Туристско-краеведческая подготовка (углубленная)
Направленность программы «Туристско-краеведческая»: туристско-краеведческая, уровень программы – углубленный.
Туристско-краеведческая
деятельность является одним из эффективных средств комплексного воздействия на
формирование личности, способствует развитию интеллектуального уровня, развитию
наблюдательности у детей, науки общения со сверстниками, взрослыми, окружающим
миром, воспитанию бережного отношения к природе.
Туризм – одна из популярнейших форм
активного отдыха. Ежегодно десятки миллионов туристов путешествуют по родной
стране, знакомятся с ее природными богатствами, историческими и культурными
памятниками.
Правильно организованное и умело проведенное
путешествие укрепляет здоровье ребенка, вырабатывает у него такие ценные
качества, как инициатива, мужество, настойчивость, значительно повышает его
работоспособность. В путешествии крепнет чувство коллективизма, расширяет
кругозор туристов, воспитывает любовь к природе, к Родине.
Данная программа позволяет детям
познакомиться с туризмом, укрепить здоровье, научиться работать с туристским
снаряжением, готовить на костре, научиться ориентироваться на любой местности
по карте и компасу, способствует овладению детьми навыками оказания первой
медицинской помощи. При помощи этой программы дети познакомятся с красотами
нашего родного Дагестана, узнают интересные места с богатой историей. Данная
программа направлена на развитие в ребёнке таких качеств как: любознательность,
целеустремлённость, ответственность, настойчивость, сила воли, ответственное
отношение к дружбе и взаимовыручке.
1.1.
Актуальность. Туризм и краеведение, дополняя друг друга,
осуществляют комплекс образовательно-воспитательных, спортивно-оздоровительных
и научно-познавательных задач. Туристско - краеведческая деятельность является
комплексным средством в деле воспитания и образования учащихся, и в тоже
время очень действенным в силу своей демократичности и гуманности.
Следовательно, туристско-познавательная деятельность учащихся является
весьма актуальной для их всестороннего развития, занимает важное место в
общей системе обучения учащихся и остается педагогически целесообразной. Более
чем столетний опыт России в применении краеведения в обучении
подтверждает актуальность и педагогическую целесообразность туристско -
краеведческих программ и этой формы деятельности учащихся. В последние годы
развитию детского туризма в Российской Федерации уделяется значительное
внимание. Постановлением Правительства от 4 ноября 2014 г №1163 образован
Координационный совет по развитию детского туризма в России, одними из
приоритетных задач которого являются развитие и увеличение объемов детского
туризма в границах страны и патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Именно туристско - краеведческая деятельность детей способствует выполнению
этих задач и является весьма актуальной для нашего времени, для современных
детей и их родителей. В связи с увеличением роли
патриотического воспитания школьников большое значение приобретает
проблема организации краеведческой работы. Содержание
национально-регионального компонента – изучение географии своего края, её
географических особенностей позволяет наиболее полно раскрыть воспитательный и
развивающий потенциал предмета – любовь к своей местности, к своему району, к
своей стране; развивает экологическую культуру, позитивное отношение к
окружающей среде. Для туриста-краеведа Дагестан
является предметом нескончаемого и увлекательного изучения. Кроме того, в наше
непростое время, когда многократно возросла опасность
природных и техногенных катастроф, террористических актов,
необходимо использовать возможности туризма для подготовки занимающихся к
действиям в условиях экстремальных ситуаций.
Растущая отчужденность между людьми
вызывает необходимость использовать возможности туризма для формирования
коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений. Туристические навыки могут пригодиться и при преодолении
чрезвычайных ситуаций, в которые современный человек попадает, к сожалению,
очень часто, да и в повседневной жизни могут пригодиться такие навыки как
преодоление естественных преград, оказание первой доврачебной помощи,
приготовление пищи в полевых условиях.