Юный шахматист (стартовая)
В
школьном возрасте происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом
целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в
значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее
полному раскрытию их творческих способностей.
Грамотно
поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие
позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение
радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать
устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения.
Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного
материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов
и др.
1.1Актуальность программы. Шахматы положительно влияют на совершенствование у
детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Шахматы
по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале
обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали
профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования
носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка
происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в
человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность,
волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет,
умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.
Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут
вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта.
Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах
любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка
сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Шахматы становятся все более серьезным
занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой
среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности, это не только
игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное
эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего
плана действий - способности действовать в уме.
Игра
в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению
логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность.
Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает
самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при
неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в
волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на
совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого
управления поведением. А.Алехин писал: «Шахматы не только знание и логика,
но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не
просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат
быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав
свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни» (1924г.).