 учебный год

1. Пояснительная записка
В
настоящее
время
термины
«информатизация
общества»,
«информационно-коммуникационная среда» получили широкое распространение,
неотъемлемой частью нашей жизни стали средства массовой информации
(глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, газеты), которые
актуализируют проблемы общества и формируют мнения людей.
В связи с этим на первый план выходит человек, готовый к полноценному
общению с людьми, ориентирующийся в потоке информации, способный
выразить свою точку зрения по отношению к актуальным проблемам
современной действительности.
Журналистская деятельность даѐт возможность ребѐнку вырабатывать и
свободно выражать собственное мнение. Такой род деятельности выходит за
пределы задачи простой передачи сообщения, так как не допускает использование
готового опыта, не даѐт возможность просто транслировать полученный объѐм
знаний, а предполагает самостоятельное воплощение идеи, замысла и своего
видения проблемы, согласно своей жизненной позиции. Словесное творчество,
характерное для журналистской деятельности, затрагивает глубину мышления,
тонкость чувств, видение мира. Обучение журналистике определяет не только
знания, но и характер ребѐнка. Воспитательный потенциал журналистики
проявляется в формировании определѐнных умений, нравственных убеждений,
коммуникативного опыта, жизненной активности.
Создание
дополнительной
ознакомительной
программы социальногуманитарной направленности «Пресс-центр» продиктовано возрастающим
интересом молодежи к проблемам современности, желанием максимально
реализовать себя в социально-значимой деятельности, в разностороннем
интеллектуальном творчестве, в выработке навыков к самоопределению,
возможно в поиске будущей профессии. Программа предполагает получение
дополнительного образования в сфере творческих навыков. Программа включает
в себя занятия теоретического обучения и практического применения полученных
знаний, изучение актуальных жанров журналистики, общее введение по радио,
видео, Интернет журналистике, основам рекламы, этике и закону о СМИ.
Актуальность
Как современный и актуальный предмет, журналистика сегодня является
неотъемлемой частью социального общества, позволяющая держать в курсе
мировых событий все население планеты. Актуальность программы заключается
в том, что её реализация даёт обучающимся раннюю профессиональную
ориентацию и, кроме того, помогает оценить свои возможности, познать себя и
помочь сформировать личную позицию.
1.1.

2

На занятиях клуба «Пресс-центр» юные журналисты в первую очередь
преодолевают социальный барьер, учатся рассуждать, аргументировать взгляды,
убеждения, отстаивать свое мнение, слушать, слышать себя и других. Далее,
происходит знакомство с особенностями поисково-творческой деятельности. Дети
учатся писать заметки, статьи, публицистические тексты с учетом жанровых
особенностей, знакомятся с этапами проведения интервью, беседы, репортажа.
Усваивают навыки анкетирования и проведения социальных опросов.
Принимают участие в городских, республиканских и федеральных конкурсах.
Результаты журналистского творчества находят отражение в газете для детей и
подростков - «Переменка».
1.2. Новизна программы: ее содержание направлено на развитие у
учащихся коммуникативной компетенции, которая включает в себя не только
овладение необходимым набором речевых и языковых знаний, но и
формирование умений в области практического использования языка в процессе
речевой деятельности.
1.3. Педагогическая целесообразность данной общеобразовательной
программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий
для формирования у обучающихся навыков выражения собственных мыслей, как
письменных, так и устных. Также данная программа способствует развитию
художественных способностей детей, формирует эстетический вкус, и
эмоциональное состояние
1.4. Цель и задачи программы:
Цель: Формирование системы начальных знаний, умений и навыков
журналистской деятельности, развитие коммуникативной компетенции
учащихся, необходимых для самоопределения, самовыражения и самореализации.
Задачи программы:

Знакомство учащихся с профессией журналиста, журналистской этикой,
методами и формами поиска и обработки журналистского материала.

Формирование основ теоретических знаний по журналистике, выработать
навыки реализации полученных знаний на практике.

Развитие познавательного интереса к проблемам современной
действительности, творческие и коммуникативные способности учащихся.

Мотивировать учащихся к самосовершенствованию, саморазвитию,
адаптации в обществе.

Способствовать формированию устойчивой нравственной позиции и
высокой внутренней культуры личности.
3

1.5. Срок и формы реализации общеобразовательной программы, режим
работы: Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся, рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза
в неделю по 2 часа (144 часа в год) и ориентирована на детей 9-14 лет, так как для
успешного занятия журналистикой необходимы базисные знания в объеме 6-11
классов общеобразовательной школы по предметам – русский язык, литература,
история, информатика.
- количество детей в группе 13-15 человек.
1.6. Ожидаемые результаты
– умение построить устное и письменное сообщение;
– умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
– умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
– самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.

4

2. Содержание программы
2.1.Учебный - тематический план
№
п/п
1

5

Наименование
раздела,
темы
Вводное занятие.

2

Журналист: знакомство с
профессией

3

Речевая культура журналиста

4

Основы журналистики

Свободный выбор темы
Подбор материала по общественно
актуальным темам:
«Школа – мой дом родной»
«Любимый учитель»
«Времена года»
«Мой город»
«Я и мои права и обязанности»
«Экология и мы»
«Мы и наша культура»
«Виртуальная реальность – угроза
или польза»
«Свобода слова» в профессии
журналиста

6

Сбор и обработка материла для
газеты «Переменка».

7

Практикум корреспондента:
конкурсы, мероприятия

8

Подведение итогов года
Итого:

Количество часов

Формы аттестации
(контроля)

Всего Теория Практика
2
1
1
Анкетирование
12
6
6
Создание современного
образа журналиста,
определение набора
профессиональных
качеств
10
5
5
Развитие речи,
карточки, задания,
словарь журналиста
Сбор, обработка
62
20
42
информации: заметки,
статьи,
Тестовые задания,
ежемесячный обзор
прессы
6

3

3

Анализ поисковотворческой работы,
текстов для публикаций
по теме

32

2

30

16

16

4

4

144

37

Ежемесячный обзор и
коллективное
обсуждение собранного
материала для газеты
«Переменка»
Интервью, беседа,
встречи, участие в
творческих конкурсах
Отчет юных
корреспондентов о
проделанной работе за
учебный год

107

5

2.2. Содержание учебного (тематического) плана
1. «Вводное занятие» - 2 часа
Тема: первое знакомство с клубом «Пресс-центр» и программой
Теория – 1час Ознакомление с программой и задачами клуба «Пресс-центр»,
решение организационных вопросов.
Практика – 1 час: Практическая часть предусматривает участие членов
«Пресс-центра» в ежегодном празднике, посвященном началу учебного года
«День открытых дверей».
2. «Журналист: знакомство с профессией» - 12 часов
Теория – 6 часов:
обобщение и систематизация имеющихся наний и представлений о
журналистике. Новые термины. Профессия журналиста.
Универсальный журналист. Роль журналистики в
обществе. Постановка проблемных вопросов и поиск ответов.
Журналистика и общественное мнение.
Практика – 6 часов: творческая работа по созданию имиджа современного
журналиста, правильная логическая постановка вопросов, выражение своей
позиции в решении проблемных вопросов.
3. «Речевая культура журналиста» - 10 часов
Теория – 5 часов
Ознакомление учащихся с культурой речи, основами риторики. Усвоение и
различение таких понятий как:
разговорный и литературный язык; стили речи, нормированная и
ненормированная лексика
Практика – 5 часов
Практические занятия проводятся в виде письменных работ и диктантов.
Также применяются задания индивидуального характера: тесты, карточки;
задания по созданию текстов с определенной стилистической направленностью.
4. «Основы журналистики» - 62 часа
Теория – 20 часов: Основные понятия о журналистике,
истории
журналистики и профессии журналиста. Процесс создания газеты, знакомство со
старейшими печатными изданиями. Понятия: макет газета, полоса и рубрика.
Представление о стенгазете, отличия от периодической газеты. Знакомство с
профессией корреспондента и деятельностью юнкора. Многообразие жанров
журналистики, их основные виды и отличия: проза, поэзия, сатира. Интервью,
методы наблюдения и описания.
Практика – 42 часа: Составление макета газеты, подбор и оформлении
материала для стенгазеты, работа с фотоматериалом, творческие работы в
различных жанрах журналистики. Составление статей, репортажей, заметок.
6

5. Свободный выбор темы - 6 часов
Теория – 3 часа: В раздел входит изучение 7 тем: «Школа – мой дом родной»,
«Времена года» и «Мой учитель» и другие актуальные темы для обсуждения,
которые позволяют проявить уч-ся свои творческие способности в изучении и
описании окружающей их природной и общественной среды, ознакомится с
историей города и школы, а также с описанием природы в литературе и
журналистике.
Практика – 3 часа: Самостоятельная творческая работа учащихся по
заданным темам и различным жанрам.
6. Сбор и обработка материала для газеты «Переменка» - 32 часа
Теория – 2 часа: Знакомство с принципами поисково-творческой
деятельности журналиста. Сбор, выборка, обработка информации, придание
необходимой жанровой формы и содержания
Практика – 30 часов: В этом разделе учащиеся отбирают лучшие материалы,
собранные ими в течение месяца для предоставления в редакцию газеты
«Переменка». В конце месяца статьи публикуются в газете .
7. Практикум корреспондента: конкурсы, мероприятия – 16 часов
практики.
8. Подведение итогов года - 4часа практики.
Заключительное занятие», срезы ЗУН, обсуждение плана работы на
следующий год, награждение грамотами отличившихся членов «Пресс-центра».
3. Формы аттестации и оценочные материалы «ПРЕСС-ЦЕНТРА»
Для контроля качества усвоения программы имеется разработанная система
контроля результативности ЗУН в тестовой форме, практические задания, Юные
журналисты активно выпускают номера
газеты «Переменка», освещают
мероприятия, активно отстаивают свои гражданские позиции. Публикации детей
также позволяют определить достижение учащимися планируемых результатов.
3.1. Тесты ЗУН
1. Журналист это...
а) Человек, который занят выпуском газеты
б) человек, который редактирует, создает или готовит материал для СМИ
в) работник редакции
2.
а)
б)
в)

Основные качества журналиста
интеллект и любопытство
хорошая память и грамотность
любопытство, интеллект, объективность и оперативность
7

3.
а)
б)
в)

Редакция это...
организация, осуществляющая производство и выпуск СМИ
аудитория для собрания работников СМИ
учреждение, занятое распространением СМИ

4.
а)
б)
в)

Корреспондент это...
человек, ответственный за выпуск газеты или журнала
журналист, работающий в редакции
журналист, выполняющий особое задание редакции

5. Репортер это...
а) журналист, который «по горячим следам» собирают и обрабатывают важную
информацию
б) человек, который ведет репортаж
в) журналист, собирающий информацию скандального характера
6.
а)
б)
в)

Как правильно написать в заметке
преступник, совершивший убийство
гражданин, который подозревается в убийстве
убийца, совершивший преступление

7.
а)
б)
в)

Правило 3-х «Н» для репортера
не осуждай, не обвиняй, не комментируй
не воруй, не обманывай, не подводи
не завидуй, не мешай, не продавай

8. Закон перевернутой пирамиды это когда...
а) в начале заметки дается подробная информация о событии
б) сначала идет заглавие, а затем основной текст заметки
в) в первом абзаце после заголовка коротко дается самое важное и интересное, а
потом идет основной текст
9.
а)
б)
в)

На какие вопросы отвечает ЛИД в заметке?
Кто? Что? Где?
Кто? Что? Когда? Где?
Почему? Как? и Кто?

10.Что важно учитывать журналисту при написании статьи?
а) для кого писать, что и почему
б) как составить статью и кому ее сдать
в) сколько будет стоить статья и сколько предложений надо написать
8

11.Интервью это...
а) самый важный способ поиска информации
б) основной метод работы журналиста
в) один из видов информационного жанра
12.Что важно учитывать при подготовке к интервью?
а) когда, где, кого спросить
б) в чем пойти на встречу с собеседником
в) кого спросить, о чем спросить и для кого
13.Какой вопрос, по-вашему, банальный?
а) Какой цвет вы предпочитаете?
б) Почему вы выбрали именно эту профессию?
в) Кого вы предпочитаете - брюнетов или блондинов?
14.С кем из известных людей вы хотели бы провести интервью?
(профессия и ФИ лица)
15. Кто такой журналист?
а) человек, который занимается сбором, обработкой и распространением
информации
б) человек, который занимается выпуском газеты
в) человек, рекламирующий газеты и журналы
16. Какие качества журналиста являются профессиональными?
а) коммуникативность
б) вежливость
в) грамотность
г) оперативность
д) объективность
17. Что относится к средствам массовой информации? (перечислить)
18 Источники информации:
а) мобильный телефон
б) телевидение
в) человек
г) радио
д) группа людей
е) документы
9

19. Пути распространения информации:
а) интернет
б) люди
в) радио
г) Магазин
д) телевидение
е) журналы и газеты
20. Газета - это...
а) фотография, к которой требуется небольшой текст
б) печатное, периодически выпускаемое издание
в) собрание сочинений
4.Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1.Материально-техническая база.
Помещение для занятий – кабинет в ДДТ
Компьютер – набор текстов, макетирование и верстка газеты.
Сканер – отбор фотоматериалов, работа над макетированием и т.д.
Принтер – макетирование, верстка номера.
Фотоаппаратура – съемка необходимой фотоинформации.
Проектор – необходим для просмотра фото и видео иллюстраций в большом
формате.
4.2. Учебно-методическое обеспечение программы
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной
целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели
и выполнения задач программой используются современные методики обучения
основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и
психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Основными формами, способствующими развитию выразительности, образности
устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения,
ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров
журналистики, ролевые игры.
Освоение содержания программного материала базируется на основе
общих методологических принципов:
научности: знания, которые получают учащиеся, должны быть доказаны и
обоснованы;
10

системности и последовательности: знания получаемые детьми должны быть
в определенном порядке;
доступности: знания и практические задания, которые даются детям, должны
быть понятны и соответствовать их развитию
связи теории и практики: теоретические знания должны воплощаться я в
практической деятельности.
Методы обучения, обеспечивающие усвоение материала детьми:
-игровой;
-групповой работы,
-индивидуального подхода;
-дифференцированный метод;
-опережающего задания; анализ и самоанализ; ТСО; наглядный.
Программа предусматривает формы занятий:
- лекции;
- беседы;
- игры;
- опросы
- юнкоровские рейды;
- пресс-конференции;
- конкурсы;
- практическая работа;
–тестирование;
- тематические дискуссии;
- анкетирование.
4.3. Информационное обеспечение программы
Литература для детей
1. Головин, Б.Н. Основы культуры речи. – М.,1980
2. Голуб, И.Б., Розенталь, Д Э. Книга о хорошей речи. – М., 1997
3. Ворон Н. И., Газанджиев С. Г. и др. Местная печать Москвы и
Подмосковья. – М., 2005. – 136 с.
4. Газетное оформление. Теория и практика моделирования. – М., 1981. –
91 с.
5. Глазычев В. Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе.
– М., 1970. – 192 с.
6. Журбина, Е И. Теория и практика художественно-публицистических
жанров. – М., 1999
7. Кудрявцев А. И. Шрифт. – М., 2003. – 248 с.
11

8. Ляхов В. Н. Проблемы методики художественного конструирования
книги // Книга как художественный предмет. Ч. 2. – М., 1990. – С. 239–290.
9. Настольная книга газетного дизайнера. М., 2011.
10. Оформление газет и журналов за рубежом. – М., 1978. – С. 98–146.
11. Оформление периодических изданий / под ред. А. П. Киселева. – М.,
1988. – 160 с.
12. Сэндидж Ч., Фрайбргер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. – М.,
1989. – С. 281–322.
13. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения. М., Просвещение,
1995.
14. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая
школа, 2009.
15. Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. – СПб., 2004. – 496 с.
16. Шицгал А. Г. Русский типографский шрифт. – М., 1985. – 256 с.
Литература для педагога
1. Аникина М.Е. СМИ и подростковая аудитория // Медиаобразование в
школе. - М., 2010.
2. Гонне Ж. Школьные и лицейские газеты / пер. с фр.; общ. ред. и вст. ст.
А.В.Шарикова. - М.: ЮНПРЕСС, 2000.
3. Гостомыслов А.П. Детская журналистика: хозрасчетные газета и журнал
в школе. Учеб.пособие. - СПб., 2006.
4. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: итоги
и перспективы. - М., 2001.
5. Дети и подростки в информационно-образовательном пространстве
Москвы. М., 2013.
6. Дорджиева Л.Б. Детская пресса как фактор формирования
гражданственности школьников. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского
университета, 2007.
7. Жилавская И.В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодёжной
аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий:
дисс. ... канд.фил.наук: 10.01.10. М.: МГУ им М.В.Ломоносова, 2008.
8. Журин А.А. Интегрированное медиаобразование в средней школе/
А.А.Журин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
9. Журналистское образование: концепции и стратегии: Межвуз.сб. /
Отв.ред. Г.С. Мельник, Б.Я. Мисонжников. – СПб.: Роза мира, 2006.
10. Интернет-технологии в помощь ответственному отношению к делу в
современной журналистике: Дистанционный курс / Авт.: В. Короповская,
М. Орешко, О.Семенова, Е. Ястребцева; под ред. Е. Ястребцевой —
12

Москва: Лига юных журналистов, 2016.
11. Интернет-технологии в помощь ответственному отношению к делу в
современной журналистике: Дистанционный курс / Авт.: В. Короповская,
М. Орешко, О.Семенова, Е. Ястребцева; под ред. Е. Ястребцевой —
Москва: Лига юных журналистов, 2016.
12. Книга рецептов. Для редакторов и редакторш. – М.: ЮНПРЕСС, 2007.
119 с.
Интернет-ресурсы:
1. http://ynpress.com
2. http://iast.pro/projects/mediakuznitsa/
3. http://apple.com/ru/imovie
4. http://sila.media/multimedia/whatismultimedia/
4.4. Исходными документами для составления программы «Прессцентр» являются:
Нормативно-правовые акты и документы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; гл.10 ст. 75
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№1726-р)
3. Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
4. Письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной
деятельности
и
реализации
дополнительных
общеобразовательных
программ»; (ссылка на ст.34, часть 1 п.7 ФЗ № 273)
5. Письмо МОиН РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации»
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы);
6. СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций
дополнительного
образования
детей»,
утверждённый
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 года № 41.
7. Приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» от 08.09.2015 №613н.
13

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2019г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
10. Локальные нормативные акты:
- Устав МБУ ДО «Дворец детского творчества г.Буйнакска»;
- Положение о правилах приема, перевода и отчисления учащихся.

14

Приложение2

Творческие
будни юных
журналистов
Учащиеся клуба
«Пресс-центр» уже
не первый год
реализуют свой
познавательнотворческий
потенциал в
статьях,
публикуемых на
страницах газеты
«Переменка» для
детей и
подростков. В ней
публикуются
статьи и заметки
воспитанников15
клуба со всех школ
города. Цель

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87237)2-68-94

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».