Юный турист (стартовая)
Ситуация с состоянием здоровья детей и подростков приобрела
за последние годы настолько трагический характер, что о ней заговорили не
только врачи и педагоги, проблема эта стала волновать представителей широкой
общественности и политиков. До 80% первоклассников приходят в школу, имея
нарушения состояния здоровья. К моменту окончания школы число таких детей
увеличивается до 90%! Поздно бить тревогу и заниматься исследованиями,
необходимо предпринимать энергичные меры для изменения сложившегося положения.
Направленность программы «Юный
турист»: туристско-краеведческая, уровень программы – стартовый (ознакомительный).
Одним из самых эффективных, увлекательных,
полезных видов спорта является туризм. Движение, чистый воздух, физические
нагрузки, неформальное общение – это именно то, что нужно для укрепления и
формирования здорового организма ребенка.
Детскому возрасту свойственно стремление к
необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое
естественным путем удовлетворяет потребности ребят.
Туристско-краеведческая форма
учебно-воспитательной работы является эмоционально яркой и очень содержательной
стороной жизни детей. Такая форма работы способствует: укреплению здоровья,
всестороннему воспитанию, становлению гражданственности и патриотизма
подрастающего поколения. Особенно актуальными в настоящее время являются:
укрепление здоровья учащихся через дозированные физические нагрузки, знакомство
воочию с красивейшими ландшафтами страны, непосредственный контакт с природой.
Содержание
национально-регионального компонента – изучение географии своего края, её
географических особенностей позволяет наиболее полно раскрыть воспитательный и
развивающий потенциал предмета – любовь к своей местности, к своему району, к
своей стране; развивает экологическую культуру, позитивное отношение к
окружающей среде.
1.1. Актуальность данной программы определяется тем, что в
условиях современной социальной среды, походы, путешествия, краеведческие
исследования занимают с каждым годом все большее место в жизни наших
школьников, что благотворно сказывается на их кругозоре и формировании ЗОЖ.
Сегодня как никогда актуален вопрос о
необходимости изменения своего отношения к жизни, к природе и обеспечения
соответствующего воспитания и образования нового поколения.
Сочетание спортивного ориентирования, краеведения
и туризма способствует формированию у ребенка представлений о взаимодействии
человека и окружающей среды, навыков здорового образа жизни, любви к родному
краю, стремления к показателям туристского мастерства.
Поскольку
школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть изучения во время походов
истории, природы и культуры родного края - своей малой Родины, о нем можно
говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о
важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания. Для туриста-краеведа
Дагестан является предметом нескончаемого и увлекательного изучения. Кроме
того, в наше непростое время, когда многократно возросла опасность природных и
техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать
возможности туризма для подготовки занимающихся к действиям в условиях
экстремальных ситуаций.
Растущая отчужденность между людьми
вызывает необходимость использовать возможности туризма для формирования
коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений. Туристические навыки могут
пригодиться и при преодолении чрезвычайных ситуаций, в которые современный
человек попадает, к сожалению, очень часто. Да и в повседневной жизни могут
пригодиться такие навыки как преодоление естественных преград, оказание первой
доврачебной помощи, приготовление пищи в полевых условиях.